Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.11.2016 / 19:40:41
Вечер поэзии под пушкинским названием "Унылая пора! Очей очарованье!" в ахматовском музееУнылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (А. Пушкин)
Этими стихами директор клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» А.В. Маркевич открыла вечер поэзии, в котором приняли участие активисты и гости музея, читавшие классические и свои стихи об осени. А.В. Маркевич вспомнила, как писала А. Ахматова об осени и весне в Ташкенте, ведь она здесь пробыла с осени 1941 по май 1944 гг. во время своей вынужденной южной эвакуации. Они о разных временах года, но их сближает чувство благодарности русского поэта азиатскому краю, приютившему своих соотечественников, попавших в беду, лишившихся на время войны родного крова:
Третью весну встречаю вдали От Ленинграда. Третью? И кажется мне, она Будет последней. Но не забуду я никогда, До часа смерти, Как был отраден мне звук воды В тени древесной. Персик зацвёл, а фиалок дым Всё благовонней. Кто мне посмеет сказать, что здесь Я на чужбине?!
(Луна в зените, 1942-1944)
Из перламутра и агата, Из задымлённого стекла, Так неожиданно покато И так торжественно плыла, - Как будто «Лунная соната» Нам сразу путь пересекла.
(Явление луны, 25 сентября 1944 г.)
В продолжение темы Олег Бордовский прочитал свои лирико-философские стихи «Природы видеть красоту» о временах года и отдельно об осени, в которых ташкентский поэт размышлял не только о красоте природы – «желанной, нежной, не случайной», но ещё и о ценности неповторимых мгновений жизни «в созвучии с листвой опавшей». Умида Каримова впервые осмелилась озвучить на публике свои стихотворные опыты, в которых слушатели оценили её поэтическую свежесть восприятия природы, смелые метафоры, осеннюю грусть, и они сразу же стали близки всем. Поэзия на то и поэзия, чтобы читатели и слушатели могли чужие стихи применить к своей жизни, подумать о времени и о себе и отнести чувства автора к себе самим. Так это случилось в этот раз со стихами Умиды: они смогли покорить разновозрастную аудиторию своей искренностью, метафоричностью и доверительной интонацией. «На алтарь вознесённая жертва – Осень. Краски кровавой мазки». Галина Козлова представила на суд любителей изящной словесности свою «Осеннюю зарисовку». Словно живописец водил пером автора стихотворного наброска с городских улиц, похожих на «оранжевое, жёлтое осеннее созвучье». Автор в изумленье замирает перед «осенью золотой» - «пред той, что так ликующе, так гордо умирает».
Гостья «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» профессор Киргызского Российского славянского университета Екатерина Евгеньевна Озмитель рассказала о своих впечатлениях от поездки в осенний Самарканд, о своём посещении в вечерних сумерках ансамбля мемориальных и культовых зданий на склоне Афрасиаба - Шахи-Зинда. Путешественница оказалась в древнем Самарканде, к её радости, без фотоаппарата и могла полностью погрузиться в духовную область богатейшего историко-культурного наследия. Там её изумили строгая сдержанность средневековых архитектурных форм мавзолеев эмиров и богатый яркий растительный декор четырёхарочного однокупольного вестибюля со стройным порталом на главной оси. Кирпичные мозаики перекликались с огненным цветом осенних деревьев в лучах заходящего солнца и оставили в душе жительницы из Бешкека неизгладимое впечатление о культурном наследии Средней Азии, в котором исторические судьбы населявших этот регион народов Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении были тесно переплетены вплоть до 90-годов прошлого века – эпохи Независимости. Гостью из Бишкека сопровождал всегда желанный гость и друг ахматовского музея, сотрудник Института истории при Национальном университете Узбекистана имени М. Улугбека Равшан Ринатович Назаров. Он исполнил «а капелла» на память несколько старинных русских песен и по настоятельной просьбе собравшихся - одну из программных песен «Охота на волков» любимого поэта и композитора, одним слом, барда - Вл. Высоцкого. В импровизированной программе музыкально-поэтического вечера приняли участие также член правления РКЦ, ст. преподаватель кафедры «История Узбекистана» ТГТУ им. Беруни Ольга Цагараева, библиофил Александр Ступак, филолог Малика Расулова, чтецы-декламаторы Геннадий Ковалёв, Татьяна Касьяненко, молодые курсантыРЦНК. Поэт Светлана Демидова прочитала свои детские и взрослые осенние стихи и принесла в подарок музею прижизненное издание А.П. Чехова из его тринадцатитомного собрания сочинений 1903 года. По этому поводу Равшан Назаров заметил: «Свежими должны быть хлеб и газеты, а книги и друзья – лучше старыми».
Автор этих строк прочитала «19 октября» А.С. Пушкина, два своих стихотворения из цикла «Осенняя сюита» и посвящение лауреату XYII фестиваля «Осенний аккорд» Ольге Абишевой, исполнившей на вечере три авторских песни, взорвавших зал бурными аплодисментами своей душевной открытостью и искренним призывом любить людей и каждое счастливое мгновение жизни. В программу внёс свои искромётные нотки бард из КАП и поэзии «Арча» Арнольд Смородин, исполнивший авторские песни на осеннюю тематику («Когда приходит грусть – я вспоминаю осень…»). В заключение вечера, на котором открылись так много новых талантов, все хором под аккомпанемент гитары в руках А. Смородина спели песню на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая». Музыкально-поэтический вечер в ахматовском музее дал возможность ещё раз всем ощутить живое дыхание осени в поэзии и музыке – гул нашего скоротечного времени.
Гуарик Багдасарова
|
|