Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
22.06.2017 / 12:53:32

"Междуречие" в пространстве малого жанра


"Поразительно: в то время, когда уже люди начали было думать, что образованием выгнали злобу из мира, злоба другою дорогою, с другого конца входит в мир — дорогой ума, и на крыльях журнальных листов, как всепогубляющая саранча, нападает на сердца людей повсюду…" (Н.В. Гоголь).

Вышел в свет в издательстве Национальная библиотека Узбекистана долгожданный альманах "Междуречие" творческого семинара начинающих авторов при Союзе писателей Узбекистана. В альманахе представлены следующие авторы: Вика Осадченко, Фархад Юнусов, Алина Дадаева, Марат Байзаков, Наталья Белоедова, Олеся Цай, Иван Шмаков, Раиса Крапаней, Муртас Кажгалеев, Архелия Мегерко, Кристина Нигматуллина, Алексей Гвардин, Анна Бубнова, Лакис Филлипидис, Андрей Толоконников, Александр Махнёв, Бах Ахмедов.

Презентация альманаха состоялась при полном аншлаге 15 06 17 в музее Есенина в Ташкенте. Читатели имели возможность не только послушать рассказы, сказки, новеллы вживую в авторском исполнении. Они узнали непосредственные отзывы об альманахе из первых уст корифеев литературы: научного сотрудника литературного музея С. Есенина в Ташкенте, автора более 100 произведений, в том числе повести "Три дня в морозном январе", "Окно в прошлое", "Мои господа ташкентцы", документальной повести "Августейший изгнанник" Б.А. Голендера; руководителя семинара, известного в Ташкенте и в ближнем зарубежье прозаика А.П. Устименко, автора повестей "Китайские маски Черубины де Габриак", "Хмарь стеклянной Бухары" и многих других художественных публикаций в отечественных и зарубежных журналах, а также поэта и литературного критика Николая Ильина, автора множества литературоведческих статей и поэтических сборников: "Первая тетрадь", "По клавишам души", "На кочевьях времён", "Обетованная память", "По стопам листопада".

Б.А. Голендер напомнил всем шестилетнюю историю создания альманаха в острых дискуссиях, непредвзятых критических обсуждениях проб и ошибок - сперва в стенах СП Узбекистана, потом музея Есенина и, наконец, окончательно приютившего молодых "семинаристов" мемориального музея узбекского композитора Сулеймана Юдакова с его гостеприимным общественным директором – известным журналистом Б.Р. Бабаевым:

- Иногда засиживались до поздней ночи. В спорах рождается истина: результат налицо. Альманах вышел с хитрым названием "Междуречие": мы, живущие в Узбекистане, действительно находимся между двумя реками – Аму-Дарьёй и Сыр-Дарьёй. Но название альманаха несёт, помимо историко-географического значения, ещё важный дополнительный смысл: мы находимся не только между двух рек, но ещё между русской и узбекской языками, а также речью, индивидуальной, меняющейся в зависимости от таланта и эмоционального состояния личности авторов.

Вели вечер известные поэты Бах Ахмедов и Вика Осадченко. Открыл вечер руководитель семинара, без которого не мог бы состояться выход альманаха в свет, и которого бах Ахмедов "гуру" - как принято называть на Востоке духовных учителей.

Алексей Устименко открыл некоторые секреты своей оригинальной методики руководства творческим семинаром. Он напомнил присутствующим слова известной песни Б.Окуджавы: "Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!" и заявил, что в творческом процессе всё построено наоборот:

- Я учил ребят индивидуально заниматься литературой и хотел внушить им, что творчество создаётся не групповым подрядом, не в дружеском весёлом кругу возле туристского костра и не за бутылкой сухого вина при свечах во время праздничного застолья.

Для индивидуального самовыражения полезно избавляться от накопленного хрестоматийного знания литературы. Стихи хорошие не те, грамотные и безупречные, которые спокойно можно опубликовать на страницах журнала, а те, от которых потрясённый редактор будет ворочаться в бессоннице всю ночь. Наш альманах – это, своего рода, диплом об окончании семинара, который ещё предстоит каждому автору защитить перед лицом оппонентов в лице читателей. Альманах вместе со своими неизбежными недочётами издан.

Николай Ильин с недавнего времени тоже стал участником семинара. Его критика, - по признанию В. Осадченко, - помогает семинаристам расти и совершенствовать своё мастерство. На вечере презентации он выступил в своём профессиональном амплуа. Критик отметил своеобразное достоинство альманаха в отсутствии социального содержания, а заслугой самих авторов – их индивидуальное начало, опровергающее пресловутый закон диалектического развития общества. Молодые авторы доказали своим творчеством, что "не среда формирует человека, а человек – среду". Раиса Крапаней, поэт и блогер, всячески поддерживала авторов на подготовительном этапе и способствовала ускоренному процессу выхода в свет альманаха. Она выразила слова благодарности спонсорам и сподвижникам, без которых издание было бы затруднительным:

- В том, что альманах увидел свет, огромная заслуга дирекции Национальной Библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои. Выражаем благодарность бывшему директору библиотеки Асатжону Азатбековичу Ходжаеву, к которому неоднократно ранее обращались за помощью. Спасибо и.о. директора Умиде Алимджановне Тешабаевой, редактору издательства - поэту Шукуру Курбану и другим сотрудникам библиотеки, непосредственно участвующим в выпуске альманаха.

Раиса Крапаней особую благодарность выразила дому-музею Сулеймана Юдакова, созданному при поддержке Союза композиторов Узбекистана, в частности, его общественному директору Борису Рахимовичу Бабаеву, так как по её словам, благодаря известному в Узбекистане журналисту, после долгих скитаний литературный семинар, наконец, получил постоянную прописку.

Раиса Крапаней также поблагодарила Президента Узбекистана Шавката Миромоновича Мирзиёева - в январе этого года был подписан Указ "О принятии комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения...", в котором говорится и об оказании помощи молодым авторам.

Затем на сцену стали выходить молодые авторы и читать свои произведения. Среди них были как дебютанты в литературе, так и уже известные писатели и поэты, чьи произведения уже стали известны читателям – многие из произведений напечатаны в литературно-художественном журнале "Звезда Востока", с которым семинар активно сотрудничает последние годы.

Самое сильное впечатление оставили авторы альманаха, так или иначе затронувшие тему Ташкента и его обитателей, то есть нас с вами. Муртас Кажгалеев предложил вниманию читателей два рассказа: "Ташкентцы" и "Женский гамбит".

Олеся Цай – детективную историю "Истинная драгоценность" из жизни мошенников – продавцов фальшивых ювелирных украшений, наживающихся на доверчивых клиентах из городской среды в спальных районах Ташкента.

Марат Байзаков – в коротком живописном рассказе "Пески Каракума" не только правдоподобно, живо описал жаркий летний солнечный день в Ташкенте. Автор сумел передать проблемы среднего малоимущего человека, - в данном рассказе - обычной безымянной пассажирки дряхлого Пазика, - кто вынужден ежедневно пользоваться общественным транспортом, годами разделяя с другими сотни его неудобств и тем самым портить себе настроение с самого утра на весь день или даже на всю оставшуюся жизнь. Этому же автору принадлежит талантливый рассказ "Восхождение" о судьбах обречённых онкобольных, собранных иронией судьбы в одной палате, и о том, кто как мужественно справляется с недугом до последнего конца.

Лакис Филиппидис представил в альманахе рассказ "Отражения" об одиноком бездомном продавце, живущем в торговом центре, в чьи обязанности входит делать людей-покупателей счастливыми и его несбыточных грёзах. Другой рассказ того же автора "Позже" призывает читателей добрые дела не откладывать на потом, иначе они могут стоить жизни – в этом сюжете – наших младших братьев – заблудшего в ночи пса.

Действие рассказа "Личная связь" Кристины Нигматуллиной происходит тоже в Ташкенте. Мимолётная зарисовка оставляет в душе читателя грустный осадок.

Раиса Крапаней в рассказе "Междуречье" провела экскурс в прошлое "маленького кусочка" современного Ташкента, расположенного между речками Салар и Бозсу, в обиходе именовавшего себя грозно – Таштюрьма. Автор повествует о времени, когда ещё не остыла память об отечественной войне, не зажили раны героев рассказа.

Этот рассказ знакомо перекликается с "Поэмой без героя" Анны Ахматовой. Будучи в Ташкенте в эвакуации в годы войны, она тосковала о своём репрессированном сыне.

"И открылась мне та дорога,

По которой ушло так много,

По которой сына везли…"

В альманахе представлено достаточно много достойных рассказов (Иван Шмаков, "29 сентября"; "Бах Ахмедов, "Китовый блюз"; Андрей Толоконников. "Не зная броду…"); сказок (Вика Осадченко. "Дорога до", "Рождество под ёлочкой"; Александр Махнёв. "Иван-царевич, бывший дурак";Алина Дадаева. "Синяя обезьяна") и другие произведения малых жанров без идентификации места действия, но в которых ярко прорисовываются образы ташкентцев с характерным для них пониманием любви и добра, даже если они в настоящее время проживают далеко от своей родины.

Одинаковы в них смелость пера, их готовность экспериментировать со словом. Конечно составители альманаха не избежали, на субъективный взгляд автора этих заметок, проходных опусов. Так пародия на М. Зощенко - "Разоблачение" Олеси Цай; новелла "Сумма" Ивана Шмакова; рассказ "Рецепт" Архелии Мегерко; пьеса-шутка из древнегреческой жизни Александра Махнёва "Хайре, Еврипид!" при внешнем различии, им свойственны вторичность - первопроходцами-классиками это поле давно распахано и окультурено.

В целом, альманах "Междуречие" вобрал в себя ту неистребимую светоносную исчезающую городскую энергию рубежа веков, по которой ташкентцы всюду узнают друг друга – в Москве, Новосибирске, Питере, Иерусалиме, Буэнос-Айресе. В ближайших планах "семинаристов" – выпустить альманах "Междуречие -2" - ведь это ещё одна возможность заявить о себе, а читателю увидеть современный мир глазами молодёжи, бережно сберегающей это невидимое, но осязаемое в интеллектуальной поэзии и прозе свечение мысли и сердца.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

21.06.2017 / 09:44:58

В Ташкенте в обновленном составе начал работу литературно-музыкальный клуб "Майсара"

Мемориальная квартира композитора Сулеймана Юдакова при Союзе композиторов Узбекистана становится все более востребованным центром притяжения любителей музыки, представителей интеллигенции, молодого поколения. Далее...

19.06.2017 / 09:50:21

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО АЛЬМАНАХА "МЕЖДУРЕЧИЕ" В МУЗЕЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА ПРОШЛА С БОЛЬШИМ УСПЕХОМ

16 июня в музее Сергея Есенина состоялась презентация первого альманаха молодых авторов литературного семинара при Союзе писателей Узбекистана.Это мероприятие заинтересовало ташкентцев – зал был полон, но несмотря на ташкентскую жару и духоту в зале, никто до окончания вечера его не покинул. Далее...

16.06.2017 / 16:24:59

Конкурс чтецов в ахматовском музее: "Непобеждённое Слово"

В клубе-музее "Мангалочий дворик Анны Ахматовой" 15 июня 2017 г. состоялся конкурс чтецов. Директор ахматовского музея А.В. Маркевич продиктовала условия состязания декламаторов. Далее...

12.06.2017 / 19:56:12

НЕОБЫЧНЫЙ ГУБЕРМАН

Серьезное и пронзительное стихотворение Далее...

07.06.2017 / 16:12:56

Как отметили День рождения Александра Пушкина в Ташкенте

6 июня у памятника "Солнцу русской поэзии" в Ташкенте было многолюдно. Творчество Александра Сергеевича широко известно и любимо не только в России, но и далеко за ее пределами, практически в каждом уголке земного шара. Далее...





26.03.2024 / 12:27:37
Ташкент-Бишкек. Мосты дружбы . Недавние гастроли артистов ГАБТа им. А. Навои в столице Кыргызстана стали событием в культурной жизни дружественной страны
 
24.03.2024 / 12:44:54
В Большом театре Узбекистана им. А. Навои снова был аншлаг. Многочисленную публику накануне очень порадовал вечер итальянской музыки "Три тенора"
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


28.03.2024 / 14:34:38
Большой успех учеников республиканской музыкальной школы им. Успенского на Международном конкурсе юных исполнителей в Бишкеке
 
28.03.2024 / 09:56:10
Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусств
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте