Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
28.02.2021 / 19:16:15

Художник Максим Варданян заявляет о себе как хороший писатель. Совсем недавно вышло из печати новое издание его книги "Художник и модель"


БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

Максим Варданян родился в Ташкенте в 1962 году, но его творческий путь , начавшись у нас в стране, потом проходил через Россию, Польшу, Францию. Более того, он принимал участие в работе над проектами ведущих дизайнерских и творческих объединений в Париже, таких, как Кензо и Галлиано, прожив там довольно долго и плодотворно работая. Картины Варданяна можно увидеть в лучших музеях России, Франции, Бельгии, Германии, США и Японии. И это говорит о многом.
Уже давно сказано, хорошо рисует и пишет тот, кто хорошо думает...А он из той не очень многочисленной когорты художников и пишущих людей, которые хорошо думают и им есть, что сказать поклонникам изобразительного искусства. Являясь ярким самобытным мастером кисти, художник весьма успешно работает в жанре портрета и натюрморта. Как это делается, почему это так привлекает, можно было видеть на его персональной выставке, которая была открыта в Галерее изобразительного искусства Узбекистана в январе 2019 года. Как сообщал в те дни сайт Афиша. Уз, создание крупных полотен (3, 4, 5 м.) – одна из отличительных особенностей художественного стиля Варданяна. Масштабность работ – необходимое творческое условие, через которое он погружает зрителя в пространство художественной иррациональности.  Благодаря игре масштабом и техникой художник раскрывает новые грани своего видения мира, выводя его на более свободный и современный уровень осмысления и визуального впечатления.


И еще одним важным источником информации о творчестве Максима Варданяна стала книга «Художник и модель», напечатанная в популярном московском журнале «Новая Юность» в 2018 году. Вот о ней стоит поговорить подробнее. При этом заметим, что ее второе , дополненное издание , которое подарено и сайту Культура Узбекистана, вышло из печати уже в этом году. При нашей недавней встрече на открытии выставки рисунка известного узбекского архитектора Серго Сутягина, которого он ценит очень высоко, Максим сказал мне, что готовится к печати и третья книга из этой серии.
А теперь обратимся к самой книге , беседе с ее автором и представим комментарий специалиста.

Эксклюзивное интервью Максима Варданяна сайту Культура Узбекистана

- Максим, я всегда прихожу на ваши выставки с большим удовольствием. Сейчас с большим интересом читаю вашу книгу «Художник и модель». Что вас побудило к написанию этой книги?

Варданян — Думаю, что это связано с возрастом. Пора осмысливать пройденный путь и делать соответствующие выводы. Я, конечно, не писатель, я прежде всего художник. Потому эта книга об изобразительном искусстве, о тех, кто его создает, где бы он ни жил. Это мои размышления о пройденном пути. В Париже я прожил немало лет и потому говорю о творчестве тех художников, с которыми я там встречался в различных галереях. Я пишу только о том, что я хорошо знаю. Пикассо я не мог видеть, но галерея, в которой я работал, она много лет работала с ним. Галерея Бурдонов, о которой я пишу. Я их застал глубокими стариками. Не один год проработал с ними, а ранее они работали с Модильяни, Пикассо. Потому я хорошо знаю эту кухню и об этом пишу.

- Знаете, книга подкупает своей искренностью, своей правдивостью. Она завоюет своего читателя, конечно. Такие книги надо читать. А если говорить о вашем пути в изобразительном искусстве, что вы считаете своим достижением?

- Мне , я думаю, удалось достичь очень многих поставленных целей в творчестве. В книге представлены мои размышления для того, чтобы понять как можно глубже, куда идти дальше. Это все я писал прежде всего для себя, и если найдет отзвук в сердцах других людей, наших коллег, будет замечательно.

- У вас все получилось. Я желаю вам удачи в будущем.
- Спасибо.

Нашим следующим собеседником стала известный искусствовед, кандидат искусствознания Эльмира Ахмедова

- Эльмира Рахимовна, как давно вы знаете Максима Варданяна"?

- Я знакома с творчеством Максима Варданяна давно, всегда с большим интересом наблюдаю за ним, прихожу на его выставки. Я ещё помню его первую выставку в 1976 году в театре «Ильхом», и уже тогда он обратил на себя внимание . У него свои, довольно высокие художественные принципы. Это очень важно. Он не участвует в групповых выставках, он долго работает, а потом представляет свои картины на персональных выставках. В Галерее изобразительного искусства Национального банка были представлены две его персональные выставки. Совершенно неожиданной для меня, как для искусствоведа, была его выставка «Ателье» в выставочном зале театра «Ильхом», на которой Максим воссоздал свою мастерскую, как-бы «впустил» зрителя в нее, в «святую святых» для каждого художника. И это было очень интересно.


- Давайте теперь поговорим о книге «Художник и модель»…


- Книга эта - результат его долгих раздумий о жизни, об искусстве, но написано легко и свободно..... Это чисто европейская, скажем, даже более французская традиция, когда художник ведёт дневники, пишет эссе, короткие очерки, а Максим все это объединил в одной теме - художник и модель. Это его размышления об искусстве, наблюдения художника, галериста, переданные в очень короткой и очень емкой форме. У нас такая книга появилась впервые. И это очень привлекательный опыт. Максим вырос, сформировался как художник в Ташкенте, и уже взрослым человеком попадает в Париж, где жил и работал около 20 лет. Здесь есть очень хорошо осмысленное восприятие французской культуры, образа жизни. В живописи он сумел создать синтез традиций Востока и Запада - образ эмоциональный, насыщенный. А мысли художника об искусстве всегда очень интересны. Я хотела бы поздравить всех нас с выходом этой книги и, пожелать Максиму Варданяну новых творческих успехов.

 

.

А теперь обратимся к некоторым страницам книги «Художник и модель», почитаем эти строки. Поверьте, есть что читать и над чем задуматься.

***
Картина — товар.
Но одновременно — таковым не являющаяся.
Художник жадно желает и люто боится видеть ее в этом качестве.
Картина — смысл жизни художника.
И художник стыдится назвать цену смыслу своего существования.
Это унижает творца.
Дилемма, делящая его жизнь ровно надвое:
На райские кущи.
На адские муки.
Он вынужден приспособиться к жизнеобитанию и в той и в другой агрессивной среде.
При хорошем кровообращении системы — переход из одной в другую почти незаметен.
 
***
Художник, как метроном, повторяет заученное движение: от нематериального — к материальному.
И — обратно.
Тысячи раз он должен пройти этот путь в обе стороны, пока не получит в итоге свой искаженный материальный слепок с абстрактных форм душевного огня.
Обычно, чем выше пламя — тем выше риск неминуемых погрешностей.
Художник не контролирует величину этих погрешностей.
Кто контролирует? Он знает — не он!
Степень соответствия этого искажения — внутреннему оригиналу — и есть его талант.
 
Картина — это окно во внутренние уделы художника.
По мазкам, линиям и окружностям на его поверхности мы тщимся понять характер обитателей этого скрытого от нас мира.
Ведает ли сам художник — кого пригрел он в себе?
Какого рода зверушки пасутся в его теплом, темном загоне на заднем дворе — часто лучше не знать.
Порой дикого зверя выращивает он там.
Но отдадим ему должное: чаще скрытые демоны терзают его самого.
Редко он их выпускает на выгул на волю.

Первое издание книги открывается вот такими размышлениями Варданяна:

У Леже - Надя, у Дали — Гала.
У Шагала- Вава и Белла.
У Пикассо — Ольга, Дора, Жаклин, Франсуаз.

Лежебез Нади — не Леже.
Дали без Галы — не дали.
Шагал без Вавы и Беллы — не Шагал.
Пикассо — не Пикассо- без Доры, Ольги, Жаклин,
Франсуаз.

А кто был у Экстер?
Кто был у Розановой и Степановой?
Без кого Экстер — не Экстер, без кого Розанова — не Розанова?
Не знаю. У женщин все сложнее.

У Варданяна, конечно, его любимая супруга, Дайма. Именно ей он посвятил эту книгу.

И еще, стоит обратить внимание на строки:
Красивая эпоха.
«Валёр сюр».
Каждого по отдельности художника этой эпохи бьют Кандинские и Мондрианы без лишних усилий, но вместе, слившись воедино, они создают одно гигантское полотно, неразрывное и без изъянов, которое воссоздает нашу мечту о «золотом веке» искусства, беззаботном и легком, без титанических усилий, без лишних озарений, но где все — атланты, и никаких гномов.
«Золотом веке» — длиною в двадцать лет.

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz





Другие материалы рубрики

25.02.2021 / 20:36:47

Академия художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок представили в ЦВЗ персональную выставку Серго Сутягина "Архитектор рисует"

На выставке можно увидеть графические произведения нашего выдающегося архитектора Серго Сутягина, а также макеты различных проектов, которые были осуществлены в прошлые годы... Тогда все строили "кубики" и "параллелепипеды". И вдруг на месте старых городских ворот возводится пирамида. Купол над ней оторван от стен, он "плавающий"... Далее...

24.02.2021 / 20:33:59

Галерея изобразительного искусства Узбекистана приглашает на выставку

Галерея изобразительного искусства Узбекистана приглашает на выставку Нуриддина Расулова Далее...

22.02.2021 / 21:56:19

ВЫСТАВКА "ТРАДИЦИОННЫЕ ЯПОНСКИЕ ВЕЕРА"

Посольство Японии в Республике Узбекистан, Международный Караван-сарай культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана и Узбекско-Японский Центр представляют выставку "Традиционные японские веера", которая будет проводиться в Ташкенте в период с 26 февраля по 15 марта 2021 г. В экспозиции выставки представлено более 70-ти ярких, изысканных вееров. Далее...

17.02.2021 / 18:03:01

"Пространство и Время". Выставка Мохиры Мулляджановой

В выставочном зале галереи BONUM FACTUM открылась новая персональная выставка художницы Мохиры Мулляджановой "Пространство и время". Далее...

16.02.2021 / 20:28:40

НОВЫЕ СМЫСЛЫ И ГОРИЗОНТЫ В РАБОТАХ МОЛОДЫХ ФОТОГРАФОВ

ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА ЧЛЕНОВ "СЕКЦИИ ФОТОХУДОЖНИКОВ" ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ УЗБЕКИСТАНА СОВМЕСТНО С ФОТОГРАФАМИ-ЛЮБИТЕЛЯМИ. В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие очередной отчетной выставки членов "Секции фотохудожников" Творческого объединения художников Узбекистана совместно с фотографами-любителями. Далее...





14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 
01.03.2024 / 10:56:07
Приглашаем вас на просмотр документального фильма "Спасибо, Родная!".
 


18.03.2024 / 09:58:53
О Наврузе и опере "Садокат" Рустама Абдуллаева
 
14.03.2024 / 12:14:57
ЮНЫЕ ПИАНИСТЫ ИГРАЮТ МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 


18.03.2024 / 13:23:47
На новом заседании Клуба "Интеллектуал" подписано Соглашение о сотрудничестве между Национальной библиотекой Узбекистана им. А. Навои и Галереей изобразительного искусства Узбекистана. А теперь все подробности
 
16.03.2024 / 15:21:22
В Ташкенте состоялась подписание Генерального соглашения между University of Wolverhampton (Великобритания) и International Digital University (IDU, Узбекистан).
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте