Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.08.2016 / 16:21:20
Путешествие в Самарканд и обратно. Или как много можно успеть сделать всего за два дняВсе началось с того, что мы – группа ташкентских друзей получили приглашение в Самарканд, на свадьбу сына нашего хорошего друга Агзама Пулатовича – Тимура. Дружно решили использовать этот шанс на полную катушку и попутешествовать в течение двух дней. Мы выехали днем раньше, в субботу, ранним утром. Не так-то легко теперь, в разгар сезона летних отпусков, купить билеты на наш великолепный поезд «Афросиаб», приобретенный «Узбекистон темир йуллари» в Испании. Но мы это сделали и приехали на железнодорожный вокзал древнего города всего за два часа с небольшим, плюс высокая скорость и комфорт, внимание молодых проводников , которые были готовы откликнуться по первому зову. После сердечной встречи с самаркандскими друзьями на вокзале сразу отправились на местный базар и купили все необходимое, чтобы провести первые сутки на даче нашего друга Рустама и отправиться затем в путешествие по чудесному горному плато , раскинувшемуся в районе Агалыка. Не будем подробно рассказывать о том, как там было красиво вокруг, хотя день был на редкость пасмурный и прохладный. Очень оперативно один из наших друзей, Абдулла Каршиевич, приготовил то, что он сам называет «джиз-пиз», кстати, очень вкусный, потом великолепно пожаренную по особому рецепту картошку с мясом, а потом, на вечер, чудную димламу. Но это было уже после нашего восхождения на плато, где перед нами маячили в дымке невероятно красивые горные вершины, а по пути встречались чудные горные массивы, с такими конфигурациями, что можно было только диву даваться. Ясно было одно, что это многовековые напластования. А глубоко под землей скрыто очень много тайн, наверняка они со временем будут раскрыты. Об этом мы говорили с нашими друзьями – Рустамом и Борисом Исаковичем. А впереди очень легко, пружинистыми шагами, шел еще один наш друг, Валентин, который все время фотографировал, причем двумя фотоаппаратами, чтобы было как можно лучше. Ведь у одного из них был широкоугольный объектив. И вы эти фотографии здесь видите. Вернувшись и вкусно пообедав, мы заглянули в соседний частный парк «Ок буйро», где все время играла музыка и, казалось, что этому празднику не будет конца. Зашли и, можно сказать, ахнули. Настолько там было красиво, по-домашнему уютно, не говоря уже о том, что весь парк утопал в зелени. А различные водные источники создавали необыкновенную прохладу… Вечером подъехали самаркандские друзья и мы, во время и после вкусного ужина, вели долгую беседу о событиях дня, о нашем маленьком восхождении , о необыкновенной истории Самарканда и его окрестностей. Потом беседа с участием нашего друга Олим-ака продолжалась вокруг костра , который мы разожгли. Он был так красив и беседа столь интересной, что долго не хотелось расходиться…На следующее утро поднялись очень рано, выпив по пиале чая, сели в наш маленький автобус и отправились на утренний свадебный плов к Агзаму Пулатовичу, в один из лучших парковых ресторанов города «Зафар», где все было, как говорится, очень впечатляюще и торжественно. А самаркандский плов был приготовлен по высшему разряду…
Мы видели во время экскурсии отличную коллекцию древней и средневековой керамики, металла и стекла, а также ганчевого декора. В фонде Музея истории культуры Узбекистана около 30 тыс. монет государств Центральной Азии, Причерноморья, Древней Греции и Древнего Рима. В этнографической коллекции около 20 тыс. предметов национальной одежды, золотошвейных изделий, ковров периода XIX-XX веков. Здесь же можно увидеть чеканные ножи и металлическую посуду народных мастеров. Сердечно поблагодарив работников музея за отлично проведенную экскурсию, мы отправились на следующую и не менее впечатляющую. Нас ждали уже в небольшой мастерской, где по старинной технологии изготавливают знаменитую самаркандскую бумагу. И здесь тоже есть своя история, о которой стоит рассказать. Выделывать бумагу по древним китайским рецептам в Самарканде начали в 8 веке, а в начале 9 века производство писчей бумаги стало важной отраслью ремесленничества. По мнению специалистов, ремесленники Самарканда в течении тысячи лет выделывали лучшую в мире бумагу, которая обладала гладкой поверхностью, прочностью , а главное - поглощавшую мало чернил. Большинство арабских и персидских рукописей выполнены именно на самаркандской бумаге. Ее сырьевой основой служила кора шелковицы – тутового дерева, растущего в Средней Азии на всем протяжении Великого шелкового пути. Этот сорт бумаги отличался характерной шелковой поверхностью и приятным нежно-охристым оттенком, менее утомляющим глаза при чтении контрастной черно-белой вязи старинного каллиграфического письма. В начале 19 века начавшиеся междоусобные войны , вторжения джунгаров(калмыков) и иранских войск вызвали в регионе жесточайший экономический кризис. В результате центр по производству бумаги переместился в Коканд. Несмотря на более чем скромное количество и качество выпускаемой продукции, эта отрасль просуществовала здесь только до начала 20 века и потом была утрачена. Возрождение производства и получение бумаги стало возможно только после того, как в 1995 году, по решению ЮНЕСКО, в Кагане прошла международная конференция, посвященная сохранению исторических памятников. Тогда было уделено особое внимание и вопросам развития древних народных ремесел , в том числе прозвучало предложение возродить в Узбекистане средневековое бумажное производство. И такая задача практически решена. Как это было сделано и как это делается сейчас, мы узнали во время поездки затем в кишлак Конигил, где и создана эта совершенно удивительная мастерская , основателями которой стали мастера-керамисты .
Когда уехала группа иностранных туристов, наступила наша очередь и нам показали весь процесс получения бумаги . Подробности в интервью, которое дал человек, который и явился инициатором возрождения технологии самаркандской бумаги, председатель Ассоциации «Конгил-Мерос» Зариф МУХТАРОВ:
Затем этот материал снова растворяется в воде , процеживается через тончайшее сито, и образовавшиеся на нем листы осторожно отжимаются, высушиваются на солнце. В завершение поверхность бумаги шлифуется морской раковиной на гладком мраморе. После знакомства с производством, по приглашению Зариф-ака, мы зашли в небольшой зал готовой продукции. И здесь было что посмотреть. Перед нашим взором предстали самые различные виды бумаги, готовой к употреблению, весьма оригинальные тюбетейки, различные куклы и даже декоративные яйца по типу знаменитых яиц Фаберже, сделанные мастером Мухтаровым, и многое другое. Приобретя различные сувениры из самаркандской бумаги, полные самых различных впечатлений, распрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы отправились на железнодорожный вокзал, снова сели в наш безукоризненный поезд «Афросиаб» и отправились домой, в Ташкент, завершив таким образом свою, такую насыщенную событиями, двухдневную поездку в Самарканд.
БОРИС БАБАЕВ, KULTURA.UZ
|
|