Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.12.2018 / 00:10:33
Интересные люди: Белла СабироваВ гостях рубрики #Интересные_люди — большой любитель и ценитель искусства, создатель и директор галереи современного искусства ZEROLINE Белла Сабирова. Собственно герой нашей рубрики — Начало – стандарт: где и на кого вы учились? — И как же вы пришли к… — Т.е. все случилось в процессе банального ведения домашнего хозяйства? — Как пришла идея открыть галерею? Но начиналось всё непросто. Однажды, после очередной «битвы» в ФБ Вячеслав мне написал, не знаю, из каких соображений, «Сабирова, что вы можете? Вы же ничтожество. Вы же ни на что не способны». Конечно, меня это сильно задело. А через некоторое время поступило, предложение, от которого я не смогла отказаться: «Я вижу, как ты интересуешься искусством. Не хочешь ли ты открыть свою собственную галерею?» -, спросил меня очень близкий мне человек. Я не сразу согласилась, потому что не знала, как к этому подойти. Но пространство уже было, независимо от моего решения, и надо было с ним что-то делать. Хорошо, что у меня мама – архитектор и она активно включилась в этот тяжелый процесс. Это были обсуждения, чертежи, привлечение строительной команды. И уже когда примерно 60% было готово, то есть было ясно, что тут – одно пространство, там – второе, здесь – холл, и, хотя никакой отделки еще не было, я позвонила Ахунову. «Не хотите ли вы посетить нас? Может вам будет интересно, и вообще, я хочу с вами посоветоваться». Он пришел, посмотрел, ему понравилось увиденное, конечно, мы нашли общий язык, поняли, что мы можем сделать что-то важное вместе, и вот уже два года работаем, никаких трений между нами нет. Вячеслав с удовольствием включился в эту работу, тем более, что художник, широко известный и востребованный за рубежом имел многие годы запрет на выезд из нашей страны. Это было связанно с его политическими взглядами и внятной гражданской позицией, которая кому-то очень не нравилась. Но сегодня тучи развеялись, и Вячеслав может свободно передвигаться по миру. У Ахунова очень богатый опыт работы с галереями, без его советов как всё устроить и с чего начать, мне было бы очень трудно. Ведь выставочное пространство – это очень сложный организм, хотя зрителю, конечно, это не видно. «Бог в мелочах». И действительно, нужно отработать каждый угол, каждый поворот, у нас сложный потолок, освещение, само пространство легко должно трансформироваться под различные проекты. Даже крючки для картин нужно было заказывать из Москвы – здесь их нет. Так что было много сложностей. Но наконец-то мы закончили с ремонтом и открыли свою первую выставку «Картина как образ времени». Были представлены работы в основном из частных собраний. Было важно показать, что у нас есть коллекционеры, которые с трепетом относятся к своим коллекциям. — Какой это год? Затем, в начале 2017 года мы сделали выставку Вячеслава Ахунова. Для нас это было огромное событие. Ведь это художник, долго не признаваемый у себя на родине, ни один выставочный зал и сегодня не готов открыть его экспозицию, хотя лучшие мировые площадки современного искусства всегда готовы предоставить ему возможность высказаться. Поэтому конечно, открытие выставки «ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ…»(СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ МОДЕРНИЗМ), для нас было знаковым событием. У нас в стране не должно быть запрещённых художников, это всегда будет выглядеть дикостью в глазах мирового сообщества, это не наш путь. Вторым важным для нас событием являлось открытие персональной фотовыставки Умиды Ахмедовой «СМИРНОЕ НЕБО». Это тоже громкое имя в отечественном фотоискусстве и также не самый приветствуемый художник на наших государственных арт-площадках. Тяжело видимо кому-то, когда художник говорит правду. Я считаю, что государство очень мало тратит на искусство. Зачем, казалось бы, тратить на это большие деньги, ведь многим кажется, что культура – это второстепенное направление… Не важнее ли накормить сирот, помочь инвалидам, обездоленным… Безусловно, это очень острые социальные проблемы, важно помогать людям в трудных жизненных ситуациях, это одна из первоочередных задач любого государства. Но искусство – это не менее важно. Если у незаурядных молодых людей нет возможности себя выразить, если у них нет для этого площадок, нет перспектив получить достойное образование, громко заявить о себе, то, конечно, они обязательно выплеснут свою огромную энергию, но только в других, для общества часто небезопасных направлениях. Про Пикассо говорили, что «если бы он не стал художником, он бы стал террористом». Поэтому, на мой взгляд, искусству и культуре необходимо уделять пристальное внимание, чтобы потом обществу не пришлось платить гораздо больше. Нет, скорее, расплачиваться. — Продолжая тему «для чего нужно искусство»: для чего нужна галерея ZEROLINE? — В принципе, вы описали то, что есть. — Случайно, совершенно неожиданно! Когда работал в Citizen, я мельком упомянул, что хорошо знаю биологию, и вдруг меня позвали читать лекцию по динозаврам… — Какие основные виды деятельности существуют у галереи ZEROLINE и у галерей в мире? Кстати, сейчас, под Новый Год, мы делаем целый ряд мероприятий для детей. Не банальные хороводы вокруг ёлки, а через отрывки из мультфильмов об искусстве, викторины, репродукции, знакомим ребят с шедеврами мировой живописи и в игровой форме говорим об искусстве, в целом. — У галереи существуют какие-то финансовые проблемы? Она самоокупается? — И все-таки, инвесторы галерее нужны? — Как много в Узбекистане художников и где их можно посмотреть и почитать об их творчестве? — Каких наших художников должен знать рядовой узбекистанец? — Каких современных художников мы должны знать? — У нас искусство как-то оторвано от жизни… Искусствоведение тоже внесло «положительную» лепту. Чем известнее узбекский «официальный» художник, тем чаще в описаниях к выставке говорится о вещах очень абстрактных, метафизических, обязательно вселенского масштаба, о проблемах не меньше, чем «миру мир», а если поднимаются проблемы гендерные или экологические, то описываются очевидные, давно понятные и известные любому обывателю вещи. И всегда акцент на то, что художник чувствует эти проблемы больше, чем остальные. А какие проблемы? Что война – плохо, а мир – хорошо? Мы все это чувствуем и знаем. В чём здесь новость? Не хватает глубоко личных историй, живого общения, мало кто может поставить «диагноз» в «истории болезни» самого общества, вскрыть его «гнойники», которые старательно маскируют или стараются не замечать официальные власти или сам социум не желает видеть очевидное и очень болезненное. Художнику свойственно быть в поисках истины, только эта истина – в нашей непосредственной реальности, из которой следуют наше отношение к прошлому или размышления о будущем. — Я нескромно утверждаю, что 2016 год делит историю нашей страны на «до» и «после». Историю искусства в Узбекистане этот год делит так же? Было не так уж и плохо, ну, и сейчас не так уж хорошо. Людей, которые сегодня пришли к власти, мы все хорошо знаем и результаты их работы мы прочувствовали уже давно. Стало больше открытости в прессе, но при этом все равно ограничивают доступ к информации, блокируют соцсети, ютуб. Это отвратительная ситуация. Это значит, что нас ограничивают в наших правах. Очень простой пример. Великий Цезарь только и велик потому, что не было в те времена фотоаппаратов, видеокамер, интернета. Мы не знаем ничего о людях, погибших в результате кровавых завоевательных походов полководца Древнего Рима, их личных историях, у нас нет видеоархива разрушенных городов, слёз матерей, потерявших своих детей, страшных картин кровавой бойни … Так рождается тирания, диктат, который сам переписывает историю, как считает нужным. Сегодня, в век высоких технологий, это делать всё сложнее и сложнее, поэтому мы всегда должны обращать внимание, когда нас ограничивают в доступе к соцсетям и интернету. — Особенно художники. — ZEROLINE будет наряжаться к Новому Году?
|
|