Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
30.04.2017 / 13:28:35

Бах Ахмедов: "Я хотел бы жить в библиотеке!.."


В Государственном литературном музее Сергея Есенина 28 04 17 состоялся юбилейный творческий вечер ташкентского поэта Баха Ахмедова, который лишний раз убедил всех его друзей - участников музыкально-литературной программы и гостей об относительности биологического возраста и существенности безмерного Божественного дара творца.

Бах Ахмедов родился в 1967 году в Ташкенте, где проживает и в настоящее время. В 1990 году окончил физический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, чем очень гордится и считает себя, прежде всего, по первому призванию, физиком и только более позднему, второму, - Поэтом.

В октябре 2007 года стал победителем Международного поэтического конкурса «Пушкин в Британии». В 2011 году вошёл в шорт-лист конкурса «Литературная Вена». Участник шестого Ташкентского фестиваля поэзии (сентябрь, 2008 г.) В июне 2012 г. – занял второе место на конкурсе «Поверх барьеров» в рамках фестиваля «Пушкин в Британии».

Публиковался в периодических изданиях и альманахах Узбекистана («Звезда Востока» «Арк» и др.), России («Литературная газета», «Новая Юность», «Северная Аврора», «Аргамак»), Молдавии («Русское поле», Эстонии («Таллин»), Казахстана («Книголюб»), Великобритании («Лондон-инфо») и других. Стихи Баха Ахмедова включены в антологию современной поэзии Узбекистана «Анор» (М., 2009) и в антологию современной русской и армянской поэзии (сборник-билингва) «Буквы на камнях» (М., 2013). В Ташкенте в 2010 году вышла первая книжка стихов «Молчание шара» и в 2015 году – вторая «Облако вероятности».

Творческий вечер поэзии Баха Ахмедова открыл известный ташкентский поэт и литературный критик Николай Ильин. В литературоведческом вступлении, предшествующем поэтическим чтениям, он выявил три своеобразных явления поэзии Баха Ахмедова, как и озаглавил свое устное сообщение:

Прежде всего, докладчик подчеркнул особое восприятие читателями элегической поэзии Б. Ахмедова, когда мы переживаем катарсис-очищение, некое облегчение души благодаря отсутствию сосредоточения только на личностных проблемах лирического героя. Этот персонаж вбирает в себя жизненные тяготы и мировоззренческие поиски большого числа современных людей, живет их болями, стараясь «не грузить» читателя своими: «Свобода – это когда начинаешь дарить // своё неприсутствие». При этом читатель ощущает, что он не одинок, есть понимающий и сочувствующий ему автор:

 

Так открываются двери тайны

И наполняются светом руки.

Все в этой жизни почти случайно

Все, кроме памяти друг о друге.

 

Достаточно парадоксальным может показаться то, что основной лирический персонаж стихотворений Баха Ахмедова, тяготясь своим элегическим состоянием («Налево – осень, а направо Бог, // И жизнь зависла»), в то же время понимает мировоззренческую ценность этого состояния – долгого поиска, напряженного ожидания прояснения. Это состояние включает в себя и воздержание от «истин дешевых» и быстрых:

 

Мы находим ответ, чтобы вновь потерять…

На излете любви, на краю сентября.

Может, поиск извечный – свободы залог?

Может, так изначально задумал нас Бог?

 

Бах Ахмедов не принимает тезиса: «Цель оправдывает средства», столь часто имеющего места в непростом современном переустройстве мира, он боится оказаться среди деятелей, о которых можно сказать: «В каждом – только тень от истины, // Уходящей в ложные слова». Ущербность и «зависшая позиция» литературного героя Баха становятся осознанным самоограничением, стремлением удержаться на нравственной высоте, своеобразным воздержанием от соблазнительной, но ложной жизненной наполненности:

 

Световое голодание…

Цветовая тишина.

И граница мироздания,

как кирпичная стена.

Вдоль идешь и смотришь пристально:

Где-то должен быть просвет!

Если есть, то можно выстоять.

Впрочем, даже если нет…

Световое голодание…

Острый приступ пустоты.

Мир, застывший в ожидании.

И застывший с миром – ты.

 

Выступавший литературный критик тонко заметил, что при сравнительно небольшом наличии внешних, декоративных деталей, характерных для поэзии, сформировавшейся в ареале Востока, в поэзии Баха Ахмедова, безусловно, проявляются национальные корни. Прежде всего, это имеет место в характере мышления и психологическом состоянии лирического героя. Как и у лирического героя газели - смыслообразующего лирического жанра восточной поэзии - разъединение с высшим началом, трудность достижения жизненной полноты – оказываются доминирующим состоянием персонажа, пребыванием в некой реальности: «Где было знание о Боге // Нам не доступное пока».

Представление высшего начала в женском облике – характерная черта газели. В любовной лирике Баха женское начало всегда манящее, но не дающее полноты, ускользающее: «И пробуждение таит // Почти мучительную ясность, // что остается от любви // Всегда лишь маленькая частность». И таких примеров много, - утверждает критик, - приводя множество цитат, приоткрывающих «матрицу национального подсознания» автора.

В итоге, - делает вывод Николай Ильин, - дело не в поэтической географии, но в наличии сущностного содержания для всех:

 

Человек состоит из неправильных рифм,

Из размеров неточных, растущих внутри,

Из своей высоты, что живет в нем,  пока

Он умеет в надежду слагать облака.

Из величия замыслов и пустоты,

Из последней и самой правдивой черты,

А еще человек из любви состоит,

И когда ее нет – остальное болит.

 

После разъясняющего введения в скрытые глубины баховской поэзии Николаем Ильиным перед публикой, переполнившей конференц-зал есенинского музея, радостно предстал молодой человек без определённого возраста. Он сразу же пленил всех присутствующих узнаваемой азиатской внешностью с тонкими чертами лица; первой, едва заметной проседью в густых чёрных волосах и младенческим овалом щёк; взрослым, мягким, умным, грустным взглядом физика-лирика из-под очков и детской открытой улыбкой; слегка небрежной наружностью в американском стиле и простотой движений на русский лад; утончёнными европейскими манерами и заявленным «во весь голос» подростковым пристрастием к кофе. Этот неазиатский «буржуйский» напиток поэт прославляет в своих стихах, как подсчитал Н. Ильин, 16 раз, чуть меньше, чем сквозное в его поэзии связующее всё и вся фатальное понятие «судьба», упоминаемое  22 раза, а еще Фортуна, предначертание, предопределение. Даже алогично утрировано звучит парадоксальный баховский афоризм: «И судьба обрастает судьбою».

Но сам главный герой вовсе не похож на фаталиста. В игровой форме он продолжает свой творческий вечер. Бах, подобно студенту на выпускном госэкзамене в вузе, достаёт один за другим перевёрнутые билеты с заданиями: зашифрованными названиями стихов или отдельными строчками – и охотно отвечает на них. По указанному в них заданию поэт негромко читает свои стихи разных лет и жанров из двух изданных поэтических сборников – «Молчание шара» и «Облако вероятности». На «бис» он с удовольствием декламирует новые неопубликованные сочинения, уже успешно освоившие безграничное пространство всемирной паутины и вызвавшие море позитивных откликов пользователей интернета.

Среди них особняком стоят циклы стихотворных посвящений его любимым художникам: Ван Гогу, Марку Шагалу, Амедео Модильяни:

Протяни мне руку, Модильяни. // Подари мне несколько минут... // Расскажи мне, как живут на грани?// Как за гранью времени живут? // Подари мне холст своих сомнений... // Неизбывной боли чистый холст. // Эта жизнь - всего лишь сила тренья // наших душ и бесконечных звезд. // Золотом струится свет от тела... // От лица, чьи зыбкие черты // подарил ты вечности так смело // на краю холодной пустоты. // Нежное лишь нежным можно мерить... // Ты за это жизнью заплатил. // И твои картины, словно двери,// в мир, чей свет тебя освободил.

Анна Ахматова писала о Париже Серебряного века (1910-11 гг): «Я же тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию». В стихах Б. Ахмедова поэзия, живопись и музыка – равноправные близнецы-сёстры. Стихи Баха также живописны, графичны, энергичны и музыкальны, как их первоисточник, вдохновивший его, будь то природа, живопись, джаз или просто мимолётный случай из его личной жизни или соседа, или даже незнакомца, затронувшего его своим видом, поступком или словом.

Окружающая жизнь с привычным миром вещей – от чашки кофе до ночного дождя за окном – преобразуется в космосе его стихов, особой ритмике строк, простоте и глубине выражения чувств. Она наполняется поэзией, ясновидением и даже пророчеством в некоторых случаях. В этих стихах нет внешней описательности, они направлены вглубь души и близки нам потому, что все люди- братья и сёстры на земле, невзирая на их этническую принадлежность. К этой мысли приходишь, когда читаешь стихи азиата по крови, русского по самому звуковому составу и полноправного жителя «Облака вероятности». Об этом его стихи, открывающие вторую одноимённую книгу и продолжающие программу творческого вечера:

 

На краю книги сидит птица.

На краю жизни сидит время.

На краю неба сидит ангел.

На краю грусти радость сидит.

Эти весы будут вечно качаться,

И равновесие длится лишь миг.

Мы возвращаемся в небо, как птицы

Или слова – в тишину своих книг.

Каждый из нас – непонятное слово

Несуществующего языка.

На краю строки точка возникла,

И растворилась в небе строка.

--------------

Бесконечность – это когда перестаешь

считать снежинки.

Отрешенность – это когда перестаешь

думать об отрешенности.

Просветление – это когда

перестаешь говорить о просветлении.

Свобода – это когда начинаешь дарить

свое неприсутствие.

--------------

Стихи  неправильный кристалл.

Они растут несимметрично.

Они растут неосторожно,

углы и грани их остры.

Их красота бывает странной,

их высота бывает горькой...

Но в них мерцают, как в кристалле,

непостижимые миры.

И может, в этом их спасенье,

или, сказать точнее, наше, –

когда находишь капли света

в прозрачных строчках слюдяных.

Стихи растут необъяснимо.

Все остальное  будет мимо.

Лишь капля крови на ладони...

Лишь тишина живая их...

Зал замирает, слушая поэта, потом безудержно ему рукоплещет. На подиум выходят его близкие друзья, поздравляют именинника и читают его стихи и свои посвящения ему. Среди них мэтры поэзии Николай Ильин, Вика Осадченко, Алина Дадаева, только приехавшая погостить к родным из Мексики; филолог и редактор Лейла Шахназарова; прозаик-юморист Александр Махнёв; рок-музыкант Фархад Юнусов; бардесса Алина Денисова; гроссмейстер-шахматист Муртас Кажгалеев, заместитель редактора  литературно-художественного журнала «Звезда Востока» К.И. Панченко, директор музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» А.В. Маркевич. Программу дополняют молодые вольнослушатели «Семинара поэтов и писателей» при Мемориальном музее узбекского композитора Сулеймана Юдакова, уверенно делающие первые шаги в поэзии и прозе: Рушена Семиногова, Наталья Белоедова, Марат Байзаков (Тима Сталинофф), Олеся Цай.

На вопрос друзей, где бы Бах Ахмедов предпочёл жить, он не сомневаясь, уверенно отвечает:

- Библиотека на меня всегда действует умиротворяюще. Понимаешь, что все суета, что все пройдет и что только великие тексты вечны.
Смотришь на стеллажи и медленно переносишься внутрь какой-нибудь книги, ощущаешь ее дыхание, ее запах, щекотку ее текста, взгляд автора, то насмешливо-ироничный, то грустно-понимающий... 

И медленно-медленно бредешь через кусты абзацев, читаешь и не читаешь их, проникаешь в текст не умом, а ощущением, прикосновением взгляда. И он, текст, вдруг начинает говорить с тобой на каком-то только тебе понятном языке. 

А потом ты вспоминаешь свое имя и не понимаешь, почему оно твое. И кажется, что ты - это уже не ты. Что в тебе живет кто-то другой, жил всегда, просто прятался. А теперь вдруг вышел и смотрит на тебя через зеркало страницы, уменьшая тебя до знака вопроса.

И ты ему говоришь: "Перестань, пожалуйста. Не надо! Это похоже на то, как люди сходят с ума". 

А он улыбается, молчит, и слова ему не нужны, в отличие от тебя. Он знает о тебе все, даже то, чего не знаешь ты сам.

Ты закрываешь книгу и смотришь в окно. На голой ветке дерева застыла ворона, и в небе плывут строчки, за которыми тебе не угнаться…

Эти мечты Бах также весомо, смело, зримо выразил в своих стихах:

Уснуть в библиотеке... / Видеть сны. / В страницах растворяться, постигая / последние пределы глубины, / где только пробуждение спасает. / А после быть собой и не собой... / И понимать, что время - это частность. / И только то становится судьбой, / что выдержало мира безучастность…

Новизна и свежесть поэзии Баха Ахмедова, на мой взгляд, в том, что, во-первых, в её авторе всегда живёт необыкновенная жажда музыки, и в своих стихах он пытается приблизиться к ней. Его сердце приковано к музыке: пережив её, ему трудно умолчать. На своём творческом вечере Бах поделился с друзьями, что для него высшим критерием истинной поэзии является её музыкальность, прежде всего, и образно выразил эту свою потаённую страсть к музыке в стихотворении «Полуденный джаз» (У Баха есть и «Ночной джаз», и др.):

 

...А жизнь свое отражение
разбила на тысячу строк...
Но только один глоток
отпущен на постижение
или на утоление 
жажды иного звука...

Маленькое "прости"
тихо идет по кругу,
пытаясь тебя спасти.

Точка, почти незримая,
прячет огромный мир.
Жажда неутолимая
делает нас людьми...

 

Программу творческого вечера традиционно украсила младшая семнадцатилетняя дочурка виновника торжества. Скрипачка Алина Ахмедова исполнила песню на стихи своего отца в дуэте с Алиной Денисовой (гитара) и сольно -  «Ми-мажорный концерт №2 для скрипки»   любимого композитора её отца - Иоганна Себастьяна Баха.

Бах Ахмедов завершил программу одическими посвящениями своему любимому напитку, но в них, как всегда и везде, звучала трогательная сокровенная нота прозрения жизни:

 

Я создаю тебя из кофе... 
Из зерен нежности и сна...
Как хрупок будущего профиль, 
И весь твой облик у окна...

Еще глоток, еще минута, 
и будет выстрадан портрет. 
Я создаю тебя из чуда,
и значит, мне спасенья нет!

 

***

А может быть, истина в кофе?
А может, не надо вина? 
И новые смыслы возникнут 
в узорах кофейного дна...

Там рыба становится птицей.
И чья-то улыбка едва...
И чьи-то забытые лица,
похожие на острова....

Картины... И нет обещаний.
Струится над чашкой дымок.
И только глоток на прощанье...
Божественный, долгий глоток.

 

Поклонники поэзии Баха одаривают своего кумира со Дня его рождения – 22 04 17 - пачками импортного кофе. Кто-то, пожелавший остаться в неизвестности, подарил Баху 50 кофейных чашек: теперь впору поэту и кофеману в одном лице самому открыть в узбекской столице «Кофейню поэтов» для любителей изящной словесности и кофейного напитка. В ответ благодарный 50-летний юбиляр поблагодарил всех участников программы и зрителей, пришедших на его творческий вечер с добрыми пожеланиями и подарками, и сказал, что все приношения друзей он принимает как аванс:

 

Сколько еще будет написано слов?..

Они притворятся моими, но я-то знаю…

И вот пространство, где больше не видно углов.

Подобие рая?

Сколько уже навсегда затонувших строк…

Но если хотя бы одна доплыла до неба,

может, в ней я обрести бы свободу смог,

вернулся бы снегом…

А после я просто ждал бы земной весны.

Доставил бы людям радость тем, что таю.

Не знаю, зачем я смотрю и смотрю эти сны.

Не знаю…

 

И ещё раз счастливое взрослое дитя поэзии, добра и света выразило признательность всем-всем своим друзьям:

Как мало мне нужно для счастья!.. Пачка кофе! )) Сегодня чувствую себя на вершине счастья, потому что мои замечательные, прекрасные, самые лучшие в мире друзья подарили мне кофе!!! (и не только). А завтра, - я уже чувствую это, - буду еще счастливее, потому что будет еще больше кофе!! )) Спасибо всем за подарки: уже состоявшиеся и будущие!!!!!

Я бы хотел поблагодарить всех своих друзей, которые принимали участие в вечере, за их добрые слова и поддержку. Без них вечер бы не состоялся. Все участники выступили просто блестяще! Я также бесконечно благодарен всем, кто пришел на вечер, за их внимание и терпение, за их подарки и теплоту. Знаю, что я всего этого не заслуживаю и воспринимаю этот поток любви как аванс:

 

Что-то должно светиться…

Что-то звучать должно.

Небо, лицо, страница,

осень, глаза, окно...

Что-то должно быть точным,

много точней тебя.

Музыка, время, строчка,

нежность, уход, судьба...

 

Гуарик Багдасарова

Фото из личного архива автора





Другие материалы рубрики

30.04.2017 / 13:05:03

Письмо в редакцию. 30 апреля празднует свой день рождения наш уважаемый педагог, профессор, заведующий кафедры "специального фортепиано" Государственной консерватории Узбекистана Марат Гумаров

Хотелось бы его сердечно поздравить и пожелать ему всего самого хорошего. Марат Васильевич полон сил и энергии, круг его интересов и увлечений очень широк. В 8 часов утра он уже на своём рабочем месте и так более 30 лет. Мы, его ученики, никогда не видели его уставшим, огорченным или просто "не в духе". Он всегда готов к новым открытиям, готов поделиться всем, что умеет и знает со всеми, кто к нему обратится за советом или консультацией. Далее...

25.04.2017 / 17:04:37

В Бразилию, в Бразилию к далеким берегам…

Обычно когда говорят о дне 22 апреля, то у всех возникают ассоциации с личностями недавнего и не совсем приятного прошлого. Тем не менее, эта дата вошла в мировую история с открытием удивительной страны Бразилии! Да, именно в этот день в 1500 году великий португальский мореплаватель, путешественник и исследователь Педру Алвареша Кабрал высадился на берегу Южной Америки. Далее...

21.04.2017 / 18:45:07

И стелится весенний аромат!

Весна! Прекрасная погода! Далее...

20.04.2017 / 10:10:52

ЭНЕЙ ДАВШАН. "ЛИСТАЯ МОСКОВСКИЕ ГАЗЕТЫ"

Сначала о новостях театральной жизни российской столицы. Театр Ленком предлагает зрителям спектакль по романам Владимира Сорокина "Теллурия" и "День опричника". В связи с этим художественный руководитель театра Марк Захаров пишет: "Владимир Сорокин – выдающийся русский писатель, и что особенно приятно – наш современник. Далее...

07.04.2017 / 09:47:16

Эней Давшан. Листая московские газеты "Среднеазиатский Третьяков" в столице Российской Федерации

Кажется, все без исключения газеты пестрят сейчас сообщениями, раскрывая все новые и новые подробности, о том, что в Москве открылась выставка экспонатов каракалпакского музея имени И.В.Савицкого "Сокровища Нукуса". Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
Завершилась фотовыставка "ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ, ЗАПОЛНЕННЫЙ ЦВЕТОМ"📣
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


28.03.2024 / 14:34:38
Большой успех учеников республиканской музыкальной школы им. Успенского на Международном конкурсе юных исполнителей в Бишкеке
 
28.03.2024 / 09:56:10
Рыцарь служения музе искусств
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 


27.03.2024 / 12:44:53
В Ташкенте состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда, просветителя и педагога Александра Шмидта (1871 - 1939г).
 
26.03.2024 / 13:41:36
Внимание, дорогие друзья и коллеги! Новое заседание Клуба "Интеллектуал" состоится в субботу, 30 марта с.г., в нашем зале библиотеки им. А.Навои. Начало, как всегда, в 16 часов. Прошу готовиться. И до скорой встречи!
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте