Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература
Мир знаний
30.09.2023 / 13:09:09

…Этот день истинно велик и полон таинства


Это – день тех истинно избранных, кто стремится и может передать нечто заветное, бесконечно ёмкое и хранящее в себе множество осознанных и неосознанных свойств – тем, кто находится на разных этапах начал пути и познания мира, людей, и себя в этом мире… Это – день тех, кто, зная и умея, владеет удивительным даром убеждения. И те, кто захочет и сможет его понять – найдут изменения и в себе, и в восприятии окружающего мира…   День Учителя и Наставника…         Кто-то из очень мудрых людей высказал простую и на редкость верную мысль. Ученик – это не тот, кому ты стараешься внушить определенное количество знаний, приёмов восприятия жизни, понимания неких незыблемых законов мира и душ человеческих. Вовсе нет!     Ученик – это тот, кто ЗАХОТЕЛ и СМОГ понять и воспринять излучённое ему Нечто, пропустить его через призму сознания и собственной индивидуальности – и, наконец – понять что-то новое и необычайно важное в мире и в себе. А затем – и воссоздать это новое уже от себя лично, но неизменно – в прочной основе «на плечах»  познаний и осмыслений, усвоенных от своих Наставников…

   Но –   давайте призадумаемся в этот момент. Ведь истинный Наставник – это вовсе не тот, кто неустанно тычет пальцем в то, что у молодой души ещё не получается, да и не может получиться. Наставник – это тот, кто, увидев в ученике искру таланта, искру умения понять, искру СВОЕГО постижения жизни – терпеливо прядет эту золотую нить, радуясь освоению своим учеником каждой новой ступеньки. В основе истинного Наставничества и великое Терпение, и не менее великая Вера в способности своего ученика, в особенности его натуры. И бесконечная Любовь в союзе с Мудростью…

     Во многих постановлениях Президента нашей страны теме учителя и наставника уделяется одно из главнейших мест. Это и совершенно понятно – ведь поколение, которое формируется сейчас, а вслед за ним – и поколения, которые придут и за этим, и за последующим – будут сознательно вершить новую историю нашего государства. И формирование их сознания, профессионализма и истинного умения задумывать и осуществлять задуманное на благо своей страны и народа – это основа гармоничного будущего нашей страны и народа. И здесь, наверное, всего важнее формирование полноценной индивидуальности, Личности в ее особых свойствах осознания мира и себя в нем.

       Созидание личностного начала молодой натуры подобно ваянию скульптора или таинству движений кисти живописца. И нет, да и категорически не может быть  в  этом великом процессе созидания Личности  месту агрессивным окрикам в адрес ученика: «Ты бездарен! У тебя НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ!». Эта фраза не только не содержит в себе ни капли смысла – но  и глубоко и безжалостно ранит! Не менее губительны и нередко встречаемые настырные «не», которые сковывают и волю, и порывы порой с самого детства. «НЕ бегай!», «НЕ ходи на улицу!», «НЕ…»,»НЕ…» и тысячи иных «НЕ», которые только ставят неотёсанный дубовый шлагбаум «запрета» поперек любого пути и порыва души, но и не дают на самых различных этапах понять и осмыслить – а что НАДО делать, и КАК это осуществить? Восстанавливается в памяти и  недавний пример события, произошедшего несколько лет тому назад с сыном моих друзей. Осуществляя курсовой проект, он изобразил здание именно таким, каким оно им задумывалось – и по функциональности, и по образной эстетике внешнего вида. Да, вероятно, как и в любом юношеском замысле, в этом проекте были и  естественные недочёты, и упущения, наряду с броской и, как казалось молодому студенту – свежей формой. И молодой человек ждал оценки своего труда – внятной и весомой с точки зрения опыта и мастерства своего наставника, ждал и советов, и рекомендаций по существу воплощенного им проекта. И чего же он дождался?  Дама-педагог зрелого возраста и, по всей видимости – достаточного опыта своей деятельности, бросив краткий и надменный взгляд на проект юноши, произнесла сухую фразу: «Нет, у тебя здесь ВСЁ НЕ ТАК!». На законный вопрос студента, почему и в чём у него «всё не так», и как же, по её мнению должно быть  «так» - она не удостоила своего ученика ответом и удалилась в соседнюю комнату. Была ли хоть микроскопическая польза от этого «педагогического наставления»  - сказать трудно. К счастью, юмор, оптимизм и нормальный потенциал студента позволил ему избежать стресса и предложить второй, третий – и ещё следующий варианты… 

    Да, во множестве постановлений высшего руководства нашей страны на тему совершенствования образования – особая направленность ощущается именно в улучшении качества преподавания, совершенствованию педагогического мастерства. Вспомним знаменитую фразу из замечательного кинофильма о наставниках и учениках – «Доживём до понедельника». Там яркий и глубокий герой Вячеслава Тихонова говорит по ходу действия фильма своей коллеге-завучу: «Чтобы уметь отдавать – надо иметь то, что отдавать!». Вспомним и совсем иное – в позапрошлом веке двум разным людям при поступлении в консерваторию её маститыми профессорами было резко сказано: «Музыка – не ваше дело! Бросьте это занятие и займитесь чем-нибудь другим!». Одним из этих молодых людей был Джузеппе Верди, другим – Джакомо Пуччини… Да, росток таланта весьма легко попытаться сломать или растоптать самовлюблённым гонором или равнодушным презрением. Но гораздо полезнее, хоть и неимоверно труднее попытаться увидеть в нем необычность этого таланта, раскрыть и помочь ему осознать себя в полной самобытности и красоте… И вовсе не обязательно в сходстве с собой. А –   в полной самобытности несходства как с собой, так и с другими, иными.

    Давайте задумаемся вот над чем. Все мы привыкли к работе с компьютерами и гаджетами, справедливо считая их высокооснащенными современными средствами и хранения информации, и методики работы. Но… Но давайте остановимся на привычном бегу по дням и делам, и глубоко вдумаемся вот в какую странность – весьма существенную и однозначную..  Стремясь к выбору чёткого и лаконичного ответа, компьютер выбирает из хранилища своей памяти ЕДИНСТВЕННЫЙ результат. И лишает наш мозг и чувства благодатного творческого процесса ОСМЫСЛЕНИЯ И ПОИСКА. А процесс в своей постепенности осознаний, развитий, умений, осмыслений – оказывается в сотни раз полезнее и важнее минутного результата, который в отличие от движения процесса, является лишь ТОЧКОЙ, пунктом в этом процессе, моментом, после которого движение непременно должно продолжиться! А когда наш разум начинает сам идти по непознанным и непроторенным путям освоения сути событий и явлений мира – происходит нечто совсем иное, обладающее поистине великой созидательной энергией и потенциалом.

     Как же глубоко важно и прослеживание во многих документах, исходящих от руководства страны очень важного момента. В них говорится о необходимости изучения отечественного и мирового литературного наследия в первую очередь по натуральным, типографским книгам. Да, именно натуральная «живая» книга, собранная из бумажных листов, на которых запечатлены строки, слова и фразы – становится основой нашего ВООБРАЖЕНИЯ! «ВО-ОБРАЖЕНИЯ», т.е – воплощения в образ неустанной работой фантазии. В области художественного слова – это та могучая сила, которая сформирует на основе одних и тех же строк Алишера Навои или Александра Сергеевича Пушкина – в воображении каждого свой неповторимый образ Лейли или Татьяны, Ширин или полной чуда Царевны- Лебедь… А в области наук точных – возродит из математических формул физический смысл любого явления природы и жизни. Как не вспомнить, что великий Д.И.Менделеев увидел свою «Периодическую  Систему  элементов» во сне, спустя почти двадцать лет после момента, когда выдающийся учёный впервые задумался о систематизации химических элементов – и пришёл к мировому открытию. Так, общение с книгой через чувства и разум, великое приобщение к богатству многотомных библиотек, собирание личного книжного собрания – формирует Личность в самой высокой степени. И выясняется, что давняя «дискуссия» физиков и лириков в самих основах лишена основы принципиального различия. Недаром один из великих авиаконструкторов говорил: «Некрасивый самолет не полетит!», недаром многие из выдающихся физиков, математиков, естествоиспытателей испытывали влечение к музыке, живописи, поэзии…

    Воспитание Личности…  Какой же это сложный и непредсказуемый процесс! Как часто в нем встречается «зазубренность» молодой души, с ее юношеским протестом. Против чего? Да, как   это подтверждается – против обыденностей, неправд, маскировок. Вот почему, готовя свою собственную душу к сложнейшему труду педагогического, наставнического призвания – бесконечно важно воспитать ее в своих неуклонных принципах  и правде. Традиции и устои нашей земли и народа предполагают почитание родителей, верность и добропорядочность, высоту моральных устоев. И те, кому мы стараемся и стремимся передать истинность жизненных и творческих основ – должны прежде всего глубоко нам верить, не сомневаясь в подлинности устоев нашей собственной души и моральных и нравственных ценностей.

      Весьма трудно давать рекомендации по наставничеству – настолько это  тонкое и полное таинств дело жизни. Но осознав, насколько профессия режиссера тесно сплетается с наставничеством – рискну осторожно заметить, что труд истинного наставника поистине подобен работе сапера на минном поле. Настолько тонко, бережно, осторожно и в полном взаимно доверии должен вершиться путь общения наставника и ученика. И видя хотя бы искры достижений, надо умело их подмечать – и именно за эту заветную «ниточку» постепенно извлекать на свет все доброе и ценное, что формируется в душе ученика в постоянных общения и в совместных трудах душ и опытного Учителя, и талантливого Ученика.

     Да,  разумеется, стоит сказать и о доброжелательности. Как не вспомнить о том, что Антон Павлович Чехов получал с разных сторон от различных авторов сотни рукописей, которые присылались на его суд. Разумеется, наивно было бы полагать, что большинство этих рукописей были шедеврами. Но внимательно изучив каждую, Чехов находил в каждом случае и верный тон, и нужные слова, ненавязчиво подсказывая автору, как можно было бы сделать его произведение более совершенным, глубоким, образным. И многое рекомендовал к публикациям в различных издательствах. Давайте вспомним и о том, что среди сотен рукописей, внимательно изученных Чеховым при его занятости – да и глубоком нездоровье! –  были и ранние произведения Горького, Куприна, Бунина и многих, многих, кто взошел на должный уровень во многом благодаря именно доброму и бескорыстному наставничеству Антона Павловича…  Вспомним и о визите юного Сергея Есенина к уже сформировавшему свой дар Александру Блоку. Отметим, что при полном несходстве и даже противоположности обликов индивидуальностей этих двух личностей и поэтов –   Блок тепло и по-доброму отметил индивидуальность рязанского юноши и порекомендовал ему всерьез заняться своим высоким поэтическим творчеством.

  Подумаем в этот замечательный день и о другом. Сейчас, как и ранее – много спорят о культуре элитарной и массовой. Суть их, как очевидно – различается. Культура элитарная несет высокие эстетические идеалы и рождает произведения, в которых обобщились явления жизни и перипетии душ человеческих на все времена. Культура массовая – проще и, наверное, доступнее. Она сегодня более «распиарена», более активно распространена. Но давайте вспомним и о том, что в грозные дни войны  с немецким фашизмом именно песня стала одним из высоких жанров искусства, касающихся самых глубинных проблем. В качестве курьеза на эту тему двух культур – давайте вспомним известную сказку про курочку-рябу, которая снесла золотое яичко. В чём суть этой сказки-притчи! А в том, что некая курочка своим особым даром снесла НЕ ПРОСТОЕ, А ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО, которое необычно, ярко, непонятно для многих. Дед и Баба решили его привычно и прозаически скушать. А оно – вот поди же! – не разбивается… Вдруг некая Мышка, пробежав, роняет золотое яичко на пол, и оно… разбивается. Как известно, Дед и Баба плачут. О чём – да о том, что яичко не принесло им обычной, бытовой пользы! А что отвечает Курочка-ряба: «Не плачьте, Дед и Баба! Я  больше никогда не буду нести золотые яички, а только – простые!...».   Вот и  резюме  –  не нужно вам яркое, особое, талантливое – живите обыденным! Жутковато? Да… Давайте помнить об этом, дорогие педагоги и наставники. Автору этих строк, отдавшему помимо своей основной режиссерской профессии – и пять десятилетий  театральной педагогики – есть основания вместе с вами задуматься надо всем этим в прекрасный день Учителя и Наставника...

   Дорогие коллеги и друзья, многочисленные Наставники и Учителя разных профессий! В этот день золотой осени я всей полнотой души хочу поздравить вас с этим великим праздником! Он необыкновенно важен и нужен сегодня и всей нашей стране, которой необходимо новое талантливое поколение разных, высокоодаренных и  владеющих профессией жителей нашей страны, - и каждому узбекистанцу. И в чем ни проявлялись бы их талант и устремленность – очень важно, чтобы от каждого из вас они восприняли не  только знания и опыт. Но и великий дар быть Людьми, несущими Добро, умеющими понять ближнего, сострадать. И не понаслышке ведать о высшей категории Совести и Чести в каждом своем деле, в каждом шаге жизни и общений. Здравия вам, дорогие друзья, неутомимой энергии, света души и энергии. Великого и мудрого терпения – ведь то, что вы стремитесь передать, требует осмысления и понимания умом и сердцем – и не может свершиться в один момент. Ведь решительно ВСЁ, что вы несёте своим внимательным ученикам – даст замечательные результаты и подлинные открытия и для вас самих, и для тех, кому вы стремитесь передать всю полноту своей высокой миссии в течение всей жизни и труда души!   Доброй вам истинно золотой Осени! И непременного прорыва каждого наставника и ученика  к своей Весне, которая неизменно придет  к тем, кому она пожелает открыться , доставив моменты настоящей гармонии души!

 

                                                           Андрей  СЛОНИМ,

Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан,

Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, поэт, публицист

 

 





Другие материалы рубрики

28.09.2023 / 21:06:01

Хорошим хочется делиться, о хорошем нужно говорить. Потому о встрече в ташкентском Клубе "Интеллектуал" в субботу , 23-сентября 2023 г. нельзя не рассказать.

По доброй традиции новое заседание членов нашего клуба в зале Национальной библиотеки им. А. Навои начали с поздравления с днем рождения . В эти дни отмечали свой праздник уважаемые члены клуба Тамара Санаева, Валентина Педорченко и Ирина Хилкова. Поприветствовали всех с пожеланиями крепкого здоровья и успехов. Далее...

22.09.2023 / 13:09:18

В связи с 25-летием и в соответствии с программой "Недели Германии" в Узбекистане Гёте-Институт в Ташкенте провел "День открытых дверей"

Для участия в этом большом празднике были приглашены многие ташкентцы и гости столицы. Его программа включала в себя самые различные мероприятия. Далее...

19.09.2023 / 14:27:52

Как прошел день открытых дверей в институте Гёте

16 сентября в Институте Гёте состоялся день открытых дверей в честь юбилея института. В этом году институту Гёте в Ташкенте исполнилось 25 лет. В мероприятии приняли участие немецкий стрит-арт художник Джим Авиньон и диджей Хольгер Байер. Далее...

19.09.2023 / 14:24:57

Пресс-секретарь премьер министра — о предложении РФ построить школы в Узбекистане

Предложение председателя правительства России Михаила Мишустина о строительстве школ в Узбекистане было интерпретировано неверно, заявил в телеграм-канале пресс-секретарь премьер-министра Узбекистана Бекзод Хидоятов. Далее...

15.09.2023 / 08:05:18

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА "РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ТАШКЕНТ – 2023"

С 22 по 23 сентября 2023 года в г. Ташкенте состоится Международная выставка-ярмарка "Российское образование. Ташкент – 2023", которая проводится Представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан, Министерством дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан. Далее...





26.02.2024 / 14:11:58
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана представляет выставочный проект Crafting Uzbekistan: Tradition in Threads на Биеннале дизайна в Дохе
 
21.02.2024 / 18:24:31
В конференц-зале Академии художеств Узбекистана состоялась церемония награждения японским императорским орденом председателя Академии художеств Узбекистана Акмаля Нуридинова
 


26.02.2024 / 09:55:29
Узбекистан и Великобритания обсуждают вопрос создания фильма о Захириддине Мухаммаде Бабуре
 
22.02.2024 / 18:11:59
Обсуждено производство национальных сериалов
 


26.02.2024 / 17:24:26
23 февраля 2024 года в Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Министерстве культуры прошёл отчетный концерт Башкиро-Татарского культурного центра Дуслык Юнусабадского района.
 
19.02.2024 / 13:07:09
В Узбекистане широко отмечается китайский новый год. Этому событию уже был посвящен целый ряд значимых мероприятий у нас в Ташкенте
 


24.02.2024 / 10:37:29
Юсупова Мавлюда Аминжановна назначена на должность директора Международного Исследовательского института "Шёлковый путь" при Международном университете туризма и культурного наследия "Шёлковый путь".
 
20.02.2024 / 14:31:47
Ферганская область изучает опыт Венгрии по привлечению туристов
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте