Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.08.2018 / 10:25:04
Кинорежиссер Али Хамраев об искусстве, отце, друзьях, родинеВыдающийся узбекский кинорежиссер Али Хамраев скоро прилетает в Нью-Йорк, где состоится премьера его нового документального фильма "Я тебя не забыл".
Маэстро Али Хамраев дал интервью главному редактору The Bukharian Times Рафаэлю Некталову
– Уважаемый устоз, маэстро! Многие десятилетия не только я, но и немалое число кинозрителей находятся под огромным впечатлением от Ваших незабываемых поэтичных фильмов: «Человек уходит за птицами», «Триптих», «Телохранитель», «Бо Ба Бу». Мои родители любили Ваш фильм «Где ты, моя Зульфия!». Просто не верится, что наше давнее общение в виртуальном пространстве переходит в реальность: 22 августа Вы прилетаете в Нью-Йорк, а на следующий день мы непременно встретимся на премьере Вашей новой ленты. Али Хамраев: – Мой приезд в Нью-Йорк связан в основном с желанием побывать на юбилейных торжествах близкого человека. Ибо моему другу детства и юности, однокласснику, соседу по ташкентскому переулку Борису Гринбергу исполняется 80 лет. Разве я могу пропустить это событие и не обнять юбиляра? А после того, как Вы мне сказали, что просмотр фильма приурочен ко Дню независимости Узбекистана, я с удовольствием представлю в этот праздничный день свой новый фильм. На сей раз – документальный. Так что надеюсь получить двойное удовольствие… - Вы привезете в Нью-Йорк новую ленту «Я тебя не забыл». Предстоит ее американская премьера. Я читал об этом кино, видел прекрасные кадры в Фейсбуке. Расскажите о нем. - В 1985 году мне удалось снять исповедальный фильм «Я тебя помню». Герой его ищет могилу отца, погибшего в Великую Отечественную войну. В основу кинокартины легли действительные события, связанные с тем, как я по просьбе мамы поехал из Ташкента под Вязьму. Именно там, в смоленских лесах погиб мой папа – актер и сценарист узбекского кино Эргаш Хамраев. Фильм был художественный, и понятно, что многие факты и события остались за кадром. Именно в те годы я и решил когда-нибудь снять документальную ленту, чтобы в ней рассказать о зарождении кино Узбекистана. И в частности – о поколении Эргаша Хамраева, о событиях 20-30-х годов прошлого века. - С чего началась эта непростая, явно трудоемкая работа? - Мои режиссерские тетради постепенно заполнялись различными материалами. Сохранились письма с фронта, семейные фотографии, старые фильмы ждали своего часа в архивах России и Узбекистана. К тому же я запомнил и записал воспоминания близких друзей и коллег Эргаша Хамраева, ныне уже покойных. Благодаря студиям «РОК» (Москва) и «Новые проекты» (Санкт-Петербург) мне удалось в начале этого года приступить к работе над документальным проектом «Я тебя не забыл». В конце июля сделаны последние штрихи в монтаже, цветокоррекции, и уже 15 августа на кинофестивале «Окно в Европу» в городе Выборге под Санкт-Петербургом состоится премьера. Над фильмом работала не только группа специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга, но и моя семья. - Очень интересно продолжение «семейственности» Хамраевых в нынешнем кинопроцессе – давайте подробности. - Старшая дочь Лейли помогала с написанием сценария, сын Али-Эргаш стал одним из операторов, супруга Гульбустан была музыкальным редактором, привлекла прекрасную музыку Румиля Вильданова. Но самое главное событие для меня в работе над фильмом «Я тебя не забыл» – полёты из Москвы на съемки в Ташкент и Самарканд с моим другом, замечательным кинооператором Юрием Клименко. Последний раз мы летали с ним в Афганистан, когда снимали фильм «Жаркое лето в Кабуле» (1982 год). До этого мой друг очень помог мне на фильмах «Человек уходит за птицами», «Триптих», «Телохранитель». И, наконец, после долгого перерыва мы снова вместе на съёмочной площадке. - Напомним: Юрий Клименко – уникальный кинооператор! Великие фильмы Ваших коллег, выдающихся режиссеров Сергея Параджанова, Георгия Данелии, Рустама Хамдамова, Сергея Соловьева, Алексея Учителя, Станислава Говорухина снимал именно Юрий Клименко. Как Вы пришли к идее создания фильма «Я тебя не забыл»? - Как-то, работая в кино-архиве, я увидел старую хронику 1937 года: на Казанский вокзал прибывает поезд с участниками «Декады литературы и искусства Узбекистана» в Москве. И в одном из кадров вдруг мелькнул мой папа Эргаш Хамраев – он на мгновенье заглядывает в объектив кинокамеры. Я скопировал этот сюжет, и он помог мне отчетливо увидеть композицию фильма, найти художественный прием подачи всего документального материала. Я поставил себе трудную задачу – не вставлять в монтаж ни одного кадра хроники, использованного ранее другими режиссерами. И это мне удалось! Просмотрел огромное количество старых материалов, и из них по крупицам выбирал уникальные кадры. Их цена сегодня в архиве – один доллар за секунду изображения. На самом деле, этим кадрам поистине нет цены! Я искренне благодарен руководителю студии «РОК» Алексею Учителю! Именно он помог в создании дорогого мне фильма «Я тебя не забыл». И, конечно, я весьма признателен Министерству культуры России: оно финансировало производство моего проекта. С нетерпением жду показа фильма моим землякам и друзьям в Нью-Йорке… - Понятно – в нашем «Большом Яблоке» крупная община не только европейских, но и бухарских евреев, выходцев из Ташкента, Самарканда и других городов, поселков Узбекистана. У Вас сохранились интересные воспоминания о них, встречах, расставаниях? - Когда я учился в ташкентской школе, в моем классе были и бухарские евреи. Через переулки я выходил на улицу Укчи, по дороге ко мне присоединялись товарищи по классу – Борис Бабабеков, Саша Календарев, Борис Бабаев. В школе, да и на улице, ребят и девчонок из еврейского квартала ласково называли «бухариками». Иногда мы их дружелюбно дразнили, кричали «Каймурааам!..». Правда, сегодня я уже забыл смысл этого слова. «Бухарики» обладали хорошим чувством юмора, отлично учились, были смекалистыми, гоняли в футбол, давали списывать готовые уроки. Интересно было ходить к ним на свадьбы, слушать мелодичные песни, пробовать оригинальный бахш – зеленый плов. Потом я уже узнал, что это народ с удивительной, древней историей, что он обладает высокой культурой. Я учился в Москве в институте кино с талантливейшим художником Эмонуэлем Калантаровым. Он потом оформлял мои фильмы «Где ты, моя Зульфия» («Ёр-Ёр»), «Чрезвычайный комиссар», «Человек уходит за птицами». Жизнь раскидала всех – Саша Календарев живет в Нью-Йорке, Борис Бабабеков обосновался в Израиле – в Хайфе, Эмануэль Калантаров трагически погиб. Многих других своих друзей , к сожалению, я потерял из виду. Но помню их всегда…
«...ДВА ВЕЛИКИХ ГОРОДА – НЬЮ-ЙОРК И НЬЮКУС!»
- С огромным интересом смотрел Ваш фильм «Страсть Игоря Савицкого». Он – выдающийся коллекционер и художник. Фильм повествует о Нукусском музее искусств. Я сам сейчас работаю над проектом, непосредственно связанным с творчеством художницы Елены Коровай. Расскажите об Игоре Савицком, о том удивительном времени? - Скоро десятилетие, как я сотрудничаю с «Фондом Марджани». Им руководит выходец из Узбекистана бизнесмен Рустам Сулейманов. Мы вместе создали целый ряд документальных фильмов. Это «Танец ценою в жизнь» – о танцовщице, Народной артистке СССР Галие Измайловой. Лента «Великан» – о художнике и скульпторе Бакы Урманче. Кинофильм «Солнечный Павел Беньков» тоже повествует об известном художнике, другая документальная лента – «Рыцарь восточной дамы» – о художнике Чингизе Ахмарове. Но особенно много сил и времени отнял у нас проект «Страсть Игоря Савицкого». Меня увлекла биография этого скромного человека-бессребреника, отдавшего своё здоровье и жизнь сохранению шедевров искусства. Я с киносъемочной группой не раз бывал в Нукусе. Там, на краю пустыни, в этом небольшом городе действует потрясающий музей! Я потом часто шутил: «Для меня существуют два великих города на земле – Нью-Йорк и Ньюкус!..» Сегодня на взлетно-посадочную полосу нукусского аэропорта приземляются лайнеры со всего мира, все любящие искусство хотят увидеть шедевры музея, который по праву носит имя своего основателя – Игоря Витальевича Савицкого. После его кончины музеем успешно руководила Мариника Бабаназарова, ученица мастера. Недавно её в результате различных интриг заставили уйти с должности, и сегодня дела музея плохи. (Полагаю, недоброжелатели попросту ввели в заблуждение бывшего президента Узбекистана). Знаете, я считаю очень хорошей Ваше намерение рассказать о творчестве прекрасного художника Елены Коровай. Меня всегда потрясает её цикл работ о бухарских евреях… - Надеюсь, правда восторжествует, и Мариника Бабаназарова, с которой у меня связаны добрые воспоминания о пребывании в Нукусе, все же вернется в свой родной музей! Маэстро, в Америке немало молодых, талантливых людей, Ваших соотечественников. Они работают в области кинематографии: закончили колледжи, снимают фильмы, пишут сценарии. Что бы Вы пожелали молодым с высоты своего огромного опыта в киноискусстве? - Молодым моим соотечественникам в США, которые имеют хоть какое-то отношение к кинематографу, хочу пожелать только одно – плодотворно трудиться в нашем, одном из самых интересных искусств! Не играет роли, где ты сейчас живешь, куда тебя занесла судьба. Наши предки-кочевники из поколения в поколение передавали народную мудрость: «Надо жить там, где трава зелена». Будет трава зеленой – будет пастись скот, будут молоко, масло, мясо, шерсть. Словом, всё, что необходимо для жизни. Можно обитать в Квинсе или у горы Фудзияма, на берегу Нила или Волги, а снимать фильм про родной Самарканд. Сел в самолет, окунулся в жизнь древнего города и его жителей, вложил в проект немного денег и много души – вот и готов рассказ о твоей родине и твоем народе… - Назовите свой любимый фильм? - Мой любимейший фильм – это «Огни большого города». Его автор, великий Чарльз Спенсер Чаплин, мой самый любимый режиссер. После войны, в 1946 году, на экранах СССР показывали трофейные фильмы. И я, девятилетний мальчишка, раз десять смотрел этот фильм! Потому, что мой дедушка Хамро каждый день из своей пенсии давал мне рубль на кино. Именно после этого фильма я решил посвятить свою жизнь кинематографу - самому молодому из всех искусств. - Какой собственной работой, уважаемый маэстро, гордитесь, ради которой нужно было учиться на режиссера, ведь это очень сложная, трудоемкая профессия? - Я горд своей профессией кинорежиссера. И всем своим творчеством доволен. Ради этого стоило учиться в Москве, в институте кинематографии. Сегодня Узбекистан готовится отметить очередную годовщину своей независимости. Слежу пристально и с пристрастием за тем, что в моей родной стране происходит много позитивных перемен. Часто бывая в Узбекистане, вижу, как вырастает новое и талантливое поколение. Как возвращаются на свои места утраченные памятники, как руководством еще молодого государства делаются попытки наладить жизнь соотечественников по справедливости. Это процесс не простой, он может длиться и десять, и двадцать лет. Надо уметь ждать… - Спасибо, дорогой Али Эргашевич. Ждем Вас в Нью-Йорке с нетерпением!
|
|