Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.01.2019 / 09:50:35
2019 год в Азербайджане объявлен "Годом Насими"Имадеддин Насими: в меня вместятся оба мира
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь: Все то, что было, есть и будет, — все воплощается во мне, - Весьма знаменательно и достойно одобрения то, что на заседании Кабмина, посвященном подведению итогов социально-экономического развития в 2018 году и предстоящим задачам, Президент Ильхам Алиев объявил 2019 год в Азербайджане – «Годом Насими». В текущем году все прогрессивное человечество будет отмечать 650-летний юбилей великого азербайджанского поэта и мыслителя Сейида Имадеддина Насими. "В рамках ЮНЕСКО этот год тоже объявлен "Годом Насими". Для Азербайджана объявление 2019 года "Годом Насими" имеет особое значение. Насими - великий поэт-гуманист, автор несравненных стихов, возвышающих человека, сыгравший исключительную роль в формировании азербайджанского языка. Поэтика Насими ставит его в один ряд с самыми великими поэтами средних веков. Свободный дух, смелость поэта были протестом против невежества того времени. В своем творчестве Насими выступал против деспотизма, социальной несправедливости, жестокости, насилия. Его стихи были направлены против фанатизма. Великий азербайджанский поэт Имадеддин Насими вошел в историю мировой литературы как основоположник философской поэзии на азербайджанском языке. Насими родился в 1370 году в Шемаха Азербайджана. Насими считается отцом азербайджанского дивана (около 15 тысяч строк). Насими создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы азербайджанского литературного языка. Насими был первым поэтом в истории азербайджанско-тюркской литературы, писавший почти во всех жанрах классической поэзии на родном тюркском языке и составивший объёмистый диван (более 20000 строк): любовно-лирические газели, терджибенды, общественно-философские касыды, любовно-философские рубаи, туюги, теркиббенды и др. формы. Насими вырос среди ремесленников; изучал математику, астрономию, логику и Поэт жил и творил на стыке XIV — XV веков, в эпоху средневекового религиозного мракобесия, когда всякая пропаганда подлинно гуманистических идей, борьба против феодального и религиозного гнета, призыв к Человеку верить в свои собственные силы карались темницей и смертью, а все произведения, проповедующие передовые идеи, сжигались на костре. Поэзия Насими, создававшаяся в духе народной поэтической культуры, представляет собой неповторимый образец родниковой чистоты языка. Азербайджанский тюркский язык XIV столетия своей законченной художественной огранкой обязан гармоничным, колоритным и ясным стихам Имадеддина Насими, одушевленным живой природой народной речи, написанным в энергичных ритмических метрах «аруза», завораживающим ладом песнопения. В Шемахе Насими создал общество ученых (меджлис-ул-улема) имузыкантов (муганнилер), в которых объединились талантливые люди. Основоположник хуруфизма, великий азербайджанский философ Фазлуллах Наими изложил суть своего учения в трактате «Джавмданнаме;- («Книга о вечном»). Сторонники хуруфизма создали в Баку тайную организацию, в которую, по-видимому, входил и молодой в ту пору Насими. Судя по сведениям из средневековых письменных источников, последние дни своей жизни Насими провел в городе Алеппо. Сохранилось предание, согласно которому молодого хуруфита, вдохновенно читавшего людям газель Насими, отождествлявшую человека с Богом, схватили религиозные фанатики и потребовали, чтобы он назвал автора газели. Юноша заявил, что газель принадлежит ему. Его приговорили к смертной казни. Узнав об этом, Насими явился к месту казни, чтобы освободить неповинного юношу. Поэт принял мученическую смерть. Насими творил в жанрах газели, рубай, касыды и месневи, широко распространенных в странах Ближнего и Среднего Востока. Его значение как поэта заключается в том, что он первым поднял эти жанры в тюркоязычной литературе до уровня классической арабской и персидской поэзии. Он создал блестящие образцы газелей, рубай, месневи, касыд, во многом определившие пути развития этих жанров на новой, тюркоязычной почве. В газелях, как правило, воспеваются любовь к красавице, любовные недуги влюбленного поэта, горесть разлуки, сладость встречи и т. п. Однако Насими смело порывает с традицией и, раскрывая внутренний мир, мысли и страдания человека, охваченного земной страстью к реальной женщине, вкладывает в газели глубокое социально- философское содержание. Сочетание поэзии и философской мысли, смелость и богатство ритмов, мелодичность, аллитерация и внутренняя рифма — вот характерные особенности его газелей. БАКУ, Trend
|
|