| Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
|
|
10.07.2021 / 20:01:22
Их шестеро – художников, решивших в начале двухтысячных издать первый, пусть небольшой, зато свой, ферганский каталог. Рассказывает Барно Тургунова![]() Город у подножия Алайских гор в южной части Ферганской долины – во многих отношениях примечательный и притягательный. Бывали ли вы в Фергане? Разве не располагает она к себе сразу многоликой и комфортной городской средой с широкими, усаженными деревьями, улицами и просторными парками? Как и живописные восточные дворики, каких здесь немало, манит к себе путника и прохладой тенистой зелени, и теплотой гостеприимства. Этот город дал стране (да что стране – миру!) немало известных имен, но я хочу отметить здесь скромное, но удивительное сообщество художников, живущих и работающих здесь, несмотря на то, что постоянные «волны перемен» штормят их суденышко не меньше, а больше других: люди искусства – самая чувствительная, но не самая жизнеспособная часть общества.
Их шестеро – художников, решивших в начале двухтысячных издать первый, пусть небольшой, зато свой, ферганский каталог: Л. Семизорова, И. Батова, А. Хамидов, В. Хайдуков, В. Пучковский и А. Мамуров. И название многозначное: «Мост». Предварили текстами Шамшада Абдуллаева и Александра Куприна – авторы очень разные, но любовь к Фергане делает разное единым. Рулила проектом Любовь Семизорова. Она всегда все успевала: и гобеленов натворить, и вебсайтов, да еще и руководить Союзом ферганских художников. Сейчас этот Союз объединяет художников, скульпторов, ремесленников и преподавателей колледжей. Тогда, в 2005 году, все часто собирались в кафе Влада Платонова «Браво», рискну сказать – местного аналога парижской «Ротонды». Заходишь – и попадаешь в облако, сотканное из смеси воспоминаний, мечтаний и вечно живых, но нереализуемых прожектов. А из него струится фимиам художественных речей, перебивая и переиначивая дым сигарет и кальянов. Островок, где спорят, сомневаются и ищут.
Шестеро создателей «Моста» – это как раз такая «бурлящая», но очень сплоченная группа, ибо независимо от разнообразия видов творчества, есть у них и единый вектор, общее друг с другом, а в те времена – и со всей страной, с самого первого дня Независимости. Разные этнически, возрастом, жанром, – все они сделали осязаемый вклад в эфемерную субстанцию: «Кто мы?» Сдвинуть колесо судьбы после коллапса Советской империи, найти свою идентичность, могло стать непосильной задачей (так было со многими), если бы не поддерживающая мысль, что все они – ферганцы. И этого нельзя ни изменить, ни отнять. И это именно идентичность, а не местечковость. Это умение найти общее в разнообразии, гордясь индивидуальностью и талантом каждого. Это умение быть рядом, куда бы ни забросила судьба. В начале тысячелетия новая культура делала свои первые шаги между раскопками традиций и пошатнувшимися вехами прошедшей эпохи, робко подстраиваясь под бойкий марш глобализации. Тут помогла бы либо слега, либо чудесный мост. Они, ферганские художники, первыми поняли, что «Мост» – это та замешанная на разных культурах среда, которая создана этим городом и, в тоже время, создала их город, их искусство и их внутренний мир.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||

















