«Нота длиной в жизнь» - так назывался необычный памятный вечер, состоявшийся в Москве, в Центральном Доме Работников Искусств 24 марта – в день рождения великого певца Ивана Семеновича Козловского. И уже во второй раз для подготовки и проведения этого вечера в качестве автора проекта, постановщика и ведущего был приглашен известный режиссер из Узбекистана, Заслуженный работник культуры Андрей Слоним. Под эгидой и по инициативе Всероссийского Общества Любителей музыки Моцарта и дирекции ЦДРИ этот вечер снова привлёк внимание музыкальной общественности Москвы и вызвал горячий прием переполненного зала.
Особенно примечательно для нас, узбекистанцев было то, что композиция этого вечера памяти выдающегося Мастера Оперы по замыслу организаторов и постановщика включала и участие в нём, наряду с московскими певцами – и ведущей солистки ГАБТ имени А. Навои, Заслуженной артистки Узбекистана Гульшан Азизовой,
и концертмейстера этого же театра , композитора Людмилы Слоним. Столь активное участие в этом проекте мастеров Узбекистана имеет свои давние корни – уже несколько десятилетий и на сцене нашего театра успешно отмечаются значительные даты жизни и творчества выдающихся мастеров мира. К тому же, с замечательным творчеством Ивана Семеновича Козловского Андрей Евсеевич Слоним был близко знаком с юности, а последние пятнадцать лет жизни Певца был связан с ним добрыми дружескими отношениями, которые и сегодня продолжены теплым содружеством с семьей Мастера. Таким образом, в этом интереснейшем проекте вновь тесно сплелось традиционное и плодотворное сединение творческих сил России и Узбекистана – и результат получился весьма достойным и ярким.
Очень отрадно, что этот вечер собрал огромное количество зрителей. Уютный зал ЦДРИ даже со множеством добавочных стульев с трудом вместил всех желающих попасть на этот памятную композицию. И внимание зала в течение всего вечера было предельно сконцентрированным, а реакция – живой и горячей. Многие из собравшихся тепло вспоминали и предыдущий вечер этого проекта, также осуществленный Андреем Слонимом и успешно состоявшийся в этом же зале в мае прошлого года – и не скрывали интереса к новому вечеру памяти любимого Певца.
Жанр этого необычного вечера был определен уже в заглавии проекта. «Нота длиною в жизнь» - день рождения великого певца Ивана Семеновича Козловского в ЦДРИ» - такое название получила эта композиция. Как уже говорилось – датой вечера стал 116-й день рождения Козловского. И особая доверительность атмосферы определялась этим заглавием. В ней не было следа «привычной» официозности – постановщиком и ведущим вечера открыто и задушевно велось своеобразное путешествие по обширному и разнообразному архипелагу творчества Певца. Краткие преамбулы к каждому номеру, которые делал сам постановщик – и вводили в действие, и концентрировали внимание на главном, порой ускользающем от расхожего взгляда.Выступления молодых певцов и мастеров вокала сменялись повествованием об отдельных интереснейших моментах жизни и творчества Мастера, звучали страницы его дневниковых записей, раскрывались мало известные эпизоды его жизни и художественных поисков, в которых можно было услышать и увидеть не только моменты блестящих достижений, - но и жизненный препоны, сомнения, поиски… И над всем этим в кинофрагментах вновь представал непредсказуемый, парадоксальный, удивляющий мастерством и необычностью взгляда на мир сам Иван Семенович – мудрый, возвышающий, устремленный ввысь – и такой разный и непостижимый в своём многообразии светлого Дара…
В кратком вступительном слове замечательная певица, народная артистка России, профессор Галина Писаренко, возглавляющая Общество Любителей Музыки Моцарта – ёмко и лаконично раскрыла значение могучего таланта Козловского, к творчеству которого не ослабевает интерес разных поколений.
Разные поколения певцов представляли весомую вокальную часть композиции. Задушевно и глубокомысленно прозвучали в исполнении молодых певцов – тенора Богдана Галяпы и баритона Дмитрия Чеблыкова украинские песни, символизирующее важнейший исток творчества певца. Лирическая «Ничь яка мисячна…» и философская «Дивлюсь я на небо…» в их исполнении стали хорошими приношениями Певцу в его памятный день. Верным было и то, что участники программы не исполняли во что бы то не стало именно те произведения, которые недосягаемо и неподражаемо пел сам Козловский – а как бы дарили ему в своей трактовке отрывки из опер его репертуара и любимые им романсы и песни. Искренне и лирично прозвучала в исполнении молодой солистки Камерного театра имени Б.А.Покровского Марии Сёмочкиной ария Джильды из оперы «Риголетто» - и вспомнились первые годы творчества Певца и его успех в роли Герцога в этой опере.
Очень юная и трогательная Юлия Бржезицкая тепло и проникновенно исполнила один из любимейших романсов Мастера – глинковское «Не искушай…». Дмитрий Чеблыков горячо и мужественно раскрыл образ пленённого Князя Игоря в его арии из одноименной оперы А. Бородина, вызвавшей особый энтузиазм переполненного зала, а затем порадовал артистизмом в арии Онегина. Примечательно, что эта ария была, как и некоторые другие номера вечера, решена постановщиком не как концертный номер, а как сцена объяснения Онегина с Татьяной – а в образе Татьяны убедительно предстала Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова. Эта сцена, решенная так, как она идет в постановке ГАБТ имени А. Навои – в очередной раз соединила творческие ветви искусства Узбекистана и России.
Выразительно и экспрессивно исполнила Гульшан Азизова и сольные номера – романсы П. Чайковского «Ночь» и «Погоди» в убедительном, выразительном ансамбле с концертмейстером узбекистанского Большого театра Людмилой Слоним. Творчество опытных мастеров в этом вечере достойно увенчал ведущий солист Московского Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, народный артист России, профессор Анатолий Лошак, ярко воплотивший один из любимейших романсов Козловского – «Средь шумного бала» П.Чайковского, романс А.Малашкина «О если б мог выразить в звуке…» и редко звучащую украинскую песню «Я бы мени нэ тыночки…». Стоит отметить, что Гульшан Азизова в свое время окончила Московскую консерваторию по классу народной артистки России, профессора Галины Писаренко, а Анатолий Лошак, еще будучи студентом этой консерватории, на международном конкурсе вокалистов им. Глинки в Ташкенте, стал его лауреатом. Вот так в искусстве переплетаются творческие судьбы.
Личности и творчеству И.С.Козловского был присущ и тонкий юмор, и утонченная ироничность. Певец, в числе множества своих замыслов, в свое время мечтал об ироничном дуэтном исполнении известного романса П. Булахова «Не хочу..», который он хотел воплотить как незадачливое объяснение в любви пылкого влюбленного – а недалекая и ветреная девица не хочет и не может понять этих пылких и страстных слов. Певец мечтал закончить этот романс колкой фразой в адрес незадачливого «объекта» любовных признаний. Но тогдашний редактор звукозаписи не рискнул отойти от привычности – и остроумнейший замысел Мастера так и не был реализован. И вот в памятном вечере молодые певцы Богдан Галяпа и Юлия Бржезицкая в постановке Андрея Слонима остро и озорно спели и сыграли этот романс-сценку и заслужили улыбки и одобрение зала.
Особого одобрения заслуживало мастерство московского концертмейстера Евгении Лопухиной, ярко и высокомузыкально выступившей в ансамбле с основной группой московских певцов. Этому ансамблю были присущи и стилистическая точность, и экспрессия, и выразительность, и тонкость нюансов.
В качестве приношения памяти Певца прозвучали и два романса Людмилы Слоним, неоднократно исполненные ранее в Ташкенте, но в Москве прозвучавшие впервые. Один из них – «Белая береза»,написанный на стихи С.Есенина , второй – «Свеча горела…» на известные стихи Б. Пастернака. В выразительном и экспрессивном исполнении Марии Сёмочкиной в ансамбле с автором, исполнившим партию фортепиано – эти два романса были восприняты залом горячо и с энтузиазмом.
Андрей Слоним в качестве приношения певцу экспрессивно исполнил сцену из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (образ Моцарта был особенно любим И.С.Козловским!) и два любимейших Певцом стихотворений А. Блока – «В голубой далёкой спаленке…» и «Сусальный ангел». Таким образом, многообразие жанров, представленных в вечере, было выпуклым и убеждающим.
И как же можно было обойтись в этом вечере без «знаковой» арии Ленского в исполнении молодого певца Богдана Галяпы, - и именно в качестве приношения поколения нынешнего своего преклонения перед величием Мастера!
А когда, увенчав все звучащее ранее, завершил вечер уникальный тембр Ивана Семеновича Козловского, воспевающего в романсе С. Рахманинова «У моего окна…» вечную весну и любовь – стала особо ясна неразрывность тропинок Творчества. Как и сама «нота длиною в жизнь» в раскрытии столь великого Дара, так и в приношениях величию Таланта другими исполнителями разных поколений – это единение устремляет человеческие души к истинному и возвышенному. И долго не хотели расходиться благодарные слушатели, с горячностью и чувством отвечая участникам и создателям этого памятного вечера за многое. За свет того, что еще и еще раз всколыхнулось в душе каждого из них, напоминая о радостях Бытия, и о многом главном и нерушимом, что хранит и несет до сей поры светлый Дар Ивана Семеновича Козловского – великого Певца и ярчайшей Личности…
БОРИС БАБАЕВ, KULTURA.UZ