Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
14.09.2016 / 12:38:16

Век без прилавка. 100 лет назад открылся первый в мире супермаркет


Кирилл Журенков — о том, как супермаркет изменил мир

Сначала исторический детектив: споры о том, какой супермаркет считать первым, не утихли, кажется, до сих пор. Претендентов хоть отбавляй: ну, например, американский бакалейщик Кларенс Сондерс открыл магазин самообслуживания 6 сентября 1916 года в Мемфисе (штат Теннесси, США), для своего времени это была революция, ведь раньше список покупок просто отдавали продавцу и он собирал их сам.

По эту сторону Атлантики — свои пионеры. Одним из первых супермаркетов в Европе считается тот, что был открыт бывшим военным моряком Патриком Гальвани в 1951 году в Южном Лондоне, у него, кстати, тоже юбилей — 65 лет. Формат оказался дико популярен: если среднестатистический британский магазинчик приносил около 100 фунтов в неделю, супермаркет Гальвани зарабатывал за тот же срок 1000 фунтов.

Есть и еще одна версия: исследователи из Смитсоновского института считают, что первый супермаркет основал в 1930-м в Нью-Йорке (США) некий Майкл Кален, сам магазин тогда располагался в помещении бывшего гаража. Под этим утверждением — научная основа: чтобы определиться, что считать супермаркетом, эксперты выделили его ключевые признаки — это самообслуживание, разграничение по отделам, цены со скидкой, маркетинг и большие объемы продаж.

Фото: Mary Evans /DIOMEDIA

Все это, впрочем, наросло уже "в процессе", и в любом случае, кто бы ни был первым, за минувшее столетие супермаркеты стремительно завоевали мир, в том числе Россию. В чем секрет?
По словам руководителя отдела изучения доходов и потребления "Левада-центра" Марины Красильниковой, на популярность супермаркетов повлияло, с одной стороны, развитие технологии розничных продаж, с другой — стремление покупателей и продавцов минимизировать свои издержки, но главное — появление массового потребителя впервые в истории человечества! Трудно представить, но еще в XIX веке покупать продукты в магазинах было привилегией узкого слоя обеспеченных людей, и вот прорыв. Не случайно такую популярность приобрел формат cash and carry — предельно упрощенная розничная торговля, не предусматривающая ни кредитования, ни упаковки, ни каких-либо других сопутствующих услуг: купил, забрал и уноси.
— Речь о том, что сошлось две модели — модель самообслуживания и сетевая модель,— говорит старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Зоя Котельникова.— Это и предопределило популярность супермаркетов.

Эксперт, впрочем, предлагает присмотреться и к тому, как они были устроены: в супермаркетах оказались стерты барьеры между потребителем и товаром, товар уже в магазине попадал в руки покупателя, и у того возникало "ощущение собственности" — поди потом откажись. К тому же сразу после своего появления супермаркеты стали "контролировать" поведение людей.

— Без продавцов покупателю нужно было подсказать, куда идти и что брать,— объясняет Зоя Котельникова.— Вход был отделен от выхода, потребителя "заставляли" обойти весь магазин, посмотрев предложенные товары, сами товары распределялись по отделам, но их местонахождение постоянно меняли, чтобы взгляд человека не замыливался,— все эти практики актуальны и по сей день. И, конечно, еще одной маленькой революцией стало появление продуктовой тележки: в руках покупатель мог унести немного, а с тележкой — набирай, сколько хочешь!

Золотой век? Не совсем, в последнее время у супермаркетов есть поводы для беспокойства. Популярный портал Epicurious.com для потребителей, интересующихся едой и кулинарией, ставит вопрос ребром: через 5 лет вы не узнаете супермаркет по соседству. Всему виной, как водится, новые технологии. Вот цифры: согласно аналитической компании Mintel, 31 процент американских покупателей в прошлом году сделали покупки онлайн (для сравнения: в 2014-м их было лишь 19 процентов), освоив новые сервисы доставки продуктов и товаров, вроде AmazonFresh или Instacart. Более того, сам процесс покупки все более автоматизируется: например, популярное мобильное приложение Rosie позволяет не только заказывать еду у магазинов по соседству, но и запоминает ваши потребительские особенности (например, оно будет в курсе, когда надо снова докупить кофе или туалетную бумагу)... В условиях конкуренции с онлайн классическим супермаркетам тоже приходится меняться: например, в сети шанхайских супермаркетов недавно презентовали умные тележки. Покупатель синхронизирует свой телефон с планшетом, установленным на такой тележке, и получает информацию о скидках или товарах, мимо которых проходит. Ну а в будущем умные тележки сами будут следовать за вами по магазину с помощью специальных сенсоров и даже предложат оптимальный маршрут в зависимости от того, что вы хотите купить.

А как вам супермаркет без продуктов вообще? Вместо продуктовых полок в виртуальном корейском супермаркете, относящемся к сети Tesco,— мониторы с изображением товаров, а сам супермаркет находится в метро: покупатель просто сканирует QR-коды в ожидании поезда. В Китае пошли еще дальше: там появились супермаркеты дополненной реальности YiHaoDian, чтобы их увидеть, нужно скачать специальное приложение, затем найти местоположение супермаркета по GPS и, оказавшись в виртуальном здании, купить все, что нужно.

Современный покупатель требует больше информации о том, что он покупает, а совсем скоро даже сможет лично это лицезреть: выращивать еду будут прямо в супермаркетах, например на крышах, с помощью 3D-принтеров... Ключевая тенденция, которую отмечают эксперты: дрейф супермаркетов от доведенного до автоматизма процесса покупки обезличенной еды ко все большей индивидуализации и ориентации на конкретного потребителя, для которого поход за покупками станет ни много ни мало новым жизненным опытом. Для самих супермаркетов — это, похоже, новая эра.

 

http://www.kommersant.ru/





Другие материалы рубрики

14.09.2016 / 00:37:01

Uzbekistan Airways планирует приобрести еще три самолета Dreamliner

Национальная авиакомпания Uzbekistan Airways планирует приобрести еще три самолета Boeing 787 Dreamliner, сообщает Sputnik. Далее...

13.09.2016 / 15:40:28

Beeline Business запустил новые тарифные планы

Beeline Business объявляет о запуске серии тарифных планов Business для клиентов постоплатной системы расчетов. Три тарифных направления: Business Silver, Business Gold и Business Platinum c включенными пакетами Mб, минут и SMS. Далее...

13.09.2016 / 15:16:55

У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?...

Чем заниматься? Куда пойти? Кем стать? Извечный вопрос выбора путевки в жизнь Далее...

13.09.2016 / 13:55:25

На международной конференции в Венской ратуше бухарские евреи почтили память Президента Узбекистана Ислама Каримова

Минутой молчания почтили память первого Президента Узбекистана Ис­лама Каримова участники седьмой международной конференции "Бухар­ские евреи в 21 веке", которая прохо­дила 4 сентября в помещении город­ской ратуши столицы Австрии - Вены. Далее...

13.09.2016 / 11:13:57

В Нукусе открыт новый эксклюзивный салон Beeline

Beeline сообщает о запуске нового эксклюзивного салона в Нукусе. Далее...





16.05.2022 / 12:07:09
"Наше наследие: мастера искусств Узбекистана" в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана
 
15.05.2022 / 13:57:51
Весна Победы продолжается на нашей земле: художественная выставка в ТДФ, посвящённая Победе над фашизмом, Дню памяти и почестей
 


18.05.2022 / 16:23:14
В столичном отеле "Hilton Tashkent City" состоялась Международная туристическая выставка в формате B2B "Tashkent Travel Mart 2022"
 
15.05.2022 / 14:02:43
В Ташкенте состоится туристический форум ШОС
 


18.05.2022 / 16:30:49
В Ташкенте состоялся литературный концерт известного в мире писателя, автора книги о нашем городе в период войны "На солнечной стороне улицы"-Диной Рубиной
 
13.05.2022 / 21:08:43
В Ташкент едет известный в мире писатель, автор романа о нашем городе "На солнечной стороне улицы" Дина Рубина
 


11.04.2022 / 12:39:43
Фрейд – Эйнштейну: "Все, что способствует культурному развитию, работает также и против войны"
 
13.02.2022 / 15:15:53
"По следам И.В.Савицкого" - семинар, который состоялся в Нукусе. С лекцией на эту тему выступила московский искусствовед Людмила Денисова
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте