В этой научной конференции принимали участие студенты и преподаватели исторического факультета университета . А ее организаторами были кафедра всеобщей истории и кафедра историографии и источниковедения . «Роль Самаркандского Государственного университета в подготовке музейных специалистов» - такова была тема доклада председателя Совета наставников исторического факультета Тохир Махмудов. О месте музеев в духовно-нравственном воспитании молодежи» говорил в своем выступлении заведующий научно-практическим музеем-лабораторией СамГУ, музеевед Рахим Каюмов, Историческим корням Самаркандского государственного университета» посвятил свой доклад старший преподаватель кафедры историографии и источниковедения Мухаммадхон Бузруков. «Музеи зеркало истории" - такова тема выступления ассистента кафедры всеобщий истории Сардора Умарова.
Участники круглого стола до начала мероприятия познакомились с экспозицией научно-практического музея-лаборатории СамГУ, где для них была проведена тематическая экскурсия по всем разделам . Как сказал нашему корреспонденту Мухаммаджон Бузруков , такие практические мероприятия очень полезны для студентов, здесь они существенно пополняют свои знания , знакомятся с важными страницами истории родного края. Подготовка к заседанию круглого стола началась заблаговременно, к этому событию студенты готовились по определенным темам . Со всеми теоретическими вопросами которые нашли отражение в докладах, студенты смогли познакомиться в процессе знакомства с экспозицией музея.
Первые средневековые высшие учебные заведения -медресе в Самарканде появились еще в 9 веке и с тех пор они продолжают свою работу. В 848 году в Самарканде уже действовало 17 медресе. А в 1066 году было построено медресе Ибрагима Тамгачхона , работавшее как правительственное учебное заведение. В свое время здесь учился и затем был преподавателем , приехавший в Самарканд известный средневековый ученый и поэт Омар Хайям. Письменные документы и археологические материалы дают полное представление о численности студентов и их наставников, по каким предметам шло обучение в этом медресе. Развитие науки и культуры при правлении Мирзо Улугбека достигло самых высоких рубежей.
При нем , в течение 1417-1420 годов, были построены медресе в Самарканде, Бухаре и Гиждуване. А медресе Мирзо Улугбека в Самарканде было одним из крупнейших высших учебных заведений на Востоке . В нем преподавали , как сам Мирзо Улугбек, так и другие крупные ученые и религиозные деятели того времени, среди которых были Кази-заде Руми, Гиясиддин Джамшид Коши, Али Кушчи, Низомиддин Хавофи и другие. В программе обучения было больше точных и естественных наук, чем гуманитарных. Многие преподаватели медресе вели научные исследования в обсерватории, которую Мирзо Улугбек построил 1428 году . Она стала частью медресе и научно-исследовательской лабораторией для средневековых ученых Самарканда.
Как отмечает Мухамаджон Бузруков, оно существовало вплоть до 1920 года. 22 января 1927 года одним из первых в республике торжественно был открыт Высший Педагогический институт, с 1930 по 1933 годы в древнем городе работала Педагогическая академия , с 1933 года Узбекский государственный университет. Затем, в 1960 году, он был переименован в Самаркандский государственный университет. За эти годы университет подготовил очень много специалистов не только для нашего региона, но и за его пределами . Он является один из ведущих вузов центрально-азиатского региона. Наши студенты должны знать, где они учатся и гордиться этим, сказал он в заключении нашей беседы.
Рахим Каюмов , заведующий научно-практическим музеем -лабораторией СамГУ