Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
13.08.2021 / 11:57:04

"Наше наследие. Мастера искусств Узбекистана": открытие персональной выставки графики А.Н. Циглинцева


В разгар летнего сезона, по традиции, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана обычно проходит ретроспективная экспозиция произведений мастеров искусств Узбекистана из собрания Дирекции художественных выставок. Нынешний проект из цикла «Наше наследие» посвящён художнику-графику Анатолию Николаевичу Циглинцеву.

Открытие персональной выставки графики незаурядного советского художника состоялось 10. 08. 21 в камерной обстановке представителей Дирекции художественных выставок, близких родных художника –  87-летней вдовы, блокадницы, Тамары Петровны, и двух дочерей, а также художников-графиков, живописцев, монументалистов, работников СМИ.  Мне удалось поговорить с научным сотрудником Дирекции художественных выставок, искусствоведом  Лобар Мирзабаевой, открывшей вернисаж;  заслуженным работником культуры Александром Батыковым; художником-монументалистом Ашуром Мухамедом; вдовой А.Н. Циглинцева – Тамарой Петровной, дочерью Ольгой, готовыми поделиться своими воспоминаниями о художнике и восторженными впечатлениями от новой встречи с Прекрасным. Из их рассказов сложился живой образ художника, преданного изобразительному искусству и олицетворявшего художественного летописца Узбекистана.

Лобар Мирзабаева:

- Итак, мы открыли долгожданную персональную выставку графики Анатолия Циглинцева. Это наше всё – фундамент станковой графики Узбекистана. Работы представлены из фонда Дирекции художественных выставок и частных коллекций, в частности, семьи художника. Следом за этой выставкой мы откроем экспозицию Александра Пономарёва, тоже классика, слава Богу, здравствующего и сейчас. Мы рады, что хотя бы два раза в год мы, кроме периодических живописных выставок, знакомим студентов графического факультета художественных вузов со станковой графикой на практике. Для них это своего рода мастер-класс. Мы ждём в ближайшие дни на нашу выставку студентов и преподавателей Государственного института искусств и культуры Узбекистана имени К. Бехзода.

А.Н. Циглинцев (1927-1982) является одним из наиболее творчески продуктивных представителей узбекской графики. Мастер линогравюры и автолитографии, рисовальщик и акварелист. Творческая деятельность члена  Союза художников СССР  А. Циглинцева началась во второй половине 50-х годов прошлого столетия, и почти четверть века он трудился в искусстве графики и в художественной журналистике.

Анатолий Циглинцев родился в 1927 году в городе Бирске в Башкирии в семье агронома и садовода Н.В. Циглинцева. Детские впечатления – это большой сад при доме, живописный городок Бирск, построенный на большом холме, река Белая, огибающая его подножье, лесистые холмы окрестностей, поездки с отцом по районам – всё оседало в памяти, волновало любознательность парнишки… Став художником, Циглинцев не раз возвращался в родные места и находил здесь вдохновение и материал для творческой работы. В школе Анатолий рисовал стенгазеты, по просьбе учителей чертил схемы и диаграммы. В начале Великой Отечественной войны из 8-го класса он был мобилизован в ремесленное училище.

Практику проходили на авиационном заводе. Здесь заметили способности юноши к рисованию и определили его в гравёрный цех. Под руководством московского художника Ю. Ганфа Анатолий приобщался к искусству гравировки на металле. После войны Анатолий приехал в Москву и в качестве мастера 4-го разряда участвовал в реставрации Георгиевской лестницы Большого Кремлёвского дворца и интерьера музея Л.Н. Толстого на Кропоткинской улице в Москве. В 1949 г. юноша приехал в Ташкент и поступил в Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова. Окончил его в 1954 г., исполнив две дипломные картины – «Выезд А. Навои в Астрабад» и «Колхозная делегация на заводе «Ташсельмаш», таким образом соорудив духовный мост между прошлым и настоящим.

А.Н. Циглинцев всегда с благодарностью вспоминал своих педагогов: В. Петрова, С.Ф. Ракову, заставившую его серьёзно заняться изучением искусства рисунка, и А.А. Гольдрея, ревностно обучавшего студентов правилам живописи. В первое десятилетие своей самостоятельной деятельности молодой художник много работает в жанре художественной журналистики и в книжной графике и одновременно овладевает техникой линогравюры. Его вдохновляет и учит опыт старших товарищей – И. Икрамова, Д.Д. Синицкого, А.М. Венедиктова, С. Мальта. В мир книжной графики А. Циглинцева ввёл Искандер Икрамов – учитель нескольких поколений художников узбекской книги. Творческое общение с этими и другими мастерами узбекской графики ощущается в его ранних книжных иллюстрациях и журнальных рисунках. Циглинцев впервые в узбекской графике выполняет иллюстрации в технике цветной линогравюры (с двух досок) – выпуклая гравюра на линолеуме или подобных ему материалах. Наиболее известные работы: «А. Навои» Ойбека; «Светоч» Г. Гуляма; узбекские народные сказки и многие другие, в которых художник решает сложные задачи в передаче графических образов и событий литературных произведений, делая акценты на главных эпизодах повествования.

На выставке представлена роскошная серия линогравюр «Алишер Навои», в которой мастер прослеживает творческий путь родоначальника узбекской литературы – с юношеских лет до зрелого общественного деятеля и основателя узбекского языка. В них нас восхищает не только чувство материала, но самой исторической эпохи Темуридов, национальный облик поэта и его неповторимый живой характер. Не меньше восхищает зрителей на выставке станковая серия литографий «Авиценна» - оттиски, полученные переносом краски с плоской печатной формы на камне или заменяющей его пластинке, - обладают огромным диапазоном выразительных возможностей. В этой разновидности графической техники мастер достигает большой точности воспроизведения первичного рисунка на камне: мелкие штрихи и округлые певучие линии эстампов создают объёмность композиционному решению каждого сюжета, наполняют их свежим воздухом реального действия и взаимодействия исторических персонажей. Серия портретов и жанровых композиций в технике эстампа под названием «Ибн Сино», или «Авиценна» («Юность», «Цель жизни», «Путь к познанию», «Слагаемые успеха», «Учитель»), а также триптих «Алишер Навои», графическая серия «Улугбек» отличаются поиском психологической глубины. Графическая серия «Улугбек» неожиданно для меня словно проиллюстрировала моё стихотворение «Звезда Улугбека»:

И после смерти Богом жизнь дана.
Рождённое живёт и умирает.
Бессмертны лишь деяния добра,
И духа подвиг вечно процветает.

Следы минувших дней, страстей,
Искупленное Словом лихолетье
Переживёт создателей-людей
И объяснит преемственность столетий.

Так помнят об учёном Улугбеке.
Оборванная жизнь продолжилась навеки.
Мы продолжаемся не только в наших детях.
Наследников идей он смог усыновить.

Три графических цикла объединяет гуманистический взгляд художника на мир и его модели. Мастер открывает в близких по духу людях не только приметы времени, отпечатанные на их лицах, но и черты, не стёртые перипетиями минувших революций и войн: душевную ясность, общественную активность, особую внутреннюю собранность.

На этом строгом академическом фоне изумительно откровенно и сокровенно звучат, как узбекский най, такие лирические воздушные офорты (гравирование по металлу), как «Нежность», «Три грации», а также путевые зарисовки художника из его альбомов, натурные эскизы природы, небрежные и эмоциональные, полные трепетного восхищения окружающей жизнью. Акварельные пейзажи вносят органичную цветовую гамму в строгую графическую экспозицию и передают талант художника тонко сочетать  точный рисунок и богатый цвет в передаче живой меняющейся природы.

На их основе мы можем сделать вывод, что особую и значительную по объёму часть творческой продукции А. Циглинцева составляют его пейзажи, исполненные в разные годы и в разнообразных техниках. Среди них мы встречаем произведения по-настоящему лирические («Зима пришла», «Пейзаж с домиком», «Рыбаки», «Лодки»), рождённые в процессе глубокого общения – диалога художника с природой и простыми людьми, органично вписанными в пейзаж. Художник обладает фантазией, воображением, чувством декоративного разнообразия окружающего мира. Он тонко чувствует богатство и разнообразие человеческих лиц, характеров. Его отличает неуемная любовь к жизни, её многообразной красоте.

А.Н. Циглинцев также успешно работал в области книжной графики, периодической печати (журналы «Гульхан» и «Гунча»). На выставке представлены его чёрно-белые и цветные эстампы, большинство из которых выполнено в древнейшей технике ксилографии (гравюра на дереве), обычно применяемой в книжной иллюстрации.  Это настоящие шедевры полиграфического искусства. Среди них особое внимание посетителей к себе привлекла композиция «Женщины Востока. Бабушка Хамро».

Именно возле этого экспоната мы побеседовали с художником-монументалистом Ашуром Мухамедом. Бабушка Хамро была известной мастерицей по производству национальных глиняных игрушек-свистулек. На гравюре она изображена в национальном халате и платке с кисточкой в руках, расписывающая обожжённую глиняную птичку. За плечами мастерицы выглядывает озорное лицо маленькой улыбающейся девочки в тюбетейке, радостно глядящей на рукотворное волшебство. На заднем плане изображены юрта, солнечный круг над крышей приземистого саманного дома и декоративные цветущие деревья и полевые цветы; на переднем – множество разных игрушек-свистулек. В целом, получилась строго скомпонованная цельная, многоплановая работа, полная здорового оптимизма и искренней веры в счастливое настоящее и благословенный завтрашний день. Глядя на неё, убеждаешься: «Не зря художника называли мастером графического репортажа, художником-журналистом, умеющим передать и отразить свой взгляд на современный ему мир».

Художник-монументалист Ашур Мухамед, мастер художественной керамики, считает себя продолжателем дела усто Хамро. Он занимается с детьми в двух изобразительных студиях Ташкента. Занятия мелкой пластикой развивают моторику у детей. «Глина лечит людей», - утверждает А. Мухамед. Уроки рисования и лепки не только эстетически воспитывают детей, но ещё делают их физически здоровыми людьми. На открытии выставки графики А.Н. Циглинцева художник-монументалист, член академии «Турон» Ашур Мухамед справедливо заметил: «Повторить большого Мастера нельзя. Учиться у него можно бесконечно. Я сам сегодня почувствовал себя студентом на этом вернисаже…».

Живописец Александр Батыков справедливо назвал автора персональной выставки гениальным художником – зрелым и своеобразным мастером, со своим индивидуальным, графическим стилем и умением создавать монументальные образы и поблагодарил её организаторов за долгожданный праздник в стенах Выставочного зала АХУз.

Вдова художника Тамара Петровна была счастлива, что дождалась первой посмертной персональной выставки графики Анатолия Циглинцева, участника многих художественных выставок при его жизни, таких как, например, в столичном Дворце искусств «Дружба народов», галерее имени  В. Уфимцева в Ангрене и других городах Узбекистана. Близкие родные Анатолия Николаевича рассказали о том, что А. Циглинцев и дома оставался фанатичным художником. Он многократно просил свою бесценную вторую половинку позировать ему в разных ипостасях. Однажды ей даже пришлось надеть паранджу для работы художника над массовой композицией «Снятие паранджи». Очень часто он внезапно просил жену: «Замри! Не двигайся!», - чтобы зафиксировать то или иное движение или жест её руки. Дочери под влиянием отца обе получили художественное образование: дома он дополнительно давал им свои уроки мастерства. Сын Юрий, тоже художник, к сожалению, рано ушёл из жизни в свои 36 лет в 1980 году. Родные художника единодушно утверждали, что творчество для Анатолия Николаевича было главным стимулом жизни и вдохновения.

Автор этих строк на открытии выставки сравнила графический язык   художника с поэзией: он также точен, метафоричен, достоверен и эмоционален и прочитала своё стихотворение на эту тему:

Живём, на разных языках творим,
Но сердцем вы понять меня могли.
Так понимал Есенин Саади
 И Гёте плакал над стихом Хафиза.

С Востока свет поныне в мир идёт
И побеждает время и пространство.
И несмотря на разность языков,
Мы вышли из духовного собратства.

Мы гимн любви и доброте поём.
И как Атланты держат небо,
Глаголом, кистью и резцом

Мы укрепляем общий дом,
В котором небожители - поэты.

Художник много путешествовал по стране и за рубежом. Его произведения представлены в музейных собраниях Ташкента, Самарканда, Бухары, Москвы, Санкт-Петербурга, Ашхабада, Бишкека.  Персональная выставка графики А.Н. Циглинцева в ЦВЗ АХУз продлится до 10 сентября 2021 года и даст возможность ознакомиться с одним из ярких представителей советской академической графики Узбекистана.

 

Гуарик Багдасарова

Фото: Алексей Попов и другие





Другие материалы рубрики

03.07.2021 / 21:37:54

В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялась церемония закрытия выставки современного искусства талантливой молодёжи – "Навкирон Узбекистон"

Отметим сразу, что проведение этого вернисажа стало самым настоящим событием в культурной жизни столицы. Представленные работы привлекали пристальное внимание очень многих любителей изобразительного искусства. Тут было на что посмотреть и чем восхититься. Можно сказать. что это была выставка открытий новых имен, новых тем, новых сюжетов. Далее...

23.06.2021 / 18:45:53

В Британском музее открылась экспозиция майоликовых плиток из Узбекистана

Вчера в Британском музее состоялось официальное открытие экспозиции майоликовых плиток из Узбекистана, которые в 2020 году были задержаны британскими властями в аэропорту Лондона при попытке контрабанды. Далее...

15.06.2021 / 20:22:17

"Диалог со временем" . Выставка Елены Камбиной

Галерея представляет выставку -продажи картин известной художницы Елены Камбиной. Далее...

12.06.2021 / 13:50:01

Центральный Выставочный зал Академии художеств Узбекистана (ЦВЗ) снова преобразился. Здесь открылась выставка современного искусства талантливой молодёжи - "Навкирон Узбекистон"

Этот проект не зародился вчера. Он начался в 2003 году, последний был в 2012 году. И вот теперь он возрожден заново... У нас была задача все-таки изучить, в каком состоянии у нас находится искусство молодых... Нельзя жить от конкурса к конкурсу... Далее...

11.06.2021 / 20:24:34

В Галерее Узнацбанка сегодня снова впечатляющий праздник изобразительного искусства. В ее залах представлена выставка актуального искусства молодых художников объедененных в группу "5+1" - "Маятник"

Эта творческая группа создана в 2008 году в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Участниками группы являются известные молодые художники Диёр Разыков, Шарифа Шарофходжаева, Санжар Джаббаров, Уктам Саидов, Нуритдин Расулов, а также искусствовед , сотрудник этой галереи галереи Саодат Рузиева (куратор выставки). Далее...





28.03.2024 / 14:34:38
Большой успех учеников республиканской музыкальной школы им. Успенского на Международном конкурсе юных исполнителей в Бишкеке
 
28.03.2024 / 09:56:10
Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусств
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 


27.03.2024 / 12:44:53
В Ташкенте состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда, просветителя и педагога Александра Шмидта (1871 - 1939г).
 
26.03.2024 / 13:41:36
Внимание, дорогие друзья и коллеги! Новое заседание Клуба "Интеллектуал" состоится в субботу, 30 марта с.г., в нашем зале библиотеки им. А.Навои. Начало, как всегда, в 16 часов. Прошу готовиться. И до скорой встречи!
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте