Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
05.09.2021 / 19:35:34

К юбилею Мастера. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Народного художника Узбекистана, академика, профессора Рахима Ахмедова


В связи с этим событием у нас на сайте решено опубликовать серию материалов о жизненном и творческом пути Рахима Ахмедовича

Помочь нам в этом мы попросили известного искусствоведа, председателя секции искусствоведов Творческого Союза художников Узбекистана, кандидата философских наук, дочь Р.А. Ахмедова — Эльмиру Рахимовну. Предлагаем вашему вниманию нашу первую беседу.

- В октябре весьма значимое событие в культурной жизни страны - юбилейные мероприятия по случаю 100-летия со дня рождения вашего отца. Вы здесь в двух ипостасях - как искусствовед, специалист по истории искусства и дочь, тем интереснее будет наша беседа о жизни и творчестве этого замечательного человека и великолепного художника.

Э. Ахмедова : - Да, я очень рада этой возможности. Есть о чем рассказать и о чем вспомнить в связи со столетним юбилеем нашего отца. В апреле 2021 года было подписано Распоряжение Президента Узбекистана о празднование юбилея Рахима Ахмедова. И это во многом обязывает к серьезной подготовке.

Б.Бабаев:- Свои воспоминания об отце вы назвали так: «Он всегда был разный, как и цвета его палитры”. Почему?

- На мой взгляд, это как нельзя более точно определяет его сущность, как человека и художника. Рахим Ахмедов прожил долгую и сложную жизнь - 88 лет. И вот почему. В 8 лет остался без матери, попал в детский дом. И как часто вспоминал папа с глубокой благодарностью - ему всегда встречались на жизненном пути хорошие люди, которые во многом определили тогда его жизненный и творческий путь. Так, в детдоме, в изокружке, вел занятия художник Хикмат Рахманов, который увидел в юноше талант и «за руку» повёл в Ташкентское художественное училище. Первыми его педагогами были классики искусства Узбекистана, Александр Волков, Бахром Хамдами, Николай Карахан, затем был период учебы в Самарканде, у Павла Бенькова...

Каждый из этих выдающихся художников и педагогов, оказал своё влияние на молодого живописца. А в годы Великой Отечественной войны он пошёл в военкомат, записался добровольцем и его направили служить на Северокавказский фронт. И там, состоялась встреча с политруком, который оставил папу в штабе в качестве армейского художника, со словами «мы тебя должны беречь,ты нам нужен будешь в мирное время». Папа выпускал боевые листки, стенгазеты, рисовал однополчан, и те, запечатав в треугольный конверт, посылали его рисунки домой, как свидетельство того, что они живы.....В 1945 году сержант, командир отделения Ахмедов был демобилизован. Затем возвращение в родной Ташкент, на вокзале всех прибывших с фронта радостно встречают, а его никто, ему некуда идти, один - единственный для него родной адрес - детский дом, куда он устраивается на работу воспитателем.... Но папа понимал, что ему надо продолжить образование, обязательно учиться, в то время в Ташкенте не было института, где можно было получить высшее художественное образование. И для этого надо было ехать в Москву или Ленинград.

Хочу отметить, правительство СССР в 1947 году, заботясь о развитии национальных художественных школ в республиках, приняло решение об организации в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, которую часто называют Академией художеств, специальной студии для молодежи из Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Вот сегодня, осмысливая и оценивая этот факт, понимаешь, какое это имело огромное значение, - её выпускники стали первыми художниками, которые получили высшее художественное образование и заложили его основы в своих республиках, они встали у истоков создания специальных учебных заведений и подготовки национальных кадров в родном крае. В 1954 году, по инициативе Оганеса Татевосьяна и Рахима Ахмедова, создаётся кафедра живописи в Театральном институте, которая в дальнейшим перерастает в художественный факультет и становится Ташкентским театрально-художественным институтом. Рахим Ахмедов и его сокурсники Нигмат Кузыбаев, Тачат Оганесов, Маннон Саидов, Виктор Зеликов, в последующем известные художники и педагоги, активно включаются в художественную жизнь…

- Как известно, Рахим Ахмедов прежде всего живописец, портретист, им создана целая галерея портретов современников.…

- Как известно, Человек - это главная тема в мировом искусстве. Портрет - основной и важный жанр в творчестве Рахима Ахмедова. Его склонность к портрету определилась с самых первых шагов творчества и он остался верен этому жанру до конца.

Сразу же после окончания института, за очень короткий срок, два-три года, им было написано более тридцати портретов, многие из которых сегодня находятся в музеях. Эти портреты отличались не только высоким мастерством, но самое главное - образным решением, психологической разработкой и правдой жизни. Он много ездит по республике, стремится писать портреты тех, кто, по его мнению, с наибольшей полнотой выражает приметы времени, важные черты народа, его национальные особенности. Уже в этих ранних портретах - «Пастушок», «Сестры», «Портрет старого колхозника» и др., художник стремится к особому осмыслению природы, они написаны в непосредственном общение с натурой.

- Интересно, что в этот период им были созданы, тогда ещё молодым художником, которому едва исполнилось тридцать лет, такие произведения, которые сегодня входят в Золотой фонд культуры и являются классикой изобразительного искусства Узбекистана. Я назову только одну «Материнское раздумье» 1956 года....

- Я также обратил внимание на то, что большое место в творчестве Ахмедова уделено созданию образа женщины - современницы...

- Рахим Ахмедов трепетно, возвышенно и поэтично создавал образ Женщины (с большой буквы!) в свои полотнах. На мой взгляд, а это я поняла позже, в его душе навсегда отпечатался образ рано ушедшей матери, и работая над женскими портретами он в них вложил частичку любви к ней.

- Кроме простых, обычных людей - стариков, полеводов, чабанов, колхозников, Рахим Ахмедов создал целую галерею портретов известных людей культуры и искусства

- Это другая группа портретов: писателей - Фурката, А. Кадыри, Х. Алимжана, М. Бабаева, Саида Ахмада и Саиды Зунуновой и др., портреты своих коллег-художников - Ч. Ахмарова, У. Тансыкбаева, Э. Калантарова, М. Пашковской, Б. Бабаева, Л. Салимжановой, артистов - Тамары Ханум, Наби Рахимова, Ш. Аббасова, можно продолжить список портретов деятелей культуры. Они написаны с утонченно-изысканной элегантностью по манере письма, эмоционально-психологическому состоянию и глубиной постижения человеческой личности. Сохраняя за собой приоритет портретного жанра, Рахим Ахмедов всегда увлечённо работал над натюрмортами и пейзажем, проявив и здесь самостоятельность взгляда на мир и творческое самовыражение.

- В чем, на ваш взгляд, сила художественного феномена Ахмедова?

- Рахим Ахмедов прожил довольно долгую жизнь и его творчество связано со второй половиной ХХ века, также сумевший охватить и первое десятилетие нового тысячелетия. Он был глубоко и органично связан с временем, его биография складывалась в контексте исторических событий и творчество было нацелено на утверждение красоты жизни, гармонии и любви к человеку, возможно, отсюда поразительная плодотворность, неустанное трудолюбие и долголетие. А если говорить о самобытности Ахмедова, то это пожалуй, ярко выраженный индивидуальный синтез - европейских и национальных культурных традиций, на который в целом исторически опирается живописная школа Узбекистана.

Но главное, в чем заключена притягательность всего творчества художника Ахмедова, - его особое живописное, колористическое дарование.

                                                        Продолжение следует 

 

                                                                             БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz





Другие материалы рубрики

01.09.2021 / 21:35:30

Академия художеств Узбекистана, Дирекция художественных выставок Центральный выставочный зал пригласили ташкентцев на Республиканскую художественную выставку в честь 30-летия независимости Узбекистана

Название этого довольно впечатляющего вернисажа -"Нам жить в новом Узбекистане – свободной и процветающей стране!" говорит о многом. Его участники — лучшие художники Узбекистана разных поколений в представленных здесь картинах в полной мере раскрывают главную тему Далее...

19.08.2021 / 13:53:12

Совершите онлайн-экскурсию по музеям Узбекистана!

Предлагаем нашим читателям совершить виртуальный тур по музеям Узбекистана, где представлены интереснейшие экспонаты. Просто перейдите по интересующей ссылке Далее...

13.08.2021 / 11:57:04

"Наше наследие. Мастера искусств Узбекистана": открытие персональной выставки графики А.Н. Циглинцева

В разгар летнего сезона, по традиции, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана обычно проходит ретроспективная экспозиция произведений мастеров искусств Узбекистана из собрания Дирекции художественных выставок. Нынешний проект из цикла "Наше наследие" посвящён Далее...

03.07.2021 / 21:37:54

В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялась церемония закрытия выставки современного искусства талантливой молодёжи – "Навкирон Узбекистон"

Отметим сразу, что проведение этого вернисажа стало самым настоящим событием в культурной жизни столицы. Представленные работы привлекали пристальное внимание очень многих любителей изобразительного искусства. Тут было на что посмотреть и чем восхититься. Можно сказать. что это была выставка открытий новых имен, новых тем, новых сюжетов. Далее...

23.06.2021 / 18:45:53

В Британском музее открылась экспозиция майоликовых плиток из Узбекистана

Вчера в Британском музее состоялось официальное открытие экспозиции майоликовых плиток из Узбекистана, которые в 2020 году были задержаны британскими властями в аэропорту Лондона при попытке контрабанды. Далее...





05.12.2021 / 12:19:09
Новый спектакль "Сон бабочки" в постановке Барзу Абдураззакова в "Дийдоре" - почему об этом говорят
 
03.12.2021 / 18:57:42
Славное возвращение итальянской оперы на сцену ГАБТ имени Алишера Навои
 


03.12.2021 / 19:03:46
В 2023 году Самарканд станет мировой туристической столицей
 
27.11.2021 / 20:37:23
Узбекистан-Корея: в Самарканде состоялся симпозиум по устойчивому управлению культурным наследием в Узбекистане
 


21.11.2021 / 11:42:16
Малоизвестные факты из жизни Юлия Соломоновича Гусмана
 
20.11.2021 / 16:22:37
Философия Генри Форда
 


06.12.2021 / 16:28:24
И снова один день журналиста: cъемка в большой студии НТРК, вручение приза ШОС, новая встреча в клубе "Интеллектуал"...
 
31.10.2021 / 18:17:51
Государственный центральный музей кино России провел в Ташкенте выставку-презентацию "Музей кино представляет…"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте