Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
03.07.2025 / 10:37:41

В ЦВЗ представлена персональная выставка Дины Ходжаевой-Пенсон "ФОТОГРАФИИ БЕЗ ДУБЛЕЙ"


Выставка представляет творчество Дины Ходжаевой (1932-2024)- первой женщины-фоторепортера Узбекистана. Как и ее знаменитый отец Макс Пенсон,  своей работой и творчеством  она принимала активное участие в создании исторической фото летописи Республики.

С самого раннего детства она была окружена миром, где все было подчинено искусству фотографии. В доме часто бывали коллеги, друзья отца, известные не только в узком профессиональном кругу, но и во всем мире, такие как Сергей Эйзенштейн и Эдуард Тиссэ, Георгий Зельма и Борис Кудояров. Бесконечные беседы, обсуждения технических деталей и условий проведения съемок проходили фоном ее предвоенного детства и военной юности.

Мастерская Макса Пенсона располагалась в том же доме, где жила его семья. Поэтому его дети принимали участие во всех стадиях создания фото отпечатков: от проявки до печати. Как вспоминала Дина, просыпаясь утром, ее взору открывался интерьер комнаты, где фотокарточки после  ночной печати были разложены и развешены повсеместно. Сызмальства Дина разбиралась в фотографической технике и материалах съемок, знала основы композиции. В доме было много фотографической литературы, журналов «Советское фото» 1930-х гг, где нередко можно было найти опубликованные фотографии ее отца.

В молодые годы Дина Максовна работала ассистентом Малика Каюмова на съемках его кинофильмов, помогала режиссеру выстраивать натуру для съемок, решала технические вопросы. Это была хорошая школа для  начинающего репортера. Наработка навыков, умение реагировать на сложные изменения в процессе киносъемок в дальнейшем очень пригодились ей в работе.

Встреча с Файзуллой Ходжаевым, известным кинодокументалистом, сценаристом и режиссером, навсегда изменила жизнь Дины Максовны. Ходжаев – выпускник ВГИКа, ученик классика советского кино Михаила Ромма, у которого он учился наряду с Тарковским, Шукшиным, Панфиловым и другими выдающимися кинорежиссерами – работал на Студии телевидения в Ташкенте, вел программы, выступал кинокритиком, писал статьи. Альянс Ходжаевых – Дины и Файзуллы – ознаменовался многими репортажными проектами. Очерки,  написанные Файзуллой,  украшались фотографиями Дины. Одна из них, посвященная освоению Голодной Степи (1958-59), была удостоена публикации в таких массовых  периодических изданиях, как «Огонек», «Смена».

В их возрасте – тогда им еще не было и 30-ти  – этот огромный успех, эти публикации и съемки укрепили их веру в силу творческого созидания.

В 1966-м, в результате катастрофического землетрясения в Ташкенте отчий дом Дины на улице Кафанова (ныне - Афросиаб) был полностью разрушен. Руины поглотили, казалось навечно, весь ценнейший архив фотографа Макса Пенсона. Дине и Файзулле Ходжаевым принадлежит честь спасения этого архива. В течение многих лет они буквально выкапывали из обломков дома оставшиеся негативы и фотографии. Дина вела скрупулезную работу по восстановлению стеклянных негативов, печатала с них контрольки, делала аннотации. Работа по сохранению, структурированию и систематизации архива Пенсона  продолжалась вплоть до 1990-х, иногда даже в ущерб собственному творчеству. Дина Ходжаева понимала свою миссию не просто как долг дочери по отношению к своему отцу, но и как акт сохранения ценностей культурно-исторического значения для Узбекистана в целом и для граждан Республики персонально.

Роман с фотографией у Дины Максовны продолжался всю ее жизнь. 30 лет она отдала студии Узбекского телевидения, где работала фотокорреспондентом. Ходжаева запечатлела на своих фотографиях  многих звезд творческой элиты  того времени : Шостакович, Хачатурян, Симонов, Айбек, Айтматов, Тамара Ханум, актеры московского театра «Современник» и многие другие были героями  ее фотосюжетов. Созданный Диной Максимовной  портрет Батыра Закирова до сих пор широко востребован и публикуется многими масс-медиа, к сожалению, без указания автора.

Зарубежные поездки Ходжаевой в Европу в 1970-е годы обогатили наши представления о том, как чувствовал себя советский человек на Западе после долгих лет «железного занавеса». Ходжаевские сюжеты из Парижа, Лондона, Флоренции полны иронии, юмора, тактильного чувства наблюдательности, всматриваемости в детали неведомого, заново открываемого мира.

Творчество Дины Ходжаевой всегда отличалось предельной искренностью и высокими нравственными качествами. Ее фотографии  сегодня выглядят как сокровенное послание художника остальному миру.

                                         Ильдар Галеев, Май 2025, Москва





Другие материалы рубрики

27.06.2025 / 11:21:18

В Государственном Музее прикладного искусства Узбекистана состоялось открытие выставки национальных румынских костюмов

В сочетании с элементами современного дизайна одежды, вдохновленными традиционной узбекской одеждой выставка производит большое впечатление Далее...

19.06.2025 / 14:04:30

Шелк и свет: как деятели культуры и искусства Узбекистана и Китая ведут новый культурный диалог

В начале июня культурный пейзаж Китая стал на одну яркую краску богаче — на семь дней его наполнили узбекские узоры, диалоги о традициях, обмены знаниями и мечты о совместных выставках Далее...

12.06.2025 / 10:34:05

Академия художеств Узбекистана, Творческий Союз художников и Ташкентский Дом фотографии представили любителям искусств фотовыставку "Многоликая Италия"

В Ташкентском доме фотографии состоялось открытие персональной выставки фотохудожника, члена Творческого союза художников Узбекистана Ирины Щур "Многоликая Италия" Далее...

05.06.2025 / 10:24:42

Свет между мирами" – выставка в музее "Новый Иерусалим"

Музей "Новый Иерусалим" и Фонд развития культуры и искусства Узбекистана представляют совместный выставочный проект "Свет между мирами". Экспозиция объединила две коллекции советского, узбекского и русского модернизма 1920-х – 30-х годов Далее...

04.06.2025 / 10:18:25

Выставка "Узбекистан: Авангард в пустыне" в Государственном музее искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе продлевает свою работу до декабря 2025 года

Художественная школа в Туркестане конца XIX - начала XX веков зарождалась постепенно. На этом этапе сюда приезжают российские мастера Василий Верещагин и Рихард-Карл Зоммер Далее...





30.06.2025 / 11:28:30
Наши интервью. На вопросы сайта Культура Узбекистана отвечает известный узбекский кинорежиссер Зульфикар Мусаков
 
25.06.2025 / 15:49:20
В Русском доме в Ташкенте прошел особенный день документального кино
 


09.06.2025 / 16:44:07
5 скрытых причин, почему вы плохо спите и как это исправить. Чем опасны ночные пробуждения?
 
02.06.2025 / 10:24:24
"Он берег её память": Александр Жигарев и последняя весна Анны Герман
 


03.07.2025 / 10:49:55
Московский поэт из Ташкента Вадим Муратханов
 
22.06.2025 / 19:54:41
В Турции издан фотоальбом "Узоры Регистана. Самарканд". Его автором является известный ташкентский фото художник Владимир Ковреин
 


09.04.2025 / 12:37:11
Пионер в области электронной музыки Узбекистана, известный композитор и педагог Игорь Пинхасов , 29 марта 2025 г. был гостем Клуба "Интеллектуал" при Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои
 
03.04.2025 / 14:29:24
- Эй, друг! Давай поговорим!.. - памяти Зафара Юсупова
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2025 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте