В минувшую субботу, 22-го ноября, в Ташкентском Доме фотографии состоялся круглый стол на тему: " Некоторые аспекты развития современного живописного искусства Узбекистана в контексте творчества художницы Л. Тиоры".
Организовал и провел этот круглый стол Владимир Карасев - искусствовед, доктор исторических наук.
Собрались художники, искусствоведы, поэты, журналисты. Пришли поговорить о том, куда идет изобразительное искусство Узбекистана и какие пути развития видятся в условиях современного общества.
Было отмечено, что по количеству учебных заведений Узбекистан уступает только России, а по количеству художников превосходит все среднеазиатские республики.
Карасев отметил, что еще каких-то 100 лет назад, Париж считался безоговорочной столицей искусства. В. Маяковский писал, что любой художник, который прожил в Париже хотя бы год, сразу удваивался в цене. Где же сегодня эти титаны французского искусства. Париж в художественном отношении отошел в тень. Сохраняется стойкая тенденция - перемещения центра искусств из Европы в Азию.
Узбекистан отличается от других стран Средней Азии прежде всего тем, что здесь представлено все богатство форм - абстракционизм, кубизм, символизм и многие другие «измы». Вот и Любовь Тиора - яркий представитель романтического символизма. Работы Л. Тиоры говорят о нравственных ценностях, которые мы когда то имели, но потеряли. В ее работах можно найти красоту и тот интеллектуальный потенциал, который подарил Восток. Сама художница сказала: "Меня интересует мудрость всех веков, я не ставлю какую то цивилизацию выше или ниже. Мир един".
И так в каждом направлении, есть свои флагманы, работающие на уровне лучших мировых мастеров. А галереи зачастую заполнены китчевой непритязательной продукцией. И вот вопрос вопросов, должен ли художник работать в угоду социума или же художники должны формировать художественный вкус этого социума.
В дискуссию включилась искусствовед Татьяна Рогова: Искусство - субъективно и с точки зрения автора и с точки зрения зрителя. Я считаю, что искусство всегда было социальным и художники делают то, что требует социум.
Не все согласились с этой точкой зрения, но на то он и круглый стол, что бы каждый мог высказаться. В споре, как известно, рождается истина. А вот в чем мнение всех собравшихся совпало, так в том, что надо бы обратить внимание на качество обучения. Постулат: "фундамент художника должен быть академическим" не вызвал споров.
Возвращаясь к теме искусства в Узбекистане, художник Александр Тюрин отметил:
- Мировая тенденция такова, что большие художники уходят в обители. Творцу в Узбекистане это не нужно, тут везде обитель. И неспроста так возрос в Мире интерес к Востоку. Новый импульс культуры пойдет именно отсюда.