Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
09.12.2013 / 12:19:19

Узбекистан - наш дом родной . Фотосессия известного немецкого музыканта и фотографа


Узбекистан- теплый и солнечный край, который с давних времен притягивал к себе путешественников со всех уголков мира. Славится необыкновенным гостеприимством: люди здесь всегда встретят вас очень тепло и радушно. Это удивительно красивая и богатая своими ресурсами страна. Природа привлекает  своим разнообразием: горячие пески величественной пустыни Кызылкум, по которым шествовали многочисленные караваны, горные системы Тянь-Шаня и Памира - безжизненные степи и пустыни сменяются оазисами, где растут хлопок и инжир, рис и виноград. Зеленые равнины окружены горными хребтами, покрытыми вечным снегом. Тысячи ручьев и речек стекают с гор, сливаясь в крупнейшие реки Азии – Амударью и Сырдарью. Издревле Узбекистан считался мостом между странами и народами, перекрестком древних караванных путей, местом встречи языков, культур и цивилизаций. Именно здесь пролегал Великий Шелковый путь, соединивший Китай, Индию, Центральную Азию, Иран, Ирак, а также страны ближнего Востока и Средиземного моря. Многочисленные караваны верблюдов перевозили шелк и фарфор, пряности и драгоценные камни, ковры и лекарства. Посетив этот волшебный и чудесный край, Вы словно окунетесь в прошлое, ощутив дыхание истории.

 Узбекистан - необыкновенный край, самобытный, с богатым наследием. Здесь живут удивительно талантливые и щедрые люди,  добрые, чистые душой, бережно сохраняющие свои традиции и обычаи. К Наврузу, Хайиту, Дню Конституции, Дню Независимости студенты и молодежь , ежегодно,  с интересом готовят национальные танцы, песни, читают стихи узбекских поэтов и свои собственные, угощают  национальными сладостями, устраивают выставки. Даже уроки узбекского языка не похожи на обычные уроки. Они прививают любовь к поэзии и прозе, знакомят  с национальными традициями и обычаями. Мы производим самолеты, экскаваторы, силовые трансформаторы, электрические краны, большой ассортимент товаров народного потребления. Наша продукция экспортируется в разные страны мира. Современная экономика Республики Узбекистан представляет собой многоотраслевой территориально-производственный комплекс. Основу его составляют газовая промышленность, цветная и черная металлургия, хлопкоочистительная, текстильная, консервная и другие. Но главным богатством Узбекистана является хлопок. По своему значению в экономике свободного Узбекистана хлопок занимает одно из ведущих мест. Он стоит в одном ряду с хлебом, металлом, нефтью. Вот почему исстари люди любовно называют его "белым золотом".

Географическое положение: северное полушарие, центральная часть Средней Азии, между двух крупных рек Амударьёй и Сырдарьёй. На севере граничит с Казахстаном, на северо-востоке - с Кыргызстаном, на юго-востоке – с Таджикистаном, на юге – с Афганистаном, на юго-западе – с Туркменистаном. Климатические условия: в силу того, что на юго-востоке Узбекистан отгорожен от самого тёплого Индийского океана горным хребтом Тянь-Шаня и Тибетом, а на севере страны ничто не защищает его от северных воздушных масс с Ледовитого океана, климат здесь резко континентален. Значительное влияние на формирование климатических условий оказывают форма рельефа и расположение большей части территории на 100-200 м. выше уровня океана. Различаются 4 климатических пояса: пустынный (до 400 м. над уровнем океана), адырный (от 400 до 1200м.), горный (от 1200 до 2800 м.), яйлау - пояс высокогорных лугов (ок. 2700-2800 м.).

Зимнее время года по итогам 2008 г. может стать достаточно суровым испытанием для большей части коренного населения: 20-градусные морозы и обильные осадки не свойственны Узбекистану. Иногда и в середине зимы привычной температурой считается +5, +8. Весна рассматривается как спасение теплолюбивым узбекистанцам, природа пробуждается и цветёт, царит дух праздника Навруза, температура стабильна от +10 до +25. Летом самым тяжело переносимым временем считается период с 25 июня до 5 августа – «чиля». В эту пору дуют горячие сухие ветра, наблюдается практически полное отсутствие осадков, температура достигает 40-45 градусов в тени. После «чилли» жара заметно идёт на спад, устанавливается приятное солнечное атмосферное состояние на ближайшие 2-2,5 месяца. В благоприятные годы может устойчиво преобладать сухая погода, щадящий зной и благодатная прохлада.

 

Здесь уникальные традиции и обычаи, которые погружают в сказку Востока!

В старой части любого узбекского города вы обнаружите укрытую виноградниками тенистую улицу. Постучитесь в любую дверь, и вам будут рады как дорогим гостям, срежут для вас кисть зрелого винограда, напоят ароматным чаем. Если вы располагаете временем, специально для вас приготовят изумительный узбекский плов, без которого местные жители не отпускают своих гостей. В любом другом городе Узбекистана, свернув с широкой центральной дороги, вы попадете в старую часть города - махаллю. Здесь все дышит покоем и размеренностью -вдоль дороги цветы и деревья, ухоженные хозяевами домов, у ворот чинно сидят старики. Каждое утро хозяйки подметают не только свой двор, но и прилегающий в дому участок улицы, так что чистота здесь идеальная. Дети в махалле - как и везде: шумные, занятые вечными играми, беготней. Но есть одна особая черта, которая отличает махаллинского сорванца, - подчеркнуто уважительное отношение к старшим. Уважаемых гостей хозяева ждут у ворот, здороваются, приглашают зайти в дом. Местный климат позволяет почти восемь месяцев в году проводить во дворе, здесь проходят семейные трапезы, а спать летней ночью на топчане, на свежей воздухе гораздо приятнее, чем в комнате, тишину и уют двора подчеркивает незатейливое пение перепелки. Клетки с этими птицами подвешиваются на окнах или на верхних перекладинах топчана.

Главными чертами, характеризующими узбекскую семью, являются гостеприимство, традиционно почтительное отношение к старшим по возрасту.  Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам с земельными участками. Значительное место в быту как элемент гостеприимства занимает чайная церемония. Причем заваривание чая и разливание его в пиалы для гостей является исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким поклоном головы. Во время обмена рукопожатиями традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем чем дальше оно от входа, тем почетнее.

По узбекской традиции еще до подачи главного блюда на дастархан ставят сразу разнообразные сухофрукты и орешки, фисташки и конфеты, закуски и салаты, фрукты и обязательно горячие румяные лепешки.  Любой прием пищи начинается и заканчивается чаепитием. Во время трапезы в начале подают сладости, печеное, а также фрукты, овощи, а в завершение - плов или манты. Для тех, кто готов просидеть целый вечер со скрещенными ногами - в Европе так раньше сидели портные, а на Востоке так сейчас сидят все! - хозяева накроют дастархан на топчане. Позже хозяйка ставит на стол ляганы с главным блюдом - пловом. Ароматный, аппетитный плов - это не просто главное блюдо на узбекскомдастархане - это целая легенда. В праздничный плов мастер-ошпоз обязательно добавит сладкий сушеный виноград - изюм, или кислый барбарис, узбекский горох - нухат, ароматную приправу зиру, осенью - айву. И все в этом плове - для вас, для гостей  дома! Ибо как гласит узбекская пословица: «Гость в доме - радость в доме!»

Чойхона" (чайная) – еще одна важная часть традиций узбекского общества. Всегда находящаяся в затенённом месте, предпочтительно, расположенного около прохладного ручья, чойхона - место встреч для социального взаимодействия, общения и братства. Узбекские мужчины собираясь вокруг низких столиков, установленных на тапчанах (специальных кроватях с загородками), украшенных древними коврами, наслаждаются восхитительным пловом, шашлыком и бесконечными пиалами зеленого чая.

На территории Узбекистана мирно сосуществует множество религий и конфессий. (христианство: православие, католицизм, баптизм, пресвитерианство; адвентисты 7 дня; иудаизм; общество кришнаитов и др.). Их число особенно увеличилось после обретения республикой независимости. Большая часть местного населения исповедует ислам – мусульмане-сунниты, но эта религия не является государственной. В стране имеется множество религиозных организаций, поддерживающих различные конфессии.  Население придерживается толерантности и взаимного уважения. Общественная жизнь включает в себя различные традиции, которые являются основой праздников. Праздники играют большую роль, они формировались в течение многих веков и передавались от поколения к поколению. В начале 19 века в Туркестане праздновались следующие праздники: Навруз, Мехржон, Курбонхаит, Рамазон Хаит, Праздник красного цветка, Дарвешона и другие семейные праздники. Сохранив древние традиции и впитав в себя новые элементы, эти праздники празднуются и в настоящее время. Узбекские праздники можно подразделить на следующие группы:

  1. 1.      Календарные праздники: Навруз, Мехзржон, Праздник красного цветка (кизил гул сайли),
  2. 2.      Праздник воды (сувсайли), праздник песка (кум сайли), письмо с первым снегом (кор хат )
  3. 3.      2. Трудовые праздники: Первый посев (Ергауругкадаш), Праздник урожая (хосилбайрами), праздник винограда (узумсайли), праздник дыни (ковунсайли)
  4. 4.      3. Семейные праздники: Праздник рождения ребенка (Бешиктойи), Первая стрижка ребенка (Сочолиш), праздник посвященный первому шагу ребенка (Биринчикадам), 12 день рождения (завершение 12 летнего цикла знаков зодиака), свадьба (никохтойи)
  5. 5.      4. Религиозные праздники: Курбонхайит, Рамазонхайит, пайгамбарёши - достижение возраста пророка Мухаммада - 63 года, Святой вторник (бибисешанба)
  6. 6.      Эти праздники играют особую роль в образе жизни и этнической культуре узбекского народа. Будучи общественными праздниками, эти дни отмечаются регулярно. Праздники, которые отмечались на протяжении 19-20 столетий полностью сохранили все традиции. Не смотря на запреты в советский период многие праздники отмечались тайно в узком семейном кругу. Именно в эти времена некоторые праздники впитали в себя новые элементы. Например, праздник достижения возраста пророка праздновался как юбилей. Но такие праздники как Навруз, Мехржон, Дарвешона были строго настрого запрещены. Были придуманы и внедрены новые праздники в духе социалистической идеологии, такие как встреча весны (Навбахор) и праздник урожая (Хосилбайрами). После провозглашения независимости Республики Узбекистан все праздники были возобновлены и в настоящее время празднуются ежегодно.

 Изготовление ножей на территории Узбекистанаизвестно с древних времен. Им  отводились различного рода магико-охранительные функции. Об этом свидетельствуют наименования различных ножей, которые были призваны оберегать от злых духов. Так же существовали поверья о противоядном действии от укуса ядовитой змеи при прикосновении к рукоятке ножа. Считалось, если в доме хранится заветный нож, то должен родиться сын. Вода, применявшаяся в процессе обтачивания лезвия ножа, считалась способной излечить от болезней. Кроме того у мастеров художественных промыслов нож относился к числу священных предметов. Разнообразные образцы художественных ножей хранятся в Государственном Музее Истории Узбекистана, Государственном Музее Искусств, Музее Прикладного искусства. В XIX начале XX века центрами по изготовлению художественных ножей выступали - Хива, Бухара, Чуст, Коканд, Шахрихан, Карасу, Самарканд, Ташкент, Кашкадарья, Сурхандарья. Ножи различались по форме, материалу, декору и технике изготовления. Одним из древнейших видов прикладного искусства Узбекистана, уступающим по возрасту лишь художественной керамике, является искусство обработки металла, наиболее распространенным видом которого является чеканка по меди. Она превосходит другие виды ремесел и по числу уникальных образцов, памятников различных эпох, и по тематическому обилию мотивов.

Основная коллекция медночеканных изделий Узбекистана находится в Государственный музей национальной истории народов Узбекистана, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте, а также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Интересные образцы узбекской чеканки Х1X - XХ вв. хранятся в Музее прикладного искусства в Ташкенте, в краеведческом музее в Самарканде, в  музеях Хивы, Бухары, Коканда, Ферганы, Нукуса, Карши и Термеза. Имеется и ряд частных коллекций в Узбекистане и зарубежом. В течении многих веков вырабатывались художественные каноны и совершенствовались приемы технического исполнения. Главными центрами производства чеканных изделий выступали: Бухара, Хива, Коканд, Самарканд, Карши, Шахрисябз, Ташкент. Особую популярность среди них получили богато декорированные изящные кувшины для воды и чая, имевшие разные наименования и отличавшиеся по силуэтам и формам всевозможные чашеобразные сосуды для воды, молока, фруктовых соков и напитков, сладостей и фруктов, тазики для умывания, различные бытовые изделия - сосуды для хранения мелочи, шкатулки, приборы для курения, табакерки, письменные наборы - пеналы и чернильницы, светильники, а также ритуальные предметы - чаши для подаяний и курильницы, охотничьи барабаны и т.д.

 Истоки зарождения ювелирного искусства Узбекистана теряются в глубине тысячелетий.  По общепринятой классификации узбекские ювелирные изделия подразделяются на головные, налобные, налобно-височные, налобно-височно-нашейные, височные, затылочные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные и ножные украшения. Украшения, которые мастера делали в основном для женщин и только отчасти для мужчин, Названия ювелирных украшений могли происходить от способа ношения, от формы изделия, от звукоподражания, производимого украшением, от материала, от народа, который принес эту форму. Крупнейшими центрами ювелирного искусства были: Бухара, Хива, Ташкент, Самарканд, Коканд, Карши, Шахрисябз, Китаб, Чимбай, Турткуль, а также Ургенч, Гиждуван, Андижан, Наманган, Маргилан, Асака, Чуст, Ургут, Байсун, Денау, Ходжаабад, Кунград, Халкабад, Ходжейли, Касансай, Учкурган, Нурата, Ширабад. Некоторые крупные поселения, где проживали семьи потомственных мастеров-ювелиров могли носить специфические названия, как, например, Заргарлик, Заргар, Заргарон и т.д.

Среди замечательных традиций, которыми богато узбекское искусство, особое место занимает художественное оформление тканей. Эта отрасль традиционного искусства зародилась в глубокой древности и уже в пору античности и раннего средневековья приобрело развитый характер. Наряду с дешевыми простыми тканями массового потребления, изготовлявшихся почти во всех селениях и городах в домашних условиях, в специальных ткацких мастерских производились изумительные по красоте высококачественные хлопчатобумажные, полушелковые, золототканые, шелковые и шерстянные ткани. Выработанные на протяжении веков традиции никогда не умирали и дожили до наших дней. И сегодня традиционное художественное ткачество занимает одно из ведущих мест в современном национальном искусстве Узбекитсана. Узбекские ткани имеют не только историко-бытовое значение, но и большую художественную ценность. Наибольшее распространение получили бумажные ткани: калами, алоча, суси, чит; полушелковые: бекасаб, банорас, пасма, адрас, дуруя, якруя, атлас, бахмаль; шелковые: шои, атлас, хан-атлас. В этих тканях за исключением атласа и бархата (бахмаль) использовались простейшие переплетения - полотняное и репсовое. Изготовлялись и шерстяные ткани для верхней одежды. Среди разнообразных тканей видное место принадлежит полушелковым бухарским и кокандским бархатам, самаркандским и ферганским покрывалам, тончайшим прозрачным шелковым платкам "калгай".

Большинство из перечисленных тканей орнаментировались полосами или абровым узором.

Ковроделие,связанное в основном со скотоводческим хозяйством, издавно существовало в районах Андижана, Самарканда, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Бухары,низовьевАмударьи.Оно носило характер домашнего женского производства.Мастерицы владели разнообразной техникой ворсового и паласного ткачества.  К концу XIX в. ковроделие из домашнего промысла удовлетворяющего внутренние нужды хозяйства становится промыслом товарным, приносящим постоянный доход. В это время появляется и ряд центров по выработке ковров, насчитывавших сотни ковродельщиц, работавших на рынок.  Исследователи центрально-азиатского ковроделия указывают на сложение в этот период нескольких самобытных школ узбекского ковроткачества.  Из ворсовых изделий наибольший интерес представляли андижанские и самаркандские ковры и предметы убранства каракалпакской юрты.

Андижанские ковры вырабатывались киргизским и узбекским населением Ферганской долины. Ковры районов Самарканда более разнообразны.Среди них своей оригинальностью выделялись высоковорсные пушистые ковры "джулхирсы"(медвежья шкура).  Другая школа ковроделия по своим художественным особенностям объединяет ковры узбекских племен: найман, туяклы, тюрк, юз кырк, проживавших в районах современной Джизакской области.  Среди ковровых изделий амударьинских каракалпаков,предназначенных для убранства юрты,представляли интерес выполненные в комбинированной технике: настенные мешки,торбы для одежды и особенно тканные полосы "бау",которые живописно оплетали юрту.  Разнообразны паласные ткани Узбекистана. В числе их видов кохма-ткань, состоящая из гладких полос разного цвета,терма и гаджари,тканные в узор разными приемами “переборной техники” и орнаментируемые рядами мелких геометрических или стилизованных растительных орнаментов с зооморфными мотивами.

 

Другая школа ковроделия в этот период фукционировала в районах Нуратинского междугорья в среде населения тюркского происхождения. Нуратинскиеджульхирсы были более крупных размеров нежели джульхирсы Джизакской. На них изображались всевозможные вариации символических знаков.  Третья школа ковроткачества в конце XIX - нач. XX вв. сложилась в Ферганской долине. Ее родоначальниками были киргизы. Они ткали различные ковровые изделия в ворсовой и паласной технике: ковры-гилам, занавесы над дверью-эшиктыш, молитвенные коврики- джойнамоз, мешок для белья-чавадан.  Четвертая школа ковроделия сформировалась на территории Кашкадарьинской области у потомков переднеазиатских арабов, осевших в этом районе в 8-14 веках. Основная их ковровая продукция состояла из постилочных паласов, тонких паласов типа кизгилам, вещевых настенных мешков-карчин, торба, переметных сумок-хурджинов, футляров для ножниц, веретен, молитвенных ковриков -джойнамозов. Использование для декоративных целей именно керамического материала вполне понятно: народы Узбекистана очень рано освоили гончарное производство. Свой богатый опыт они легко перенесли в область архитектуры, тем более что материалы для архитектурной керамики (обычный лёсс) находился буквально под руками.

 Лёссовое тесто в сыром состоянии - удобный, легко формирующийся материал, обработка которого была хорошо освоена в I в.до н.э. - время появления керамического архитектурного декора. При раскопках замковых и дворцовых сооружений Узбекистана археологи неоднократно находили фрагменты крупных керамических деталей, имевших форму трехступенчатых зубцов с треугольными или стрельчатыми вырезами посередине, кругов с крестообразными вырезами центре (дворцовое здание Ханакатепа близ Денау I веков до н.э. и замок Актепа близ Ташкента V-VII вв. н. э.  Археологические раскопки показывают, что уже в VIII в. в интерьерах жилых помещений были распространены керамические очажки, покрытые штампованным орнаментом и служившие, очевидно, одновременно бытовым, культовым и декоративным целям.  Вдальнейшим керамика как облицовочным материал завоевывает все большее место, переходя от отдельных декоративных деталей к сплошной одежде сооружений.  Простейшим видом керамической облицовки были жженый кирпич, обычно того же формата, что и сырцовый в основной кладке.

Первоначально нарядной облицовкой покрываются все фасады сооружения, далее декор концентрируется на лицевом, который в дальнейшем трансформируется в портал. Керамические облицовки в интерьере, защищенном от влияний климатических факторов, часто заменяются росписями по гипсовой штукатурке и резьбой по гипсу. В мечетях богато украшаются михрабы.  С середины XIV в. в облицовку сооружений наряду с резной глазурованной керамикой и многоцветной майоликой на глиняном основании включается фаянс.

Одно из наиболее крупных сооружений второй половины XIX в. дворец Худояр-хана  в Коканде,  имеет сплошную керамическую облицовку, набранную из майоликовых плиток малого размера. В ограниченном количестве здесь использована и многоцветная расписная майолика.  Облицовочная керамика старательно сохраняется на древних архитектурных сооружениях Узбекистана, образцы ее тщательно исследуются с тем, чтобы, используя уровень современной техники, использовать художественные традиции в современной архитектуре.

 Одним из наиболее древних, исключительно интересных видов прикладного искусства Узбекистана, сохранившим до наших дней отчетливую локализацию местных школ и традиций, является художественная керамика.  В основном мастера изготовляли столовую и хозяйственную посуду. Посуда узбекских мастеров делится на чашеобразную форму (коса) и кувшинообразную форму (куза), такое разделение объясняется специализацией мастеров. Гончар-косагарлик производил коса, шокоса,пиалы,ляганы, тавок, тогора, бадии и т.д.; кузагарлик выделывал кувшины и корчаги разной формы, емкости, назначения. По своим высоким технологическим и художественным качествам в конце XIX - начале ХХ в. ведущее место, безусловно, занимала риштанская керамика.

Мастера Риштана разрабатывали собственный стиль росписи, проникнутой лиризмом. Художественным своеобразием отличались изделия и других керамических центров: Варданзи, Гиждувана, Каттакургана, Мадыра, Шахрисябза, Ташкента. Оно сказывалось в формообразующих элементах, в композиции узора, колорите, в излюбленных мотивах орнамента - и в общем эмоциональном настрое. Изготовление глиняной игрушки было характерной Бухаро-самаркандской школы керамики. Игрушка имеет очень древние исторические и социальные корни. Наиболее известным центром является селение Уба близ города Вабкент.Другим своеобразным центром изготовления игрушек было селение Касби, где в 1970-80-е годы работала одна мастерица Амбар-опаСаттарова, создавшая уникальные игрушки в виде птичек и животных на колесиках. Традиции такого типа игрушек восходят к древнейшим временам, о чем свидетельствуют археологические находки.Третьим центром изготовления игрушек является Денау. 

Искусство резьбы по дереву Узбекистана является частью центрально-азиатского художественного наследия и своими истоками восходит к глубокой древности.

В традиционном зодчестве и быту народов Узбекистана издавна, резное дерево пользовалось огромной популярностью В зодчестве оно использовалось в качестве важных архитектурных деталей и конструкций таких как колонны, карнизы, двери, потолки, решётки. Применение резного дерева в быту, или как её ещё называют бытовая резьба, вбирала в себя обширный круг предметов от мебели до мелкой домашней утвари. Столики, табуреты, сундуки, шкафчики, шкатулки, широкие деревянные кровати, люльки оформлялись резьбой. Резьбой оформлялись раздвижные подставки для книг, пеналы, книжные переплёты, чернильные приборы, шахматы, расчёски, музыкальные инструменты, штампы для нанесения узоров на ткань , а также арбы (своеобразные повозки на двух высоких колёсах), сёдла для верховой езды, паланкины.  Завоевание Туркестана Российской империей, и как следствие этого возросший поток в край русских поселенцев стало причиной того, что перемены затронули и сферу резного дерева. Мастера, приспосабливались к вкусам населения городов, проявляющего интерес к экзотическому товару. Это обстоятельство значительно расширило ассортимент изделий, оформлявшихся резьбой. Мелкая резьба стала покрывать и нетрадиционные изделия - аптечки, замысловатые клетки для птиц, шкатулки, чемоданчики, портсигары и другие вещи.  Особой популярностью стали пользоваться высокие многогранные столики с характерными чертами “восточного стиля”, которые ценились за тонкую арабесковую резьбу и предназначались для европейского интерьера. В начале ХХ в. они пользовались спросом далеко за пределами Туркестана, вплоть до Америки.  Новшеством стало изготовление мебели европейского образца (буфеты, комоды, письменные столы, туалетные столики и т.д.), обильно украшенной традиционным орнаментальным узором.

Следуя многовековым художественным традициям узбекские мастера нового поколения вносят свой неоценимый вклад в сохранение такого уникального вида народного искусства как резьба по дереву.

 Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу. Ещё в начале XX в. В.В.Стасов отмечая своеобразие искусства резьбы по ганчу писал : “ Это - чистейшая сама Средняя Азия, которую не с чем другим сравнивать из всего известного на свете по части рисунка и художественных форм.”  Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества. Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.  В орнаментальном строе искусства резьбы по ганчу преобладали растительные и геометрические мотивы.  В 1990-е года резьба по ганчу остаётся одним из ведущих видов народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Более того, её роль в оформлении архитектурных сооружений возрастает. Основными центрами резьбы по ганчу остаются Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Андижан, Наманган, Коканд.  В последнее время набирает силу и широкое распространение своеобразное направление декоративно-прикладного искусства Узбекистана - художественная роспись на изделиях из папье-маше.

В начале 198О- х годов возрождением этого некогда развитого промысла и обновлением его образного строя занималась специально созданная Ташкентская экспериментальная научно-производственная мастерская художественной росписи при Объединении народных мастеров "Усто". Тогда же было открыто отделения лаковой миниатюры в Республиканском художественном училище в Ташкенте.  Роспись лаковыми красками по папье-маше, из которых в средневековье изготовлялись шкатулки, каламдоны (пеналы), пудреницы, коробочки различного назначения, пластины, переплеты для рукописных книг, была развитым художественным промыслом.В начале ХХ века этот вид художественного ремесла исчезает.Её возрождение связано с попыткой ряда энтузиастов - искусствоведов и художников Объединения «Усто»- возродить на технологической основе изделий из папье-маше  искусство миниатюрной живописи.

 

В настоящее время большую, плодотворную работу по развитию изобразительного искусства в нашей стране ведет Академия художеств Узбекистана.Буквально нет недели, или месяца, чтобы в Центральном выставочном зале Академии, Ташкентском Доме фотографии, Галерее изобразительного искусства, Государственном музее искусств Музее прикладного искусства, различных арт-галереях Ташкента, а также выставочных залах городов республики не открывались интереснейшие вернисажи. Художники многих стран мира принимают участие в проводимом в столице Ташкентском международном Биенале.

     Отдельно надо сказать о туризме. По его масштабам и числу исторических памятников(более 4 тысяч) Узбекистан входит в десятку мировых стран-лидеров. Центры международного туризма Самарканд, Бухара, Хива и Шахрисабз включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Удивительные памятники старины, новые архитектурные ансамбли, улицы и проспекты, Ташкента и других городов страны, царящие в стране мир и стабильность, атмосфера взаимного уважения и согласие все больше и больше привлекают туристов из зарубежных стран.
Узбекистан не перестаёт  поражать своей красотой и открытостью, и каждый год я  делаю для себя все новые и новые открытия в истории и культуре моего родного края.

  А вот, что думает о поездке в Узбекистан немецкий фотограф, сделавший эту фотосессию по итогам поездки в нашу страну.

Мы путешествовали по Узбекистану  в октябре,  так как этот месяц по климату приятней всего. Наша поездка  была направлена на ознакомление с очень красивыми  памятниками древней  архитектуры Узбекистана. С первого дня приветливость местных жителей  на нас произвела огромное впечатление. Нас принимали всюду с большой сердечностью  и теплотой. Вкус свежих фруктов и овощей был просто фантастическим.

 Когда увидел огромную городскую стену города совершенно удивительных памятников старины Хивы я был поражен, на меня это произвело  огромное впечатление, особенно если сравнивать, как ехать у нас по-старому городу в Сайденштрассе. Вся старая часть этого удивительного города –  прекрасный  музей под открытым небом.

Бухара была тоже прекрасна, с её фантастическими, сказочными базарами. Всюду видны оригинальные, весьма красочные материалы народных мастеров, это также неповторимая керамика и потрясающее художественное ремесло.  А запах пряностей вводит в эйфорию.

 Бескрайние пустыни на узбекской земле дарят путешественникам  превосходный  вид, у нас нет таких пространств  и меня эта красота сильно пленила. На Площади  Регистан в Самарканде, почтение к этим местами тоже  вызывало огромное почтение. Я чувствовал себя так, как если бы достиг самого центра Земли!Радости удивления и ярких впечатлений  в эти дни у меня не было конца!

Фото : Stephan Wirwalski

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По материалам ученых и специалистов подготовила Олеся Недобегова.

                                    Студия молодых журналистов «Репортер», проект kultura.uz

 

 





Другие материалы рубрики

26.11.2013 / 13:49:26

"Осенняя мелодия" прозвучит с полотен Светланы Шин

Персональная выставка Светланы Шин с лиричным названием "Осенняя мелодия" откроется в Ташкенте 27 ноября в 16:00 в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана. Далее...





24.04.2024 / 18:17:35
Одним из самых значимых событий Международного фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори - 2024" в ГАБТе им. А. Навои стал показ оперы Джакомо Пуччини "Тоска" 20 апреля с.г.
 
22.04.2024 / 11:22:32
Грандиозное завершение VII Международного фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори" - Гала-концерт с участием звезд мировой сцены!
 


25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...
 
13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте