Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
17.06.2018 / 16:00:01

Когда трагедия предстала праздником…


Может ли сценическая трагедия предстать праздником? Ведь в драматических перипетиях судеб героев трагического спектакля немало горестных моментов, фатальных уходов из жизни, экспрессивных переживаний…

И все же – еще со времен античной греческой трагедии мы знаем великое понятие «катарсис» - очищение души от восприятия самых кульминационных трагических пиков. Потому что театр высокого толка неизменно устремляет наши сердца к постижению позитивного, светлого, того, без чего вообще невозможна полноценная жизнь человека…

Об этом и о многом другом подумалось на недавнем, как думается, невероятно удачном и «сложившимся» спектакле «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» (который вот уже почти десятилетие идет в ГАБТ имени А.Навои, неизменно радуя многочисленных зрителей). Сменяются отдельные исполнители, идет постоянное обновление «души» спектакля – и жизнь его продолжается в полноценном развитии и постоянном совершенствовании. Вот и на этот раз в нем предстала целая группа новых исполнителей главных ролей. И хотя об этом своеобразном спектакле мы уже неоднократно говорили на страницах нашего сайта – право же. стоит всмотреться в особенности, привнесенные в его ткань сегодняшними новыми яркими исполнителями.

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста» - безусловно, предстает сегодня подлинным шедевром мирового оперного искусства. По жанру, безусловно, это – трагедия высоких страстей. Спектакль этот весьма непрост в освоении переменчивой и напряженной физической и духовной жизни его героев. Постановщиком «Царской невесты», заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом, как думается, -в этой яркой, экспрессивной работе театра успешно решена главная проблема – соединение стилистики эпохи действия с убеждающими современными чертами жизни персонажей на сцене. И – что особо важно! – полное соответствие действия на сцене авторской музыкальной драматургии, заложенной в партитуре (что, к сожалению, на мировых сценах сегодня нередко разрушается бездумными и нелогичными постановочными «вывертами», весьма далекими от того, что хотел сказать автор оперы!).

Спектакль решен в стилизованном пространстве эпохи мрачного царствования Ивана Грозного, решен в прочном союзе с дирижером – Заслуженным деятелем искусств Анваром Эргашевым и с художником-постановщиком, заслуженным работником культуры Узбекистана Зубайдулло Батыровым как цельное, красочное «фресочное» полотно. Жизнь героев в этом спектакле невероятно изменчива и динамична – и ни на один момент не ускользает от внимания и сопереживания зрителей. Стилизованно в нем отражено и время действия, – но есть и яркая символика некоторых ключевых образов сценографии. Один из этих образов-символов, это – большие колокола с длинными канатами от их «языков». В эти колокола в радости или отчаянии бьют герои спектакля в самые различные мгновения перипетий своей жизни. А символическими канатами можно оплести, связать неугодных. Не менее ценно и то, что одетые в полном соответствии со стилем эпохи – герои оперы ведут напряженную «жизнь человеческого духа», мысля и действуя как герои подлинно современные.

В театральной терминологии существует такое понятие, как так называемый «ввод» нового исполнителя в определенную роль. В принципе это означает, что в «ткань» живущего спектакля вплетается индивидуальность нового певца-актера. Он должен, соблюдая все постановочные указания режиссера и дирижера – не просто «проследовать» по пути своего предшественника-исполнителя, а наполнить «от себя» образ и роль неким новым, присущим ему смыслом. Это тоже – одна из нелегких задач на театральной сцене. По сути, каждый спектакль с новыми «вводами» - это своеобразная «малая премьера».

Молодой Рахим Мирзакамалов, уже хорошо знакомый ташкентской публике, признанный лауреат многих Международных конкурсов впервые предстал перед зрителем в центральном образе опричника Григория Грязного. И хотя в прежней истории спектакля этот образ ярко и своеобразно раскрывался его старшими коллегами – Мирзакамалову удалось в раскрытии постановочной структуры и в работе с режиссером найти свои убедительные и органичные краски. Свой звучный и тембристый голос певец смог сделать действенным и выразительным средством, интонации его были разнообразными и живыми. Самая трудная задача была решена весьма убедительно – его Грязной постепенно становился жертвой собственной, почти маниакальной страсти к юной Марфе. Страсти, ставшей его некой «навязчивой идеей», исступленной слепой верой в то, что чудесное «приворотное зелье» заставит Марфу страстно полюбить именно его. Этот весьма своеобразный путь решения чётко обрисовал главную суть музыки и драматургии спектакля – эпоха вседозволенности и насилия варварски калечит человеческие души, опустошая и разрушая их. И радуясь принципиальной удаче Рахима Мирзакамалова в роли Грязного – мы верим, что этот его образ подарит нам и дальнейшее раскрытие новых и новых черт в своей сути и глубине.

Особо стоит сказать и о другой молодой исполнительнице – Азизе Мухамедовой. Она воплотила трагический, мятущийся образ юной Любаши в третий раз – и убедила не только красивым звучанием своего «меццо-сопрано», но и высокой органикой и искренностью, но и исконно «своим» началом роли. Точно и четко следуя постановочному замыслу, Мухамедова раскрывает Любашу не как некую «носительницу зла», а как еще одну трагическую жертву обстоятельств. Ее трагическое прошлое, похищение опричниками из родного дома, гибель семьи нанесли незаживающую рану на ее дух. Только любовь к Григорию составляет суть и смысл ее жизни. И когда она с ужасом сознает, что Грязной готов ее бросить ради слепой страсти к Марфе – ее рассудок не выдерживает этой новой травмы. И с особой силой Азиза Мухамедова раскрывает в своей внешне хрупкой героине страшную силу одержимости» мести» ни в чем не повинной Марфе. Это жуткое «восхождение к высокой степени безумства» рисуется Мухамедовой экспрессивно, внятно и предельно убедительно. И страшно воспринимать ее смерть от удара кинжала Григория в финале – только в предсмертном мгновении она становится прежней, любящей, горячей, неизменно верной своему Григорию…

Анжеле Мухаметзяновой, дебютировавшей в образе Марфы, удалось в большинстве случаев убедительно воссоздать, а кое-где – пока наметить возвышенный и чистый (и невероятно непростой!) образ своей особой героини. Ее Марфа живет жизнью грёзы – в разгуле насилия, убийств ее сознанию неизменно предстает прекрасный сад, в котором они гуляли с любимым Иваном Лыковым. Жизнь ее героини органична – и предстает одним из воспринимаемых образов трагических жертв «эпохи вседозволенности», одной из немногих, кто в темноте сумел сохранить Свет духа…

Ряд дебютантов успешно продолжила юная Мадина Базарова. Ей пришлось раскрыть образ еще достаточно молодой соседки купца Василия Собакина – Домны Сабуровой. Главное событие – смотрины царя Ивана для выбора им своей новой невесты – для этой Домны значительно – ведь в числе последнего круга избранниц царя на смотринах – и ее дочь Дуняша. Базарова с ее красивым сопрано убедительно раскрывает и восторженную многоречивость купчихи, впервые попавшей в царские хоромы, и ее хитринку – и проявившуюся в финале искренность и сострадание.

И, конечно, целостность действия прочно воссоздали и опытные исполнители. Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов, как и прежде, раскрыл образ Собакина-отца в соединении доброты, хитрости и мужицкой сметливости. И в радости, и в горе его Собакин был убеждающим. А красивый бас певца прекрасно раскрыл вокальные красоты этой партии-роли. Народный артист Узбекистана Нормумин Султанов вновь воссоздал своего Ивана Лыкова – трепетного молодого человека, беззаветно любящего свою Марфу, мечтающего о гармонии – но безжалостно сметённого вихрем вседозволенности первым в событиях этого спектакля. Джабраил Идрисов, исполняющий роль «вальяжного палача» Малюты Скуратова практически со дня премьеры – снова порадовал и раскованностью «разгульной» органики, и выразительным и красивым пением. Звучное контральто Рады Смирных и ее теплота, и искренность раскрыли образ Дуняши, также тепло принятый публикой. Бомелий Александра Полонского был эксцентричен, колюч и странен – и в острой характерности тембра, и в угловатой пластике таинственного лекаря – составителя страшных ядов, но воспылавшего страстью к Любаше. Согласно замыслу композитора, безмолвный, но предельно выразительный образ царя Ивана вновь, уже «традиционно» в этом спектакле представил сам постановщик – Андрей Слоним. Приятное впечатление оставила и дебютантка Елена Хафизова в небольшой, но важной роли няни Петровны.

Оркестр под управлением Заслуженного деятеля искусств Анвара Эргашева представлял динамичное симфоническое «поле», поддерживая солистов и хор в раскрытии образов, и в свою очередь – воссоздавая особый трагизм звучащей драматургии. А хор под управлением Народного артиста Узбекистана Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой – не только ярки и динамично звучал – но и жил на сцене в разных образах и ситуациях со всею полнотой творческой отдачи.

Стоит особо сказать и о публике. Ее вы этот вечер было особенно много – удалось выяснить, что на спектакль были особо приглашены представители многих национальных культурных центров. Зал с неустанным вниманием горячо воспринимал спектакль, отмечая почти каждый номер, а в финале – наградив участников и постановщиков продолжительной овацией. И то, что в преддверии празднования Дня России в столице Узбекистана на таком уровне был воплощен один из высочайших шедевров русского оперного искусства – несло и доброе символическое значение во имя дружбы и сплетения культур разных народов на нашей благодатной земле…

Так что же – может ли сценическая трагедия стать праздником искусств? Безусловно – да! Если постановка и воплощение спектакля осуществлено со всей полнотой отдачи режиссера, дирижера и талантливых исполнителей, если жизнь спектакля вершится доброй и единой «командой» своеобразных творческих единомышленников –то свершается великое чудо единения сцены и зала. И даже проливной дождь с грозой после спектакля не смогли «залить» радость уходящих из театра многочисленных зрителей, души которых были в этот вечер особо «заряжены» устремлением к светлому и доброму…

 

Гуарик Багдасарова, искусствовед

Фото Михаил Левкович





Другие материалы рубрики

15.06.2018 / 16:30:09

Каждое лето театры столицы завершают сезон и уходят на заслуженные каникулы. Не исключение и ГАБТ им. Навои

Сезон был полон интересных проектов и новостей. Весной театр Навои встречал гостей в рамках международного фестиваля "Palette of Ballet". Ташкентцам представилась возможность по достоинству оценить талант солистов Мариинского театра и Измирского государственного театра оперы и балета, увидеть уникальную постановку израильской современной танцевальной группы Vertigo, а также великолепную технику труппы "Балет Бежара Лозанна". Далее...

09.06.2018 / 11:01:02

Театр в судьбе Юлдашевых

В репертуаре Узбекского государственного театра кукол отныне есть спектакль для взрослых, поставленный главным режиссером Динарой Юлдашевой по пьесе Евгения Шварца "Тень". Премьерные показы этой постановки шли всю весну нынешнего года, вызвав немалый интерес у зрителя, и в первую очередь, у молодежи. О том, как шла работа над созданием спектакля, о творческом пути Динары Юлдашевой, о семье, члены которой так или иначе связаны с театральным миром и миром искусства Узбекистана, корреспондент "МН" беседовал после просмотра с четой Юлдашевых, их детьми и внуками... Далее...

08.06.2018 / 11:26:14

Вспоминая концерт "Устозларга эхтиром" ("Поклонение мастерам) во Дворце искусств "Туркистон"

Узбекское национальное танцевальное искусство – одна из самых ярких страниц нашей культуры. Концерты с участием узбекских граций всегда проходят с большим успехом и у нас в стране, и за рубежом. Но все это возможно благодаря давним, многовековым традициям узбекского народа, большому таланту и мастерству таких ведущих мастеров узбекской сцены 20 века, как Кундуз Миркаримова, Гульнара Маваева, Бернара Кариева, Клара Юсупова, Вилоят Акилова и других. Все это нашло отражение в большой концертной программе "Устозларга эхтиром", которая недавно украсила сцену Дворца искусств "Туркистон" Далее...

07.06.2018 / 15:41:15

"Игроки" по Гоголю в Молодёжном театре Узбекистана покорили ташкентских зрителей

В будущем году мы будем отмечать 210-летие со дня рождения великого классика русской литературы — Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852). Между тем Н.В. Гоголь продолжает жить и покорять зрителей на сценических площадках. Гоголевские "Игроки" стремительно помолодели в совместном проекте Государственного молодёжного театра Узбекистана и Союза театральных деятелей Росийской Федерации Далее...

05.06.2018 / 20:42:05

В ГАБТе им. А.Навои – Rossini 150 по случаю 72-летия Итальянской Республики

Этот музыкальный праздник был организован Министерством культуры Узбекистана при поддержке Посольства Италии в Узбекистане. Для участия в нем приглашен известный итальянский дирижер Эдди де Надаи... Сказать, что звучали аплодисменты – ничего не сказать, театр плыл и качался в волнах нескончаемых рукоплесканий, валом заполнявших нарядный и праздничный зал. И думалось, как же подходят друг другу музыка Дж. Россини и наш роскошный и по-южному яркий театр Навои... Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте