Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
15.02.2024 / 09:46:56

Премьера балета "Дама с камелиями" на сцене ГАБТа им. А. Навои по достоинству оценена ташкентской публикой. В самом деле, он производит очень большое впечатление


Смотришь этот балет и снова и снова убеждаешься в том, что тема  большой любви, которая здесь на самом первом плане,  вечна и поистине неисчерпаема. События происходящие в нем  произошли давным давно, но как они захватывают с  начала и до самого конца балета, в  нем страсти буквально кипят . Но как это хорошо сделано! Во-первых, новый главный балетмейстер ГАБТа и постановщик балета, один из лучших современных турецких балетмейстеров Мехмет Балкан снова блистает  своим мастерством в Ташкенте и представляет  такое свое видение действия балета , что хочется  аплодировать снова и снова. И два состава , которые воплощали   это в жизнь , 10 и 11 февраля с.г. на сцене родного театра , делали это с чувством большого вдохновения. Действие было последовательным и логичным, именно так, как было задумано балетмейстером-постановщиком. Главным действующим лицам , исполнителям главных партий - Маргариты (Эльмира Юсупова,Ситора Хисматова  ) , ее возлюбленных  Армана (Бекзод Акимбаев, Улугбек Олимов) и барона  ( Замир Фазлутов, Тимур Шангариев ) удается в полной мере передать все обилие чувств, которые их переполняют и каждый стремится  сделать это как можно лучше.

      «Дама с камелиями» — балет в трёх актах, поставленный впервые  знаменитым балетмейстером Джоном Ноймайером на музыку Фредерика Шопена в Штургарте в 1978 году. Литературной основой постановки явился тогда   роман Александра Дюма-младшего «Дама с камелиями». Он  повествует о всепоглощающей любви между парижской куртизанкой и молодым романтичным парнем Арманом Дювалем. Но в Ташкенте многое  сделано совсем по другому.  У нас был представлен  спектакль  на музыку Дж. Верди, П. Масканьи -  «Дама с камелиями» по мотивам произведения А. Дюма. Но при этом балетмейстер-постановщик Мехмет Балкан переосмыслил традиционную трактовку спектакля. Он сам нашел новое   хореографическое решение   и сам по новому подбирал музыку. В результате  в балете была исполнена музыка Дж.Верди из таких выдающихся творений оперного искусства, как «Травиата», «Аида», «Риголетто» и П.Масканьи «Сельская честь». В балете производит большое впечатление  выступление хора из оперы «Аттила», гармонично вписывается в этот контекст  потрясающий вальс А.Хачатуряна из «Маскарада».

      Что же побудило  Мехмета Балкана  снова приехать в Ташкент и взяться за постановку этого балета и представить его именно в таком формате? С этим вопросом я обратился к турецкому балетмейстеру в антракте и вот, что узнал.

 - Я очень рад приехать в Ташкент снова ,  мне здесь очень нравяться ваши артисты балета, они очень хорошие. И вот с ними я решил заново поставить этот спектакль и показать  его вашим зрителям. Я видел постановку Джона Номайера и тогда она мне очень понравилась. Но там было совсем другое решение, не такое, как я себе представлял. Я  был так восхищен этим произведением и подумал , что если  буду ставить этот балет , тогда будет мое  новое  решение. Так оно и случилось. В моей постановке этот балет идет в ряде стран мира и вот теперь в Ташкенте, где он прежде ставился, ее мы  возобновили.  И очень рады этому. Для Номайера были важны другие моменты этой истории любви, но мне здесь важна партия  главной героини. Мы стремимся показать, как  и почему живя  с бароном, который гораздо старше ее, Маргарита влюбляется в молодого красивого парня и решает  остаться с ним. Но наша героиня  очень больна и хочет провести свои последние дни с возлюбленным. Несмотря на все трудности возникающие в этой ситуации , любовь побеждает, хотя все кончается ее смертью . И это все происходит на фоне сложных жизненных интриг. Я думаю, что все это нам удалось сделать.

       Мы здесь работали с вашими молодыми и очень талантливыми солистами балета . Не могу не сказать, что ваши артисты очень хорошо исполняют свои партии и в актерском и театральном форматах. Они так вошли в свою роль и  кажется , что играют, можно сказать,  вживую. Вы сами видели это, также как и я. Они молодцы и я благодарен им за это. Я считаю, что балет не должен быть далек от реальной жизни людей. Потому мы показываем на сцене драму двух молодых людей. Мне очень нравиться ваша балетная труппа. С ней можно добиться многого. Моя мечта- поднять узбекский балет до мирового уровня.

       На протяжении спектакля нас ожидали , как сказал, Мехмет Балкан, удивительные неожиданности. Так в начале и в конце спектакля на сцене появляется образ Ангела смерти ( Сардор Садинов , Тимур Юнусов) .

Исполнитель  соло вокала- Kамолидлин Мухаммадиев , а также

хор ГАБТа им  А.Навои. Это  неожиданное пение в балете , как в потустороннем мире,  заставляет  о многом задуматься  и понять суть происходящего. . Заметно усиливает действие неожиданное исполнение танцев на музыку великого Арама Хачатуряна. Обращали на себя внимание  красивые белые костюмы исполнителей главных партий.

 Чтобы  можно было вникнуть вглубь содержания этого балета ,  представляем  его краткое содержание

 

Пролог

 Маргарита лежит на предсмертном ложе и грезит об Армане, вспоминая прекрасно проведенные дни с любимым. Перед ее взором возникает их последняя встреча…

 

Первое действие

 Барон каждый день устраивает прием в честь Маргариты, ей это льстит, и она с удовольствием принимает в этом участие и развлекается. Гастон, друг барона и Маргариты знакомит молодого, видного юношу Армана с Маргаритой. Арман потрясенный красотой Маргариты не может понять, что скрывается за ее грустью. Застенчивость Армана трогает Маргариту. Между ними вспыхивает пламя любви.

Но Маргарита живет с бароном и открыто проявляет любовные чувства к нему. Смерть приближается к ней и она понимает, что осталось  мало времени. Она молит бога хоть немного отложить час смерти, чтобы насладиться своим чувством к Арману и последние дни провести с возлюбленным.

 

Второе действие

 Маргарита и Арман проводят вместе счастливое время в загородном домике. Их любовь помогает Маргарите забыть о своей болезни и преодолеть страх перед смертью. Время от времени их навещает Нанина, которая следит за благосостоянием Маргариты. Нанина сообщает, что у Армана не достаточно денег для содержания Маргариты и предлагает, чтобы часть расходов взял на себя Барон. Арман отправляется в Париж в надежде исправить положение. Воспользовавшись отсутствием Армана,  его отец Месье Дюваль отправляется к Маргарите. Маргарита встречает его дружелюбно, но что-то её настораживает,  она не может унять своего беспокойства и вскоре понимает, что не напрасно. Месье Дюваль молит Маргариту прекратить отношения с Арманом. У юноши большое будущее, а отношения с куртизанкой отрицательно сказываются на престиже его семьи. Пока не поздно, ему надо начинать новую жизнь. Хоть услышанное повергает Маргариту в горечь и печаль она, понимая опасение отца, соглашается и дает слово разорвать связь с Арманом ради его будущего.

По возвращению Армана, Маргарита уже покинула его дом, передав прощальное письмо через Нанину. Не поверив прочитанному, молодой человек снова отправляется в Париж. В доме Флоры устроен прием, на который приглашена и Маргарита. Арман тоже оказывается среди гостей, где играя в карты в компании мужчин выигрывает большие деньги. Он замечает в дверях Маргариту и Барона только прибывших на прием. Флора знакомит Маргариту с гостями. Арман замечает на руке Маргариты драгоценное украшение – браслет, ярость охватывает его. Он думает, что из-за богатства Маргарита решила от него уйти. Арман пытается унять свою боль в бокале с вином.

Встретившись лицом к лицу с Маргаритой, он бросает ей в лицо выигранные деньги, как плату за любовь куртизанки. Она унижена, но прощает любимому все, понимая, что он не знает истинной причины расставания. С болью в душе Маргарита покидает бал.

 

 ЭПИЛОГ

 Смерть уже совсем близка. Маргарита без сил… она вспоминает о времени проведенном с любимым и в последний раз хочет увидеться с Арманом. Она говорит об этом Нанине, которая сообщает об этом Арману и он приходит, чтобы проститься с Маргаритой. В последние минуты жизни Маргариты он узнает всю правду и сожалеет, что был в неведении. Но… Уже ничего не изменить, Маргарита умирает.

Безутешный, Арман остается с драгоценным браслетом в виде любимых ею камелий в руках и воспоминаниями о любимой…   Интервью для сайта Культура Узбекистана

 

 АБДУЛЛА АЛИМОВ, художественный руководитель  ГАБТа им. А.Навои

 Спустя  6 лет мы возобновили  этот спектакль с новшествами в декорациях и в костюмах и в постановке танцев , а главное  в  составе исполнителей. Был задействован  наш главный художник Даврон Раджабов , в качестве  дизайнера была приглашена  наш нынешний  художник  по костюмам Мария Сошина.  Владом Жураковским была проделана большая работа по художественному свету, потому что требовалось  тонкое и очень профессиональное видение сцены. Наверно поэтому работа  в одном лице постановщика и балетмейстера   Мехмета Балкана при поддержке  всей постановочной группы, дала такие высокие результаты. Много усилий приложено для этого и музыкальным руководителем и дирижером нашего оркестра , заслуженным деятелем искусств Узбекистана Фазлиддином Якубджановым.

     Должен сказать также, что на премьеру пришла наша выдающаяся танцовщица, которая много лет была звездой нашего балетного искусства, народная артистка Узбекистана  Бернара Кариева. Она выразила свое восхищение увиденным и сказала, что посмотрела очень хороший балет в отличной постановке Мехмета Балкана. Отмечу также, что свою роль в восприятии спектакля сыграли и отлично сшитые белые костюмы в которых танцуют герои балета. Их красота, элегантность и цвет здесь были очень уместны. И последнее. Наш балетмейстер-постановщик внимательно изучил и состав нашего корда-балета. Из него он отобрал лучших из лучших и у них были свои роли в балете, с которыми они отлично справились.

     В заключение мы поговорили с главным заинтересованным лицом в этом проекте , директором ГАБТа им.А. Навои  Рамизом Усмановым. Он тоже очень доволен результатами работы и балетмейстера-постановщика и балетной группы занятой в спектакле. Он считает, что это все дает  хорошую  основу для  успешного проведения  предстоящих в этом году важных зарубежных гастролей.

 

 

                                                           БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

                                           

                                                           фото — Юрия Полянского

 





Другие материалы рубрики

12.02.2024 / 14:10:48

Состоялась встреча директора ГАБТ имени Алишера Навои Рамиза Усманова с Чрезвычайным и Полномочным послом Италии в Узбекистане Агостино Пинна.

У Государственного академического Большого театра имени А.Навои давние и прочные дружеские связи с Италией и ее посольством. Каждая такая встреча открывает новые возможности для культурного обмена и расширения горизонтов искусства. Далее...

09.02.2024 / 15:16:25

ПРАЗДНИК ИСТИНЫ ЧУВСТВ НА СЦЕНЕ ГАБТа им. А.НАВОИ. Новое обращение к опере "Богема"

Когда на театральной сцене перед переполненным залом происходит истинное и живое раскрытие чувств, характеров, жизни героев – это в очередной раз вызывает активный отклик в душах зрителей, заполнивших зритепльный зал и доверительно воспринявших самозабвенное творчество постановщиков спектакля и талантливых исполнителей. Далее...

08.02.2024 / 18:57:43

Выступление Национального балета Узбекистана откроет Международный фестиваль оперы и балета спектаклем "Лазги. Танец души и любви"

24 и 25 февраля 2024 года на сцене Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана состоится показ балетного спектакля "Лазги. Танец души и любви", приуроченный к открытию Международного фестиваля оперы и балета. Далее...

02.02.2024 / 18:09:25

"Именины с приключениями"

Комедия по мотивам пьес Степана Лобозерова Далее...

31.01.2024 / 10:08:53

Театр Марка Вайля "ИЛЬХОМ"

Репертуар недели! Далее...





23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 
19.04.2024 / 12:04:55
В Узбекистане завершился Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства. Он стал ярким событием в культурной жизни страны. Одной из его важных арен были залы Галереи изобразительного искусства Узбекистана
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте