Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
21.09.2016 / 11:03:41

Детская опера для взрослых


Всем известная сказка – вещь сложная для постановки. И в разы сложнее браться за постановку всем известной сказки, если она уже шла на этой сцене – на сцене Большого театра. Это в первую очередь вызов: для актёров, для режиссёра и для самого театра. Поставить хуже категорически нельзя. Поставить лучше….ну, здесь уже вопрос удачи с выбором режиссёра. Опере «Волшебная лампа Аладдина» Совета Вареласа в 2016 году в Ташкенте в ГАБТ имени А. Навои с режиссёром повезло.

Георгий Дмитриев, человек странный и трудно уловимый в разговоре, всё же выдал то, что его лично держало в процессе работы над оперой. Он ставил историю о том, что каждый человек – хороший. Вот такая простая, даже очевидная мысль и связала старую- старую сказку с днём сегодняшним.

Сам композитор С. Варелас подчёркивал, что «Волшебная лампа Аладдина» - это опера для детей и взрослых. И в самом деле дети одни в театр не ходят – это всем известно. Так почему бы и взрослым не получить удовольствие? Почему бы и взрослым не сделать пару-тройку важных открытий для себя?

Первое, что сделал режиссёр, это подарил нам Джинна. Понятно, что сцена – это вам не кино. Спецэффектов, вытягивающих человека, превращающих его в небывалое создание, нет. Есть люди. Есть их голоса. Есть их мимика и пластика. И всё же Джинн в «Волшебной лампе» Дмитриева был настоящий – висящий над городом, и дворцом, и пустыней, грохочущий как небо перед бурей. И это было не видео, а проекция вживую работающего артиста на сцену. Живое взаимодействие Джинна (Джабраил Идрисов) с остальными персонажами крайне важно: оно получилось выпуклым, пульсирующим, мощным. Будь это отснятое видео, опера была бы, так сказать, с брачком. Но разве режиссёр-перфекционист допустит такое?

В целом поражает внимание к деталям. Дмитриев в этом плане скрупулёзен до истерик костюмеров. Причёска Будур не может быть просто красивой. Она должна говорить о характере героине. Она должна показать, чем дышит Будур, что переживает. И она же даёт ответ на вопрос, который, конечно же, возникает у каждого взрослого зрителя. Почему Будур полюбила Аладдина? - он, что, так хорош собой, или так умён, или так обаятелен? Аладдин - простой парень, вороватый, болтливый, улыбчивый. Да от него буквально два шага до раешного Петрушки! А Будур взяла и в один миг в него влюбилась. Посмотрите на её причёску – клетка с запертой в ней птичкой вплетена в волосы. Так вот она, причина! Девушка томилась во дворце отца-султана, которому положено быть властным, знать всё лучше всех и решать самолично, как жить его ребёнку. А девушка-то уже созрела, уже готова принимать решения самостоятельно, уже готова встретить и принять того, с кем она пойдёт по жизни. И это не измышления дотошного зрителя о том, что осталось, так сказать, за кадром. В кадре, так сказать, было всё. В противовес причёске Будур выставлен высокий головной убор султана: здесь тебе и купола дворцов, и маковки минаретов! – это всё принадлежит султану! Но появляется простой парень с живой улыбкой, и самое главное сокровище султана выскальзывает между пальцев!

У Будур есть всё, но она не свободна. У Аладдина нет ничего,  но он свободен. Поэтому Будур (Лятифе Абиева) и Аладдин (Умид Исроилов), дуэтом скрепляя своё решение, выпускают на волю птиц. Но и этого режиссёру мало! – влюблённые будто парят в воздухе на самом верхнем ярусе дворца, а по земле, реальной, осязаемой, бегают мальчик и девочка. Они тоже запускают птиц – деревянных, раскрашенных вручную птичек на длинных палках.

Всем известны действующие лица этой сказки. Режиссёр добавил от себя ещё одного персонажа – декорация. Она, в отличие от других героев, ни на секунду не покидает сцену. Она так же, как и другие герои, согласно драматургическому принципу претерпевает преображение. Причём, постоянно. От сцены к сцене.

В представлении на протяжении всех картин на сцене стоит только одна декорация – вавилонская башня. Очень простое решение, вроде бы. Ведь Вавилонская башня, собственно, и стояла рядом с Багдадом. Но это иллюзия простоты, которую актёры на сцене будут развеивать от картины к картине.

Вавилонская башня, как известно, собрала вокруг себя все народы мира.  Именно рядом с ней раскинулся восточный базар. Там же пристроился и маленький домик Аладдина. Именно Вавилонская башня становится сердцевиной пещеры, таящей в себе волшебную лампу. Тем невероятнее её превращение во дворец султана, который дальше работает  самостоятельно, как настоящая прима. Он трансформируется в свадебный стол: из окон выкидываются длинные белые полотна, орнамент которых представляет всё меню восточной кухни. Симметричные яркие скатерти-самобранки персонажи держат руками с обеих сторон, и свадьба получается настоящей! Далее дворец с помощью актёров ограждает себя то заборами, то опахалами, которые в свою очередь оборачиваются телегами с товарами и решётками камеры Аладдина в подземелье. И при этом дворец постоянно транслирует в зал одну-единственную мысль. Вот смотришь на этот Вавилон, понимаешь, что это дворец султана, но чуешь нутром другое: мы – люди, и если мы утратим способность вести диалог, незавидная участь нас ожидает.

Когда верные слуги Магрибинца (Рахим Мирзакамалов) короткими перебежками рассекают зрительный зал и устремляются на сцену, мурашки бегут по коже. Люди в чёрных одеждах, спортивного телосложения, с лицами, закрытыми чёрной тканью, пылающие агрессией, направленной буквально на всё живое – да здесь нет и не может быть никаких иных ассоциаций! Этот страх всего сегодняшнего человечества в данном случае был представлен не какой-то группировкой, а, скорее, слепой волной нетерпимости к тем, кто не похож на тебя.

На сцене был задан вопрос. Здесь же на сцене  был дан ответ: победить такое зло, зло с лицом человеческим, хоть и спрятанным под тканью, может только любовь. И опять речь идёт не об отвлечённом понятии. Представлена конкретика: мать может остановить террор взглядом, в котором только любовь, и прикосновением, в котором только материнская ласка. Идеалист Дмитриев верит в чудеса? – нет, человек Дмитриев знает, что если ребёнок растёт в семье, где мать его любит, он не станет никого убивать, он не наденет на себя жилет смертника, он не осмелиться отнять жизнь у другого человека.

Вавилонская башня всё же пала. Но над местом её падения режиссёр поднял в небо растущий месяц, как символ новой жизни, истоком которой стала любовь. 

На фоне тёмной армии безликих воинов Магрибинец теряется. Он растворяется в самой идее зла, порождённого непониманием и неприятием. Магрибинец по сути утрачивает свою основную функцию – функцию антогониста. Впрочем, и Аладдин утрачивает свой статус главного героя. Героем становится мать Аладдина (Засл.арт.Узб. Ольга Александрова), вырастающая в Мать, которая есть источник жизни. Она же – источник мира.

Вот почему режиссёр и говорит о том, что каждый человек – хороший. Просто об этом очень легко забыть, если тебе чего-то в этой жизни недодали, если тебя недолюбили. И каждый хочет друга-джина, который исправит всё, что не по душе. И каждому нужна любовь сказочная и невероятная, но обязательно разделённая. И каждый хочет жить в мире. Чтобы базар шумел и переливался тканями, восхищал коврами, сводил с ума ароматами, наш базар – мирный восточный базар.

                                                                                           Людмила Викторова

 





Другие материалы рубрики

19.09.2016 / 19:36:23

Кичик (Малый) театрнинг "Қирмизи олмалари" ёки "Ҳақиқат яхши-ку, бироқ бахт афзалроқ"

"Малый (Кичик) театр!... Бу русларнинг Саҳна академияси. Бу-умрбоқийлар жамоасидир!"-, деган эди Александр Амфитеатров. Дарҳақиқат, ижодкорнинг гапида жон бор. Театр бу йил ўзининг 260 мавсумини очади. Нима учун театр "Малый театр" деб аталади? Ахир шунча йиллардан бери фаолият олиб бориб келаётган бўлса?!.. Далее...

18.09.2016 / 23:46:37

Гастроли Малого театра России в Ташкенте прошли как праздник театрального искусства

Государственный академический Малый театр в пятницу и субботу 16, 17. 09 16 показал ташкентцам один из лучших своих спектаклей "Правда — хорошо, а счастье лучше" по пьесе А. Н. Островского. Гастроли проходили на сцене Ташкентского Академического русского драматического театра (АРДТ) Узбекистана, как праздник театрального искусства. Далее...

16.09.2016 / 20:59:21

Столица в ожидании обновленной праздничной версии мюзикла "Мой Ташкент" с участием Сосо Павлиашвили

24 сентября во Дворце искусств "Истиклол" состоится премьера праздничной версии мюзикла "Мой Ташкент", приуроченной к 25-летия Независимости Узбекистана с участием известного российского певца Сосо Павлиашвили. Далее...

15.09.2016 / 17:03:47

Театр Марка Вайля "Ильхом". Репертуар на октябрь 2016 г

Театр Марка Вайля "Ильхом". Репертуар на октябрь 2016 г Далее...

14.09.2016 / 19:07:04

Малый театр везет в Ташкент корзины, полные яблок

16 и 17 сентября 2016 года в рамках зарубежной программы "Большие гастроли 2016" Федерального центра поддержки гастрольной деятельности на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана пройдут гастроли Государственного академического Малого театра. Далее...





16.05.2022 / 12:07:09
"Наше наследие: мастера искусств Узбекистана" в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана
 
15.05.2022 / 13:57:51
Весна Победы продолжается на нашей земле: художественная выставка в ТДФ, посвящённая Победе над фашизмом, Дню памяти и почестей
 


15.05.2022 / 14:02:43
В Ташкенте состоится туристический форум ШОС
 
02.04.2022 / 14:32:24
Церемония Первой Национальной Премии Гостеприимства Узбекистана стала настоящим праздником
 


13.05.2022 / 21:08:43
В Ташкент едет известный в мире писатель, автор романа о нашем городе "На солнечной стороне улицы" Дина Рубина
 
11.05.2022 / 23:19:39
В Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои под девизом "Книголюбивый народ" прошла II Республиканская "Неделя чтения"
 


11.04.2022 / 12:39:43
Фрейд – Эйнштейну: "Все, что способствует культурному развитию, работает также и против войны"
 
13.02.2022 / 15:15:53
"По следам И.В.Савицкого" - семинар, который состоялся в Нукусе. С лекцией на эту тему выступила московский искусствовед Людмила Денисова
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте