Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.07.2017 / 12:37:50
Под знаком переменВ Академическом Русском драматическом театре Узбекистана завершился 81-й сезон. Этот непростой, в какой-то мере переломный сезон прошёл под знаком перемен, поскольку "у руля" встал новый главный режиссёр – Бахтияр Мухсинович Хамидов. И конечно, изменения такого масштаба не могли пройти безболезненно. Чем же запомнился зрителям этот сезон? Театр закрыл очередную страницу своей истории, которая длилась четверть века. 25 лет на "капитанском мостике" АРДТ стоял Владимир Михайлович Шапиро. Это огромный срок (для театра – особенно), и, разумеется, расставаться с человеком, с которым связано столько лет совместной работы, очень грустно. Но такова жизнь: в своё время Владимир Шапиро сменил на этом посту Вячеслава Гвоздкова. И несмотря ни на что, надо продолжать жить, делать своё дело и стремиться к тому, чтобы новая страница театральной истории стала не менее яркой, интересной, запоминающейся. Ведь зритель страдать не должен и "show must go on!" Новому главному режиссёру, который заменил на посту многолетнего "рулевого", удалось не просто удержать театр на плаву и сохранить своего зрителя. Бахтияр Хамидов сумел пройти по тонкой грани, отделяющей естественный процесс притирки новых людей друг к другу от деконструктивного фрондёрства обиженных. Сезон получился достойным. Было поставлено шесть спектаклей – очень разных и по жанрам, и по резонансу, который они вызвали. Две работы стали без преувеличения настоящим событием в театральном мире столицы, всколыхнули мощную волну обсуждений, став своеобразным культурным шоком. А это замечательно: раз спектакли вызывают острую полемику, значит, театр сумел нащупать какие-то болевые точки, задеть зрительский нерв. И если остросоциальному спектаклю "Жанна" в постановке заслуженного артиста Узбекистана Михаила Каминского пресса уделила достаточно много внимания, то о пяти эскизах "Иди, моё творение, в народ!" хотелось бы поговорить поподробнее. Узбекские макомы, поэзия классика узбекской литературы Алишера Навои впервые зазвучали на сцене русского драматического театра, что стало знаковым событием и для публики, и для актёров, воспитанных на другой эстетике. Режисс'р Бахтияр Хамидов представил на малой сцене свою версию знаменитой "Хамсы" ("Пятерицы") по инсценировке народного артиста Узбекистана Абзала Рафикова и Владимира Островского. Спектакль получился по-настоящему зрелищным, синтетичным: на сцене органично и равноправно сосуществуют слово, музыка, танец. Стихи Алишера Навои звучат на двух языках – узбекском и русском. Для некоторых зрителей знакомство с поэзией Навои стало откровением. Как, например, для Ирины Александровны Логуновой, председателя Русского культурного центра г. Чирчика: "Для меня это был шок. Меня пробрало до слёз, до мурашков! Мне захотелось прочитать произведения Навои в оригинале (жаль, что я не знаю узбекского языка). Я считаю, что этот спектакль обязательно должна посмотреть наша молодёжь, школьники. Таких серьёзных, просветительских постановок, на мой взгляд, должно быть больше!" Конечно, не все так восторженно оценили постановку, некоторые зрители не приняли эту работу. И всё же то, что "Иди, моё творение, в народ!" живёт на сцене Русского драматического, – очень важно для тех, кто считает родным домом Узбекистан, а родным языком – русский. По итогам 81-го сезона можно констатировать, что новое руководство сохраняет преемственность творческой политики АРДТ. В репертуаре театра по-прежнему присутствует и современная русская драматургия ("нива", которую увлечённо и азартно вспахивает Михаил Каминский), и лёгкая комедия, которая позволяет зрителю отвлечься от своих проблем, и экспериментальные, новаторские работы. Кстати, об экспериментах: на излёте сезона состоялся пред-премьерный показ спектакля "Лю." по ранним рассказам А. Чехова. Это работа молодых режиссёров Тимура Шарафутдинова и Аскара Урманова. Они представили на малой сцене театра свою инсценировку нескольких рассказов классика, сопроводив её подзаголовком "Декадентский бред". На мой взгляд, постановка получилась замечательной! Чувствуется, что все работали с удовольствием. Это очень неожиданное прочтение, но – очень современное – Чехова "апгрейдили" стильно и интересно. А как здорово работают актёры, которые не всегда могли проявиться в полную силу на большой сцене: Алексей Извольский, Валерия Скулкова, Клавдия Безматерных, Елизавета Кузьминская. Очень хочется, чтобы спектакль встретился со своим зрителем. Завершающим штрихом сезона стала премьера эксцентричной комедии "Профессор в законе" по пьесе французского драматурга Алена Рейно "Месье Амедей". В этой работе очень достойно проявили себя два заслуженных артиста Узбекистана – постановщик Михаил Каминский и исполнитель главной роли Олег Васильев (который сейчас ещё является и директором театра). На сцене – интригующий калейдоскоп событий: в нём переплетаются судьбы профессора французской филологии и "ночных бабочек"… А помогает героям справиться со всеми передрягами, в которые они попадают, конечно же любовь! Планы у новой команды АРДТ Узбекистана – грандиозные. Кроме "молодёжной версии" Чехова, готовится к постановке масштабный проект "Тиль" Григория Горина (его осуществляет главный режиссёр). Бахтияр Хамидов создаёт задел, для того чтобы совсем скоро на афише рядом с хорошо знакомыми и любимыми именами появились новые, столь же яркие. А значит, зритель вновь придёт в любимый театр.
Виктория СЕЙФУЛЛИНА
|
|