21 февраля 2014 г. состоялся концерт ансамбля Омнибус, посвященный творчеству узбекских композиторов, который нельзя оценить иначе как значительное, принципиально важное событие нашей музыкальной жизни. Представленная музыка, а это были сочинения композиторов среднего (М.Бафоев, Д.Сайдаминова) и младшего поколений (О.Абдуллаева, Х.Хасанова, Дж.Шукуров, Ф.Акрамов), обозначила явный – и столь долгожданный – прорыв в новое художественное пространство. Новизна тематики – уход от привычных бытовых зарисовок в сферу глубоких душевных волнений, сложных психологических переживаний, мастерское использование современной музыкальной техники, органичное соединение восточных и западных приемов – таковы отличительные качества услышанной музыки. Причем музыки, остающейся узбекской при всей индивидуализации воплощения национальных элементов.
Приведем названия произведений: «Бадахшанский квартет» М.Бафоева, «Эпитафия» О.Абдуллаевой, «Interaction» («Взаимодействие») Дж.Шукурова, «Холат» Х.Хасановой, «Beqasam» Д.Сайдаминовой, «Шом» Ф.Акрамова. Как видно, это уже не сюжетно-изобразительная программность, а программность иного рода – обобщающая. Сошлемся на высказывания самих авторов. О.Абдуллаева («Эпитафия»): «Плач по утерянной мечте, надежде. Плач без слез и рыданий…». Х.Хасанова («Холат»): «В кратком времени –души моей явление…полное душевное смятение…». Ф.Акрамов («Шом»): «Я стремился передать сумеречное время суток, в которое совершается четвертый поклон Богу…». И, подчеркнем особо, каждому из названных авторов в полной мере удалось воссоздать нужную им образную атмосферу.
Основу концерта составили одночастные пьесы. Но открылся концерт четырехчастным квартетом Мустафо Бафоева, неслучайно обозначенный автором – «Бадахшанский». Музыка сочинения отмечена оригинальной выразительностью мелодико-интонационного языка, воссоздающего особенности памирского фольклора, яркой контрастностью образов.
Несомненной удачей явилось и сочинение Дилором Сайдаминовой, посвященное прославленной Мукаррам Тургунбаевой. Музыка характеризует разные ситуации и состояния образа, но акцентирует тему любви. Взятая в основу пьесы мелодия «Тановар» оригинально использована – это отнюдь не обработка, а внедрение интонаций знаменитой темы в собственный замысел автора.
Д.Шукуров в своей интересной пьесе ищет возможности адекватного отражения особенностей национальной интонационности. Он прибегает к микрохроматике, как к средству, «выводящему» музыку из ареала темперированности, и показывает новые пути обращения к натуральному строю.
Завершая наш маленький отклик на значительное событие, особо хочется сказать о роли ансамбля Омнибус в этом музыкальном проекте (руководитель - Артем Ким). И не только потому, что музыка, как всегда, была отлично исполнена, но и потому, что инициатором появления новых сочинений, о которых шла речь выше, явился сам ансамбль, заказавший потенциальным авторам произведения для своего состава – и это уже не первый концерт этого коллектива, в котором звучит музыка узбекских композиторов.
Н. Янов-Яновская
Ф.Янов-Яновский