Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
13.05.2025 / 16:33:33
Мелодии весны: концерт молодых голосов профессора Мухамедовой![]() В Органном зале Государственной консерватории состоялся концерт «Весны чарующие звуки», ознаменовавший собой демонстрацию вокального мастерства молодых талантов – воспитанников профессора кафедры академического пения и оперной подготовки Галины Иминовны Мухамедовой. Программа концерта, пронизанная духом весеннего обновления и надежды, явилась ярким воплощением тематического замысла. Искусные аккомпаниаторы – Муштарий Икрамова и Феруза Мухамедова (лауреат международных конкурсов, доцент, проректор по науке и инновационной деятельности Института национального эстрадного искусства имени Батыра Закирова), создали гармоничное музыкальное пространство, в котором индивидуальность каждого исполнителя смогла раскрыться в полной мере. Несомненно, успех этого концерта, привлёкшего внимание широкой публики, объединивший не только представителей академического сообщества, но и ценителей искусства из различных профессиональных сфер, явился свидетельством прекрасной организации мероприятия. Однако за каждой успешной постановкой стоит личность педагога, чьи усилия и вдохновение определяют уровень мастерства исполнителей. В данном случае, эта личность – Галина Иминовна Мухамедова, чей высокий профессиональный авторитет и преданность делу получили широкое общественное признание за пределами консерватории. Оперная певица, происходящая из семьи, далекой от профессиональной музыкальной среды, с ранних лет проявляла неукротимую тягу к пению и музыке. Самостоятельное освоение нотной грамоты стало первым шагом на пути к музыкальному образованию, продолжившемуся в оперной студии «Солнышко», а затем в консерватории. Десятилетний период работы солисткой в Самаркандском театре оперы и балета ознаменовался исполнением ведущих сопрановых партий в классическом и национальном репертуаре, таких как «Садокат», «Пробуждение» и «Кувгинлар». Вернувшись в Ташкент, Галина Иминовна посвятила себя педагогической деятельности, начав преподавать в Республиканском музыкальном училище имени Хамзы и Государственной консерватории Узбекистана. В начале этого непростого пути, преодолевая сомнения и неуверенность, она неустанно совершенствовала свои знания и изучала опыт коллег. Сегодня профессор Мухамедова, убеждённая в правильности выбранного пути, направляет свои усилия на воспитание новых поколений вокалистов, передавая им не только профессиональные навыки, но и любовь к искусству. Именно благодаря её наставничеству публика смогла насладиться яркими выступлениями молодых солистов, в частности, кульминацией вечера стали выступления двух восходящих звезд: Заслуженного артиста Узбекистана Отабека Назирова и Заслуженного артиста Башкортостана Хурсандбека Атамуратова. Однако, всё, как говорится, по порядку. Открытием вечера стали магистрантки первого курса Фарангиз Джалолова и Нозима Пулатова, концертные номера которых уже в начале программы обозначили ключевую концепцию мероприятия – репрезентацию музыкального наследия Западной Европы, России и Узбекистана. В их интерпретации прозвучали произведения В.-А. Моцарта, О. Абдуллаева и А. Петрова, отражающие многообразие и богатство представленных культур. Вслед за ними студент первого курса Умрбек Юлдашев с особым сценическим обаянием и артистизмом исполнил песенку Томского из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского. Несмотря на юный возраст и небольшой опыт, Умрбеку удалось передать не только легкомысленную и ироничную манеру персонажа, но и трагический подтекст истории Германа. Особое впечатление произвело образное богатство, широта диапазона и актёрское мастерство исполнителя. Ария Германа из той же оперы в исполнении студента четвертого курса Сарвара Рахматуллаева, которая прозвучала как пронзительный крик души, отражающий страстную одержимость, гнетущую тревогу и надрыв, свойственные этому трагическому образу. В продолжение русской тематики, особое внимание привлекла студентка первого курса Кристина Петросян, исполнившая русскую народную песню «Разлука» в обработке А. Мосолова. Глубокое понимание драматического начала, подлинное проживание каждой ноты музыкальной элегии и мощный голос, окрашенный сопрановым тембром, – всё это позволило Кристине создать незабываемый образ, тронувший сердца слушателей. Неудивительно, что благодарная публика долго не отпускала юную певицу, осыпая её бурными аплодисментами. Однако нельзя не отметить и ту часть программы, в которой было представлено узбекское вокальное искусство, покорившее слушателей своей проникновенностью и изысканной мелизматикой. Так, студент четвёртого курса Диёрбек Абдилбакиев не просто исполнил, а воплотил образ Мони из оперы «Дилором» М. Ашрафи, наполнив каждую фразу глубоким смыслом и драматизмом. В его же исполнении прозвучала азербайджанская «Песня горца», продемонстрировавшая широту его вокального диапазона и мастерство передачи национального колорита. А студентка четвёртого курса Сарбиназ Каримбаева в арии Ханзады из оперы «Ажинияз» Н. Мухамеддинова, виртуозно продемонстрировала возможности стилистики bel canto в сочетании с особенностями восточной вокальной манеры, органично соединив европейскую технику с национальным колоритом. В результате мы увидели, как эти молодые дарования, воспитанные профессором Галиной Мухамедовой, достойно представили своё индивидуальное видение искусства, тонко прочувствованное и мастерски подчёркнутое аккомпанементом блистательной Муштарий Икрамовой, чья чуткая интерпретация партитуры аккомпанемента изящно оттенила вокальные партии. Их яркие выступления стали достойной прелюдией к появлению на сцене признанных исполнителей, подлинных звёзд этого чудесного концерта, ради встречи с которыми собралась столь многочисленная и восторженная публика. Речь, конечно же, о двух заслуженных артистах – Отабеке Назирове и Хурсандбеке Атамуратове, которым аккомпанировала Феруза Мухамедова. Первым предстал перед публикой Хурсандбек Атамуратов – студент четвёртого курса, лауреат многочисленных республиканских и международных конкурсов, Заслуженный артист Республики Башкортостан. В его исполнении прозвучало ариозо Роберта из оперы «Иоланта» П. И. Чайковского. Артист продемонстрировал мощный, бархатный баритон, покоривший слушателей богатством тембра и безупречной вокальной техникой. Трактовка образа Роберта отличалась глубоким проникновением в психологию персонажа, передавая всю полноту его чувств – от лирической мечтательности до страстного порыва. Казалось, в каждой фразе, исполненной с виртуозным мастерством, Атамуратов говорит о своей собственной возлюбленной, не играя, а проживая жизнь своего героя. Благодаря этому Атамуратов создал на сцене яркий и незабываемый образ, вызвав бурю восторга и оваций у благодарной публики. Дополнительным штрихом к многогранности его таланта стал каракалпакский романс С. Палвана «Келип кет», прозвучавший с особой теплотой и проникновенностью. Овации, адресованные Хурсандбеку Атамуратову, постепенно стихли, уступив место Отабеку Назирову. Студент первого курса магистратуры, лауреат республиканских и международных конкурсов, Заслуженный артист Узбекистана – он также готов был поделиться своим талантом с публикой. И не разочаровал! Речитатив и ария Герцога из оперы «Риголетто» Дж. Верди в его исполнении прозвучали с дерзкой бравадой и искрометным артистизмом. Лёгкость и виртуозность, с которой Назиров преодолевал вокальные сложности партии, в сочетании с его сценическим обаянием, покорили слушателей. Его лирический тенор, полный красок и эмоций, словно рисовал портрет ветреного и самовлюбленного Герцога. После столь яркого и темпераментного номера, в исполнении Отабека Назирова прозвучал романс С. Рахманинова «Весенние воды», подаривший более лиричное и проникновенное настроение. Артист сумел передать радостное предчувствие весны, оживление природы и трепетность человеческих чувств, напоминая слушателям об основной тематике концерта. Хочется отметить и неоценимый вклад в успех этого концерта Ферузы Мухамедовой, чьё чуткое сопровождение, тонкое понимание стиля каждого произведения и безупречное мастерство аккомпанемента создали прочную основу для ярких и запоминающихся выступлений солистов. Именно благодаря её таланту и профессионализму удалось создать на сцене атмосферу гармонии и творческого единства, позволившую артистам раскрыть все грани своего мастерства. Ну а венцом прекрасного вечера стал бессмертный «Карнавальный вальс» С. Юдакова, объединивший всех участников концерта. Этот романс, являющийся жемчужиной узбекской музыкальной сокровищницы, оказался великолепным завершением концерта, оставившим в сердцах публики светлое и радостное чувство. Безусловно, впечатление от этого музыкального праздника, останется надолго. Пожелаем молодым голосам профессора Мухамедовой новых творческих взлётов и вдохновения, чтобы слушатели вновь и вновь могли наслаждаться «чарующими звуками весны».
Мафтуна Багирова, студентка Государственной консерватории Узбекистана
| ![]() |
![]()
|