Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
17.12.2014 / 05:15:37

Мухтар Ашрафи. Памяти мастера


Пятнадцатое декабря… Ровно тридцать девять лет тому назад в Большой зал исторического здания Ташкентской консерватории, где полным ходом шла репетиция -  вбежали встревоженные и скорбные люди. Они первыми с горечью поведали о том, что несколько минут тому назад остановилось сердце Мухтара Ашрафи – выдающегося музыканта, дирижёра, композитора, общественного деятеля.

Пятнадцатое декабря… Каждый год в этот зимний день в компактном и уютном зале Музея Ашрафи собираются люди. И те, кто близко знал Маэстро и могут много рассказать о нем и о его делах. И те, совсем молодые, кто знает имя Ашрафи только из учебных программ, кто играет или изучает его произведения. И кому очень важно узнать о Мастере много нового, что должно быть бережно передано новым поколениям «из рук в руки». Для того, чтобы все, что сделано и завещано этим незаурядным человеком – приумножалось через достижения тех, кто придет в искусство Узбекистана.

Эти встречи, к счастью,  никогда не бывают похожими на панихиды, в них нет стремления только скорбеть, оплакивать, сожалеть. Не похожи они и одна на другую – и всегда свершаются совсем по-иному, чем в предыдущие разы. Эти различия объединяет лишь одно свойство –  в них поразительно жив дух Мухтара Ашрафи. Неизменно возникает непостижимое ощущение ОБЩЕНИЯ с ним. И - доверительного разговора о самом важном, о том, что сделано, о том, что беспокоит и тревожит в преемственности творчества – о многом и разном… В них поразительно живы оптимизм и вера в самые высшие достижения искусств нашей страны и ее народа. Преемственность этих тонких традиций жива в стенах этого замечательного Музея с первых лет его создания. Она глубоко и непосредственно преломилась и через жизнь талантливого сына Маэстро – видного архитектора, искусствоведа и общественного деятеля Фируза Ашрафи, недавно также безвременно прервавшего свой земной путь. Она бьется этим же живым пульсом в деятельности его супруги – одаренной балерины Гульчехры Сарваровны  Азимовой. И тут нельзя не вспомнить крылатый афоризм Михаила Булгакова «как причудливо тасуется колода!». Ведь в этих кажущихся случайными, а на деле – глубоко закономерных переплетениях судеб и линий жизни и творчества – соцветия самых ярких качеств и индивидуальностей интеллигентной «элиты» нашей страны. И нынешняя жизнь и деятельность Музея Ашрафи под руководством его директора Натальи Константиновны Гуновой, твердо опираясь на верность традициям и устоям, - уверенно движется по выбранному пути. Пути, необычайно важному и нужному для сохранения в сокровищнице достижений культуры Узбекистана многих истинных и знаковых «островов».

Вот и в этот раз, в памятную 15-го декабря, зал музея собрал достаточно многих людей. Разного возраста, разных профессий, разных устремлений. Конечно, здесь были и те, кто знал Мастера лично и сохранил отпечаток его личности и деяний и на своем жизненном пути. Доктор искусствоведения, профессор Государственной Консерватории Узбекистана Наталья Соломоновна Янов-Яновская, главный дирижер Большого театра Узбекистана, заслуженный деятель искусств Фаздиддин Якубжанов, и автор этих строк… Но были и другие – кто, восприняв заветы Ашрафи, уверенно идут своим путем, воспитывая молодежь и прививая ей подлинные ценности творчества и жизненных позиций. Детская музыкальная школа №11 имени М. Ашрафи представила целую группу своих юных воспитанников. Были и педагоги и слушатели курсов усовершенствования преподавателей музыкальных дисциплин, внимательно воспринимавшие все, что происходило в небольшом зале Музея в этот памятный день.

А происходило разнообразное и весьма внятное. Наталья Соломоновна Янов-Яновская лаконично и емко определила важность и ценность всего того, что совершил Мухтар Ашрафи в разных областях своей деятельности – дирижерской, композиторской, педагогической,

Общественной. Из ее выступления четко проступили контуры неповторимого облика Маэстро – и неизбывной важности всего, что он сделал для дальнейших успехов искусств Узбекистана. Главный дирижер ГАБТ имени А. Навои Фазлиддин Якубжанов – а он является одним из непосредственных учеников Ашрафи! – живо и на редкость просто поведал о личностных и человеческих качествах Мастера, о ценности элементов его высокостабильной музыкантской школы, которая почитаема далеко за пределами Узбекистана. Заведующая отделением теории музыки Музыкальной школы имени М. Ашрафи Негина Яшенова Горнберг тепло представила юных исполнителей – учеников этой школы. И добротой и непосредственностью были наполнены выступления совсем юных учащихся вторых-пятых классов Вазира Валиева и Музаяны Гулямовой (фортепиано), Зиеды Саидходжаевой и Саида Чинабаева (скрипка), Артема Шикова (виолончель). Особенно примечательно, что ребята представили разнохарактерные пьесы композиторов Узбекистана, исполнив их трогательно и открыто. А ученик пятого класса Амирбек Курбанов порадовал не только зрело исполненным произведением ( это был «Февраль – Масленица» из «Времен Года» П. Чайковского), но и трепетным отношением к залу музея и к самому инструменту, пронизанным духом выдающегося Маэстро…

Автору этих строк, в течение множества лет связанным с «домом Ашрафи» теплыми дружественными отношениями и бессчетным количеством совместных творческих проектов, -  по задумке устроителей вечера довелось выступать в финале встречи. Сказано и сыграно было уже достаточно. И мне захотелось остановиться на важной теме, связанной с обликом М. Ашрафи – «Профессионализм и дилетантство в музыкальной деятельности». Вспоминалось о многом. И о необычайной скромности Маэстро, до последнего своего часа не устающего советоваться с видными коллегами, мнению которых он особо доверял, о его принципиальности, громко «звучащей» в непростые моменты решительного Выбора позиции.  Рассказав об отеческом отношении к КАЖДОМУ обучающемуся студенту – я упомянул о нетерпимости Мухтара Ашрафовича к подмене истинных открытий в творчестве молодежи легким путем внешних «успехов». И отдавая дань истинным прорывам наших отдельных талантливых певцов и музыкантов – напомнил и о том, что Мухтар Ашрафович отнюдь не одобрил бы модную ныне «лауреатоманию» в которой многочисленные конкурсанты, забывая о творческом росте, ведут лишь «бег по кругу» только ради конкурсных наград и званий. Эту тему еще 20 лет назад с болью поднимали многие международные выдающиеся деятели музыкальной культуры – Пласидо Доминго  Мирелла  Френи, Галина Вишневская (кстати, не участвовавшие НИ В ОДНОМ КОНКУРСЕ!). Ведь при этом неизбежны серьезные потери в постижении  глубоких основ профессии, артистизмом, овладениии мировой культурой, стремлении раскрыть суть исполняемого образа осмысленно и целеустремленно, а главное – в подмене непрерывного и непростого ПРОЦЕССА становления подлинно творческой личности кратковременным и внешне зычным, но по сути пустым РЕЗУЛЬТАТОМ. Вспомнился и известный афоризм кого-то из великих мудрецов: «Сомнение – спутник таланта и профессионализма, самомнение – спутник заурядности и дилетантизма». И еще – пастернаковское «но пораженья от победы ТЫ САМ НЕ ДОЛЖЕН ОТЛИЧАТЬ»…

Так в самом начале ташкентской зимы Музей Ашрафи не только вновь собрал людей, которым далеко не безразлична культура Узбекистана, не только воздал должную память выдающимся деяниям Мухтара Ашрафи, не только создал необыкновенно горячую атмосферу приношения его дару. Но и еще раз попытался осознать смысл главного, совершенного Маэстро. Оперная и классическая музыкальная культура нашей страны, опирающаяся на благодатные древние традиции, но сплетенная с мировыми достижениями театра оперы, балета, исполнительского искусства – является общепризнанным международным «языком» общения наций и стран. И уверенно выводит эстетический язык нашей Родины в мировое сообщество. А в верности этим высоким требованиям – залог дальнейшего развития высших музыкальных жанров Узбекистана, все чаще и чаще заявляющего о себе в мировом пространстве…

                                                                        Андрей СЛОНИМ,

                                    Режиссер-постановщик и сценограф ГАБТ имени А. Навои,

                                                       Заслуженный работник культуры Узбекистана

 





Другие материалы рубрики

17.12.2014 / 04:35:08

Григорий Лепс подарил "Самый лучший день" Ташкенту

Аншлаг концертов Григория Лепса 13 и 15 декабря во дворце "Истиклол" Далее...

13.12.2014 / 13:34:06

Батыр Закиров. Притча о великом певце

"Сердце на ладони" - спектакль-мемориал, посвященный памяти народного артиста Узбекистана Батыра Закирова, который с успехом идет на сцене Ташкентского Государственного театра музыкальной комедии (оперетты). Далее...

06.12.2014 / 18:48:32

Эстония стала ближе: гастроли узбекской пианистки в Таллинне

В ноябре 2014 года с большим успехом прошли выступления известной узбекской пианистки, доцента кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Мадины Файзиевой в Эстонии. Далее...

05.12.2014 / 17:52:31

Памятный концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Рихарда Штрауса

13 декабря 2014 года посольство Федеративной Республики Германия в Ташкенте при содействии Государственной консерватории Узбекистана организует памятный концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Рихарда Штрауса. Далее...

05.12.2014 / 11:38:15

Конкурс молодых музыкантов

В Государственной консерватории Узбекистана состоялся заключительный этап республиканского конкурса молодых музыкантов "Созлар навоси". Далее...





17.11.2018 / 23:45:53
16 ноября 2018 года в Центральном выставочном зале Академии Художеств Узбекистана состоялась церемония открытия персональной выставки художника Музаффара Абдуллаева
 
14.11.2018 / 16:56:14
Персональная выставка народного художника Бахадира Джалала "…И тогда все началось" превосходит все ожидания
 


01.11.2018 / 23:15:49
Более 250 заявок подано на участие в кинофестивале PROlogue
 
31.10.2018 / 22:54:32
SCORPION – в кино с 1 декабря
 


17.11.2018 / 14:58:33
День города в Бухаре
 
04.10.2018 / 12:45:10
В Узэкспоцентре 3 октября открылась 24 Ташкентская международная туристическая ярмарка "Туризм на Шелковом пути"
 


27.09.2018 / 17:59:33
IT-технологии в Узбекистане. Что планируют в образовании?
 
05.06.2018 / 10:43:20
В Самаркандском государственном университете прошел Международный научный семинар на тему "3D технологии в музеях"
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2018 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте