Музыкальное искусство играет важную роль в жизни общество, каждый человек воспринимает её по-своему, индивидуально связывая с ней радость и счастье, печали и горести своей жизни. И в моей жизни музыка играет немаловажную роль. Профессия музыканта тянула меня к себе больше чем другие. Я хотело заниматься музыкой. Приехав в Ташкент, поступила в Государственную консерваторию Узбекистана и там я увидела своими глазами его, чудо под названием «Орган».
Орган по праву называют королём музыкальных инструментов. Его могучие, величественное звучание зачаровывает своим богатейшим по разнообразие красок звучания. Уже сам внешний вид органа впечатляет. Шпильтиш с несколькими клавиатурами – мануалами, многочисленные трубы различной величины, изумительные инкрустации. Сооружение органа в Государственной консерватории Узбекистана в Органном зале дала возможность наслаждаться звучанием этого монументального инструмента любителям музыки, а профессиональным музыкантам – осваивать искусство игры на этом инструменте.
Каждый концерт органный музыки в консерватории становится незабываемым событием, привлекающим широкую слушательскую аудиторию. Это не удивительно, потому что звучание органа духовно обогащает и возвышает слушателя, делает его благороднее, добрее и человечнее. Органное искусство формирует интеллект личности, высокую духовную культуру молодёжи. Композиторы, сочиняя для органа, пропекаются возвышенными идеями, глубокими размышлениями о смысле жизни, о назначении человека на земле, о его месте в космическом пространстве.
Узбекские композиторы тоже писали музыку для органа, среди которых произведения Георгия Мушеля, известны не только в Узбекистане, но и во многих странах мира. Его «Самаркандская сюита» восхищает богатством звукового колорита, воссоздает атмосферу древнейшего города изумительными тембрами органной звучности. Столь же величественны и полифонические циклы, созданные Г. Мушелем для органа, демонстрируют непревзойденные композиторское мастерство. Обращаясь традициям великих композиторов органистов прошлого –Букстехуде, Пахельбеля, Баха, Генделя, Г. Мушель создал сочинения волнующий сердца слушателей. Такие же прекрасные произведения для органа есть и у многих композиторов, например Дилором Саидаминова написала для этого чудного инструмента 3 пьесы «Сны из детство», Тулкин Курбанов написал – этюд, Совет Варелас – Балладу для органа, а так же Дмитрий Янов – Яновский, Артем Ким и другие открывшие в этом гиганте краски, новые тембры. Обращения композиторов к органу всегда связана с их стремлением философский осмыслить жизнь, явления действительности, соотнести их с явлениями космического пространства, найти новые художественные решения. Очень интересно сочетания звука органа с человеческим голосом, с пением, достаточно упомянуть только знаменитых сочинений «Ave, Maria» Баха – Гуно, вызывающие чувство благоговейности, таинства, ощущения чудесного и прекрасного явления. Великолепно звучит орган и ансамбле, со струнными смычковыми и духовыми инструментами. Иначе говоря, возможность органного искусство как в его инструментальном виде, как и в ансамблевом сочетании с различными инструментальными и вокально–хоровыми составами исполнений. Слушая такие звуковые образования, мы поражаемся их не обычным краскам, их величию, их удивительной сокровенности тона.
И, наконец, самое таинственное чудо в общении с органом – это музицирование, игра на этом инструменте. Прикоснуться к клавишам органа, услышать процесс звукообразования в сложной природе этого явления на органе – это по истине чудо. Орган – инструмент, глубоко, волнующий душу и сердце, разум и мысль. Изучение его природы, генезиса, истории развития и современного дирижирования – задача очень интересная и увлекательная, которая магически притягивает и настоятельно требует обращения, поскольку в наше время органное искусство исключительно актуально. Наше обращения к органному искусству – это совершенствование души, восхождение к вершинам сознания, это самопознание и познание мира, Вселенной, Космоса через чудесные звуки органа – короля музыкальных инструментов.
Студентка III–курса кафедры истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана Исламова Шахноз.