В апреле 1840 года родился Петр Ильич Чайковский - великий гений русской музыки, оставивший глубокий след в мировой музыкальной культуре. Среди русских композиторов-классиков XIX столетия он был и остается наиболее популярным композитором. Всеобщее признание сопутствовало ему в течение почти всей его жизни. Всему миру известны его произведения. Петр Ильич сочинял симфонии и сюиты, оперы и балеты, инструментальные концерты и романсы, и многие другие произведения, вошедшие в историю мировой культуры как народное достояние. В этом году исполняется 175 лет со дня рождения этого неподражаемого и удивительного композитора. В честь этой даты в Малом зале Государственной консерватории Узбекистана прошел монографический концерт, организованный кафедрой специального фортепиано, программа которого была не только разнообразной, но и интересной. В тот вечер звучали бессмертные фортепианные опусы великого русского классика…
Имя Чайковского вошло в историю мировой музыкальной культуры как непревзойденного гения-новатора, великого лирика и драматурга-психолога, богатейшее творчество которого посвящено теме борьбы человека за его счастье. Будучи человеком искренним, он боролся за правду. В его музыке – весь диапазон человеческих чувств: скорбь и радость, грусть и ликование, тихая задумчивость и безоблачное счастье. Он не был ни баловнем судьбы, ни упрямым честолюбцем. Но ему всегда была ясна цель его жизни, которую Петр Ильич определил так: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».
Продолжатель традиций Глинки и Даргомыжского, он творил в духе национальной музыкальной культуры, опираясь при этом на традиции и лучшие достижения всей европейской музыки. Близким по духу композитору оказалось творчество А. С. Пушкина. Так, были созданы оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», многочисленные романсы. Оперы его почти лишены сценического движения, но полны движения внутреннего, психологического. Все вокальное творчество Чайковского отличается необыкновенной лиричностью и напевностью. Он стоит в ряду самых выдающихся композиторов-мелодистов в мировом искусстве.
Отдельной нишей творчества Чайковского можно назвать его балеты. Ко времени создания своего первого балета «Лебединое озеро», он уже завоевал известность и любовь публики. Однако именно в балетном искусстве композитор явился подлинным новатором и наиболее ярко проявил свои реформаторские стремления. Музыка заняла главенствующее место, подчиняя себе содержание и хореографию, что ни в коей мере не отразилось на целостности произведения. Так, «Лебединое озеро» - это музыкальная повесть, полная сказочного волшебства, где любовь берет вверх над враждебными силами. Начав реформаторскую деятельность в балетном творчестве с сочинения «Лебединого озера», Чайковский продолжил свои традиции в следующих сказочных балетах – «Спящая красавица» и «Щелкунчик», где он тоже противопоставил злые и добрые силы.
Огромное место в творчестве Чайковского, на протяжении всей жизни, занимала симфоническая музыка. После Бетховена – он один из самых выдающихся симфонистов на мировом музыкальном поприще. Крупнейшим завоеванием в области программного симфонизма явились увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфоническая фантазия «Франческа да Римини», увертюра «Гроза» по Островскому, «Итальянское каприччио» и шесть грандиозных симфоний. Здесь Чайковский проявляет себя великим художником и гениальным реалистом. Его музыка становится еще глубже и шире, значительнее и грандиознее. Он касается жизненных философских проблем, и в музыке своей находит необходимое решение.
Традиции Чайковского в различных жанрах нашли свое продолжение в творчестве С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина и других композиторов. Музыка Чайковского, еще при его жизни получившая признание, ставшая, по словам Б. Асафьева, «жизненной необходимостью» для людей, запечатлела огромную эпоху русской жизни и культуры XIX века, вышла за их пределы и стала достоянием всего человечества. Ее содержание универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в нем обобщаются и по-новому раскрываются образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX века.
А слава, сопутствующая Чайковскому при жизни, не только не умолкла после его смерти, но и сегодня, свыше ста лет спустя, продолжает расти и шириться. Сбывается мечта композитора о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского гения стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран. Отрадно, что в этом году среди его многочисленных участников, готовых принять участие в творческом состязании, и наши земляки – лауреаты международных конкурсов пианист Бехзод Абдураимов и певец Рахим Мирзакамалов.
Галина Аметова, студентка
Государственной консерватории Узбекистана