Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.06.2015 / 00:59:06

ТИГРАН ШИГАНЯН: "НЕ ПРИНИМАЙ, ВСЕ ЧТО ИМЕЕШЬ, КАК ДОЛЖНОЕ"


Музыкальная жизнь Узбекистана время от времени преподносит настоящие сюрпризы слушателям. Так, одним из них явился прошедший недавно в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана монографический концерт «С.С.Прокофьев» с участием двух замечательных музыкантов, выпускников Мичиганского университета, лауреатов международных конкурсов – пианиста Эдишера Савицкого и дирижера Тиграна Шиганяна. В тот вечер потрясающе были исполнены Третий концерт для фортепиано с оркестром и Пятая симфония Прокофьева. Нам удалось побеседовать с одним из них - нашим земляком Тиграном Шиганяном.

Тигран Шиганян – выпускник школы им.В.А.Успенского и Государственной консерватории Узбекистана, ныне – обладатель докторской степени Мичиганского университета в области музыкального исполнительства, консультант по классу скрипки в Flint Institute of Music (Америка), успешно совмещающий преподавательскую деятельность с оркестровым исполнительством в Lansing Symphony Orchestra и Kalamazoo Symphony Orchestra.

- Тигран, расскажите, с чего начиналась ваша музыкальная карьера?

- Безусловно, то, что я стал музыкантом, было предопределено моими родителями. Они у меня музыканты. Мама, Дилором Сайдаминова, композитор Узбекистана. Она тоже выпускница  школы имени Виктора Александровича Успенского. И то, что я пошел по ее стопам, вполне естественно. Мама является для меня главным идеалом как в музыке, так и в жизни. Помимо этого, судьба подарила мне встречу с моими педагогами - прекрасными людьми и профессионалами своего дела. В Узбекистане – это Наталия Михайловна Погорелова, Натан Изяславович Мендельсон, Владимир Георгиевич Юденич, Ирина Борисовна Железнова, Бахрам Тухтаевич Курбанов, Татьяна Салиховна Расулова, а в Америке - Чарлз Стегиман, Эмануэль Борок, Сидний Хард, Дмитрий Берлинский. Я только сейчас осознал, сколько они сделали для моего становления и утверждения в моей профессии, за что искренне  им благодарен.

- А какой скрипичный репертуар вам близок?

 - Современный репертуар, который дает мне возможность выразить полностью самого себя, без каких-либо рамок и ограничений. Многовековые же традиции классического репертуара сковывают меня. Первый мой диск, вышедший в 2012 году, посвящен творчеству Альфреда Шнитке, любовь к которому привила мой замечательный педагог по камерному классу Ирина Борисовна Железнова - большая поклонница его творчества.

- Скажите, пожалуйста, есть ли произведение или композитор, который вам еще не доступен, для которого, как вам кажется, вы еще не созрели?

 -  Все мы не доросли до какого-то определенного этапа. Переломным моментом может быть творчество того или иного композитора, после которого музыканту открывается прежде недоступное. К примеру, при всей моей любви к современной музыке, мне еще не до конца понятно творчество позднего А. Шенберга. Кстати, любовь к творчеству Шнитке пришла тоже не сразу. Лишь после того, как я послушал его фортепианный квинтет «Памяти матери»,  затронувший меня до глубины души, я понял, что это мой композитор.

- А когда вы стали интересоваться дирижерским искусством?

-  Знаете ли, мне всегда было мало четырех струн на скрипке. В музыке меня влекло к чему-то более масштабному, грандиозному. Так, в детстве я, например, хотел заниматься на рояле.

- Потому что ваша мама окончила поначалу Ташкентскую консерваторию, как пианистка?

- Нет, меня невероятно манил громадный репертуар пианиста. Что касается дирижерской профессии, то я заинтересовался ею в 2000 году в Питтсбурге, где учился в магистратуре. А занимался я у доктора Кемерона, который и был моим первым педагогом в этой области. После обучения в Питтсбурге я продолжил занятия дирижированием в Мичигане с замечательным маэстро Леоном Григоряном. Как видите, с педагогами мне везло и в Узбекистане, и в Америке. Отмечу, что в Штатах очень высокий уровень музыкальной культуры, и особенно высокий исполнительский уровень оркестров. Итогом моего обучения в 2003 году стало выступление в знаменитом зале Карнеги-холл.

 - А в театре вы работали?

 - Да, мне посчастливилось работать в театре, но в качестве скрипача  Питтсбургского оркестра. Что касается работы оперного дирижера, то, на мой взгляд, - это самое сложное дело. Ведь для того, чтобы стать оперным дирижером, нужно не только досконально знать весь оперный репертуар, но и владеть различными иностранными языками. А их – языков, согласитесь, немало. Кроме того, дирижер в опере – это не дирижер на концертной эстраде, где он сам себе хозяин, а чуткий аккомпаниатор, который должен подавлять свое собственное «я» и следовать за солистами. В Америке, если солиста не слышно, то это вина оркестра, который должен играть столько пианиссимо, сколько нужно для выгодной подачи солиста.

 - Как вы считаете, должны ли быть дружеские отношения между дирижером и оркестром?

 -  Конечно. Оркестранты – народ очень чуткий и ранимый. Я сам был как на одной, так и на другой стороне «баррикад». И, к сожалению, заметил, что нет такого маэстро, которого бы безоговорочно любили все. Знаете, наибольшее доверие оркестранты оказывают тому дирижеру, который искренен в отношении музыкантов и самого себя.

 - А как вы справляетесь, если возникают определенные исполнительские проблемы у того или иного оркестранта?

 -  Я пытаюсь все время найти баланс. Если у музыканта что-то не получается, то стараюсь найти оптимальный выход, помогая ему справиться с проблемой. Ведь мы все делаем общее дело, и вряд ли через унижение можно добиться хороших результатов. Я считаю, что драгоценное репетиционное время надо использовать не на выяснение отношений, а на творческий процесс, на создание музыки.

- Как вам работалось с нашим Национальным Симфоническим оркестром? Вы планируете продолжить творческое общение?

  - Работалось замечательно, и я очень доволен результатом. Чувствовалась поддержка со стороны многих музыкантов, их доверие, что было очень важным для меня. Я бесконечно благодарен руководству оркестра, и рад возможности выступить на своей родине. Кто-то из великих сказал: «Не принимай все, что имеешь, как должное». И с этим нельзя не согласиться. Если тебе это дали - будь благодарен, а если есть возможность – верни. Мне повезло в жизни, я родился в Узбекистане, где получил прекрасное образование. И сегодня я чувствую, что должен ему вернуть свой долг. Ну, а если я могу здесь что-то сделать, то я этому бесконечно рад. А по поводу моих планов, то на будущую осень я планирую новые творческие встречи.

 

                                                                                   Беседу вела Зарина Хамзина, студентка

                                                       Государственной консерватории Узбекистана

                  

 





Другие материалы рубрики

22.06.2015 / 13:37:16

Концерт инструментальной группы "Рижский квартет саксофонистов"

Посольство Латвийской Республики в Республике Узбекистан представляет концерт инструментальной группы "Рижский квартет саксофонистов", который состоится в Ташкенте в Большом зале Государственной консерватории 30 июня 2015 года в 18:00 часов. Далее...

12.06.2015 / 01:08:24

Определены имена победителей конкурса молодых исполнителей

В Ташкенте завершился Республиканский конкурс молодых исполнителей среди учащихся колледжей искусств и культуры, а также музыкальных академических лицеев. Он был организован Министерством по делам культуры и спорта Узбекистана и Министерством народного образования. Далее...

10.06.2015 / 23:21:24

Заработало интернет радио uRadio.uz

Сегодня знаменательный день. Кроме того, что 10 июня, День учреждения Государственной премии имени Зульфии, еще в этот день родился народный писатель Узбекистана Саид Ахмад. Далее...

10.06.2015 / 22:14:09

Концерт ко Дню России "Лейся, песня…" в Ташкенте

9 июня 2015 года в Ташкенте прошел гала-концерт "Лейся, песня…", посвященный празднованию Дня России. Далее...

10.06.2015 / 00:09:13

На киностудии "Узбекфильм" проходят съемки второго этапа масштабной акции "Менинг юртим – менинг фахрим!"

На протяжении двух месяцев за яркими выступлениями и неожиданными дуэтами звезд узбекской эстрады первой величины следили у телеэкранов и голосовали путем sms-голосования тысячи зрителей. Далее...





24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...
 
13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


25.04.2024 / 16:07:26
Известный узбекский публицист и писатель Исмет Кучиев награжден золотым орденом "Друг Азербайджана"
 
22.04.2024 / 11:19:13
На флейте о цветущей сакуре
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте