Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.01.2016 / 23:21:41
"Музыка – моя Вселенная"Такое «планетарное» название дал своей новой книге известный музыковед, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, член Правления Союза композиторов нашей республики, профессор, доктор искусствоведения Тухтасин Гафурбеков. Он является одним из активных пропагандистов профессионального музыкального искусства Узбекистана. Неутомимый труженик, черпающий свое вдохновение в неиссякаемом «музыкальном» источнике, он всегда в работе и в творческом поиске. Его перу принадлежат такие важные для узбекского музыкознания монографические работы, как «Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества», «Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской музыке», которые выявляют неординарность и смелость суждений их автора. Помимо этого, Тухтасин Гафурбеков автор многочисленных научных и методических работ, участник различных музыковедческих симпозиумов и конференций, проводимых как в Узбекистане, так и за его пределами. В новом сборнике, посвященном 75-летию со дня рождения автора, представлены исследования, созданные им за последние годы. Они представляют огромный интерес для музыковедов всех специализаций: историков музыки, теоретиков, фольклористов, востоковедов, музыкальных критиков и журналистов, лекторов и просветителей. Написанный достаточно сложным, музыковедческим языком, изобилующим музыкальными терминами, сборник, тем не менее, найдет своего читателя и среди любителей музыки, которые почерпнут для себя немало ценных сведений. В данной книге три крупных раздела, и в каждом из них фигура известного музыковеда обстоятельно «выписана» с разных ракурсов. Так, во введении, подобно карандашному наброску, сделан творческий портрет Тухтасина Гафурбекова с очертаниями достойного, серьезного, глубокомыслящего художника, достигшего немалых высот на музыковедческом поприще. Первый раздел сборника посвящен трудам Т.Гафурбекова. Здесь затронуты важные вопросы современного музыкального образования, в частности работа «Курс «Истории музыки» в контексте исторических реалий: ХХ – начало ХХI веков», где предложены инновационные методы разработки данного курса. Интересно раскрыта животрепещущая тематика «Восток и Рахманинов», в которой Гафурбеков нашел многочисленные связи, роднящие творчество русского композитора с традициями восточной музыки: большая роль ритмического начала, мелодическая широта, мелизматика. Невероятно актуален развернутый очерк Тухтасина Гафурбекова «Классик при жизни», посвященный творчеству знаменитого польского композитора ХХ века Витольда Лютославского. Очень точно отмечена линия узбекско-польских музыкальных связей: постановка оперы «Проделки Майсары» С.Юдакова в Лодзи, исполнение на узбекских сценах творчества польских композиторов – Шопена, Шимановского, Монюшко, выступление на Международных симпозиумах в Самарканде польского музыковеда Анны Чекановска и т.д. При анализе произведений В.Лютославского автор замечает ряд важных, оригинальных черт творчества польского композитора, называя его опусы «откровениями, ставшими творческими феноменами для многих молодых авторов». В данном обзоре нет возможности коснуться всех аспектов труда Т.Гафурбекова, которые, безусловно, заслуживают более подробного анализа. Тем не менее, отмечу ряд важных рецензий, которые сосредоточены во втором разделе книги, имеющим подзаголовок «Под взглядом коллег». Большую роль здесь играет «взаимообмен» отзывов и рецензий Т.Гафурбекова и его биографа, известного узбекистанского музыковеда В.Плунгян. Потрясающе написана статья Веры Зиновьевны «Мэтр музыкознания Узбекистана», которой открывается второй раздел сборника, повествующая о всех профессиональных достоинствах Тухтасина Батыровича. В свою очередь, Гафурбеков в многочисленных положительных отзывах и рецензиях на книги Плунгян, ласково называя коллегу «Верахоним», метко подмечает, что «Вера Плунгян – это инструмент, на котором играет музыка Востока и Запада». С большим уважением и теплом написаны статьи о Т.Б.Гафурбекове А.Х.Хакимовой, Т.Т.Седых, Р.А.Турсуновой, Б.В.Шомахмудовой и другими авторами, с первых строк которых чувствуется неподдельный интерес к деятельности известного музыковеда, их большое уважение и преклонение перед его неустанным творческим поиском и горением. Отзыв известного российского музыковеда, доктора искусствоведения М.Е.Тараканова на диссертацию Т.Б.Гафурбекова «Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской музыке» занимает центральное место в данном разделе книги. «Пройти» мимо него невозможно. Тараканов отмечает не только оригинальность и смелость суждений Гафурбекова, но и немаловажное значение темы докторанта для развития всей узбекской музыкальной культуры, предрекая ему ученую степень доктора искусствоведения, которым сегодня Тухтасин Батырович обладает по праву! Итоги книги подводит третий раздел, в котором дан перечень опубликованных монографий, методических и научных статей Т.Гафурбекова, а также сведения из «Трудовой книжки» музыковеда, благодаря которым можно проследить путь его профессионального роста. В заключение приведу поэтическое посвящение Тохтасыну Гафурбеку, написанное его биографом, почетным профессором Государственной консерватории Узбекистана Верой Плунгян, очень точно отражающим многогранную личность Тухтасина Батыровича: Наш юбиляр в одном лице ученый и руководитель, Поборник Музыки, лектор-просветитель, Понятийный Педагог и фольклорист, Критик-редактор и методист, Ассошейдет-профессор и Энциклопедист!
Зарина Хамзина, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|