Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
22.06.2020 / 18:04:56

Сара Cамандарова была жемчужиной оперной сцены Ташкента


Историю оперного искусства Узбекистана невозможно представить без упоминания  заслуженной артистки УзССР Сары Самандаровой (1914–2002). С её именем связано зарождение Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои. Красавица с европейской внешностью, прима оперы, она обладала красивым лирическим сопрано. Пик её популярности пришелся на 40-е – 50-е годы двадцатого века.

Сара Самандарова родилась в 1914 г. в  семье кокандского купца 2-й гильдии, совладельца торгового дома "Братья Самандаровы" по оптовой торговле мануфактуры - Арона Самандарова (1862-1916). В юности Сара была послана на учёбу в Москву в механический техникум, по окончании которого была направлена на работу на один из московских заводов. Как-то она поделилась с подружками заветной мечтой посвятить себя искусству . Друзья поведали об этом сотрудникам узбекской вокальной студии при Московской консерватории. Эта информация заинтересовала директора студии, народного артиста УзССР Мухиддина Кари-Якубова (1896-1957). Встретившись с Сарой , он сразу же оценил её талант и способности.

С согласия дирекции завода, М. Кари-Якубов принял Самандарову на учёбу в студию узбекской оперы. Радости Сары не было предела: её мечта исполнилась! При прослушивании руководство и сотрудники студии дали ей хорошую оценку. Она была зачислена в класс профессора А.К. Аскоченского. Во время четырёхгодичного обучения, Сара сдавала все экзамены на отлично. Окончив на отлично узбекскую вокальную студию при Московской консерватории, Сара Самандарова получила хорошую характеристику от её дирекции и преподавателей. В частности, профессор Алексей Аскоченский сказал: "В будущем Сара станет видной и передовой артисткой на поприще искусства, в Узбекском театре заслужит любовь зрителей". Его слова оказалась пророческими. За короткое время Сара Ароновна стала ведущей солисткой Узбекского театра оперы и балета.

Её сценическая карьера началась в 1939 году в Государственном Узбекском музыкальном театре, первым директором и художественным руководителем которого был Мухиддин Кари-Якубов. Сначала она исполняла партии в операх на узбекском языке, затем на русском, а также пела песни советских композиторов. Большую помощь в развитии искусства Сары Самандаровой и глубоком понимании узбекского языка, ей оказали народная артистка СССР Халима Насырова и народный артист УзССР, композитор Мухтар Ашрафи.

Премьера 11 июня 1939 года первой узбекской оперы «Буран» М. Ашрафи и С. Василенко открыла новую страницу в истории национального музыкального театра. В основу оперы легли события 1916 года, когда царское правительство объявило мобилизацию коренного населения Средней Азии. В ответ на этот приказ вспыхнули народные восстания. Опера была поставлена режиссером Эмилем Юнгвальдом-Хилькевичем и стала ярким событием культурной жизни республики. В главной роли Бурана выступили Карим Закиров и Юрий Давыдов, партию Наргуль пели Халима Насырова, Шахадат Рахимова, Сара Самандарова и Назира Ахмедова, Зебунисо – Фатима Борухова, генерал-губернатора – Мухиддин Кари-Якубов. Все они создавали незабываемые сценические образы.

Другим, историческим событием в музыкальном искусстве Узбекистана стала постановка оперы "Великий канал", "отображающей грандиозную эпопею строительства Большого Ферганского канала и явившейся большой победой в развитии узбекского советского оперного искусства". В  феврале 1941 г. Совет Народных Комиссаров УзССР, отмечая большую творческую работу, проделанную театром, постановил премировать и объявить благодарность всему коллективу, особо отметив Сару Самандарову. С началом Второй мировой войны были организованы фронтовые художественные бригады артистов, поднимавших дух бойцов, “доставляющих истинное наслаждение, зовущих на подвиги”. В одной из таких бригад артистов Узбекистана, под руководством художественного руководителя Нарзулы Якубова, с большим успехом выступала и Сара Самандарова. Вот что о ней писала пресса в то время: "Всюду, на всех красноармейских вечерах, горячо встречали зрители выступление известной певицы Узбекистана Сары Самандаровой. Она обладает прекрасным, обаятельным голосом и мастерски исполняет народные песни на узбекском, русском, украинском языках". В 1942 г. С. Самандарова впервые приняла участие в  опере П. Чайковского "Евгений Онегин", замечательно исполнив главную партию Татьяны. Тогда она получила письменное поздравление месткома и общественности Узбекского театра оперы и балета с пожеланиями успеха как на национальной, так и на русской сцене. Впоследствии партия Татьяны стала её визитной карточкой. Критики отмечали, что Сара Самандарова являлась лучшей исполнительницей  партии Татьяны в бывшем  Союзе.

- Сара Самандарова вошла в историю узбекского театра как яркая звезда, создавшая неповторимые образы в классических спектаклях русских, узбекских и зарубежных композиторов. Она была блистательной исполнительницей партий Татьяны из оперы "Евгений Онегин" П. Чайковского, Неды из оперы "Паяцы" Р. Леонкавалло и др. Легендарная актриса, будучи красивой от природы, в гриме она была неотразимой, - вспоминает её младший современник, заслуженный артист Узбекистана Иосиф Шаламаев.

Правительство Узбекистана  высоко оценило вклад Сары Самандаровой в развитие искусства,  наградив её сначала Почётной грамотой Верховного Совета УзССР, а 4 февраля 1944 г. присвоило  почётное звание "Заслуженный артист УзССР" с вручением нагрудного знака и удостоверения.  

В период октября, ноября, декабря 1945 г. С. Самандарова в составе бригады артистов узбекского оперного театра и Узбекской филармонии выступала в городе Ворошилов перед частями Приморского военного округа. За этот период бригада дала более пятидесяти концертов для солдат, сержантов и офицеров. В течение двух месяцев выступления проходили в частях Харбинского, Дайренского и Порт-Артурского гарнизонов, где были даны тридцать восемь концертов. Как отмечалось в приказе Политического управления Приморского военного округа, "все выступления проходили на высоком культурно-художественном уровне, и тепло принимались зрителем". Персональная благодарность была объявлена Саре Самандаровой, Мордухаю Давыдову, Арцыву Гаривяну, Ирине Гринберг, Дине Воробейчиковой, Галие Измайловой, Шукурло Хамдамову, Александру Рейфу и директору бригады Анатолию Стронскому.

В 1947 г. Узбекский Государственный театр оперы и балета с успехом представил премьеру "Пиковой дамы" П. Чайковского (опера в 3-х действиях и 7 картинах), в постановке главного режиссёра народного артиста УзССР Э.И. Юнгвальд-Хилькевича. Либрето М. Чайковского в переводе на узбекский язык было выполнено поэтом Хамидом Гулямом. В числе действующих лиц и исполнителей выступали многие примы театра: Герман - М. Мулладжанов, М. Давыдов; Лиза - С. Самандарова, С. Ходжаева; графиня - К. Давыдова; Полина - Ш. Рахимова, К. Давыдова; Томский - Б. Мирзаев, Р. Бабаджанов; Елецкий - К. Закиров, Н. Хашимов; Чекалинский - М. Давыдов, Т. Рахимов; Сурин - Р. Исмаилов, А. Галимзянов; Чаплицкий - С. Вахидов; Нарумов - Б. Рахимов, Г. Кадыров; распорядитель бала - Н. Камал-Ходжаев, А. Ахмеджанов; гувернантка - С. Брискман, С. Хамитова; Маша - Т. Рамм, Х. Ашурбаева.

Критики отмечали запоминавшийся вокальный и сценический образ Лизы, созданный С. Самандаровой. Такой же верной психологической трактовкой отличалось исполнение партии графини К. Давыдовой. Музыкальная одарённость этой актрисы дала ей возможность провести выразительно сцену с Германом в спальне у графини. Природные голосовые данные М. Мулладжанова позволили ему справиться с партией Германа. Молодой певец порадовал публику приятным и лёгким звучанием голоса. Ряд других персонажей - Елецкий - К. Закиров, Полина - Ш. Рахимова, Чекалинский - М. Давыдов хорошо исполнили свои роли, создав слаженный ансамбль.

Музыковед Зоя Таджикова: К сожалению, во время учебы в Ташкенте не застала на сцене театра Сару Самандарову, о творчестве которой всегда с восхищением писали серьезные ученые Т.С. Вызго, А. Корсакова, Я.Б. Пеккер и другие музыковеды и критики тех лет. Очевидцы подчеркивали прекрасно исполненную ею партию Лизы в опере Чай-ковского «Пиковая дама», которую считали одной из вершин творческого дарования Сары Самандаровой. "Сара Ароновна была очень красивой женщиной с прекрасной фигурой, утонченным лицом, она была любимицей публики", - вспоминает народный артист Узбекистана Сосон Беньяминов. Запись арии Наргуль в опере «Буран» в ее исполнении , хранится в архиве Республиканского дома радиовещания и звукозаписи . Прослушав её, педагог по вокалу и музыковед Галина Гергель, восторженно отозвалась о Самандаровой и определила тембр её голоса как лирическое сопрано.

Вспоминает заслуженный артист УзССР Яков Хахамов, бывший солист Узбекского театра оперы и балета им. А. Навои: - Я сам не застал С. Самандарову на сцене, но, по рассказам моих старших коллег (Михаила Давыдова, Роберта Борухова), она имела очень хорошую вокальную школy, тонко чувствовала своих героев, на оперы с её участием собирались многие зрители. Покойный Роберт Борухов, в частности, говорил, что портрет Сары Самандаровой с надписью "Лучшая "Татьяна" Советского Союза" висел в фойе Большого театра оперы и балета в Москве.

1965 год был ознаменован 25-летием творческой деятельности Сары Ароновны Самандаровой и её уходом на заслуженный отдых. Дирекция театра подготовила адрес с пожеланиями "здоровья, счастья и успехов в личной жизни". За плечами – колоссальный опыт работы в разных уголках Советского Союза, Англии, Японии, где проходили успешные гастроли театра. В разные годы ею были исполнены партии: Наргуль ("Буран" М. Ашрафи и С. Василенко (1939), Нергиз (“Нергиз” М. Магомаева, 1939), Лейли (“Лейли и Меджнун” Глиэра и Садыкова, 1940), Надира («Великий канал» М. Ашрафи - С.Н. Васи-ленко, 1941), Татьяна ("Евгений Онегин" П.И. Чайковского (1942), Тамара ("Де-мон" А.Г. Рубинштейна), Лиза ("Пиковая дама" П.И. Чайковского, 1947), Нигёр ("Кёр-оглы" У. Гаджибекова,1950), Майсара ("Проделки Майсары" С. Юдакова, 1959), цыганка (“Цыганский барон”) Рикси-буви ("Зайнаб и Омон" Т. Сады-кова, Д. Закирова, Ю. Раджаби, Б. Зейдмана, 1958) и др.

Обладая прекрасным голосом и незаурядным актёрским дарованием, она создавала яркие, запоминающиеся сценические образы, героические, лирические, характерные, которые порой служили эталоном мастерства. Ею, ветераном тылового фронта было спето множество песен, тронувших сердца тысяч слушателей.  Брак с оперным певцом, красавцем Мордухаем Давыдовым (1914-1994), братом известной певицы Берты Давыдовой, был недолгим. Больше она уже замужем не была. Выйдя на пенсию, Сара Ароновна вела очень скромный образ жизни, редко появлялась среди местной интеллигенции.

- Оперный театр тех лет держался на многих деятелях музыкального искусства – представителях бухарско-еврейской общины города, - отмечает музыковед Рафаэль Некталов, автор ряда книг по музыкальной культуре нашего народа.– Этот феномен плавного освоения нашими певцами культуры бельканто, оперного пения требует своего исследователя. Потомки Муллокандовых и Толмасовых пели на сценах оперных театров Душанбе и Самарканда. Сара Самандарова стоит в особом ряду, ибо она, по отзывам современников, в совершенстве владела русской речью, пела без интонационного акцента, обладала удивительной сценической пластикой, красивым голосом. Профессор Ян Борисович Пеккер, лектор филармонии, наш педагог в Ташкентской консерватории, автор монографии об узбекской опере, отметил, что упоминание в концертах оперной музыки имени Самандаровой было залогом успеха спектаклей русской музыкальной классики: «Пиковой дамы», «Евгения Онегина».

Я видел Сару Самандарову единственный раз в 1998 году, в синагоге по ул. Чкалова г. Ташкента во время праздника Симхат-Тора, куда она пришла вместе с сыном, оперным певцом Юрием Давыдовым. Её посадили в центре женского стола, объявили о её присутствии, дав ей слово. Она была глубоко тронута и поздравила с праздником единоверцев.

Сара Самандарова скончалась в Ташкенте в 2002 г. Без ведома еврейской общины была похоронена на новом европейском кладбище #3 "Уртасарайское», расположенном за чертой города, в поселке Урта-сарай, на холмистой местности. Там же похоронен ее сын Юрий Самандаров.

 

Имануэль Рыбаков
© TheBukharianTimes
Статья печатается в сокращении. Фото из архива И. Рыбакова и книги А.Корсаковой “Узбекский оперный театр”




Другие материалы рубрики

19.06.2020 / 19:55:34

Илья Ильф: 12 фактов о создателе образа Остапа Бендера

Имя этого писателя без преувеличения известно каждому. Ведь это он совместно с Евгением Петровым сочинил поистине бессмертные произведения "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", разобранные любителями юмора на цитаты. Однако зная, что это Илья Ильф, многие люди даже не догадываются о существовании малоизвестных фактов в его биографии Далее...

19.06.2020 / 15:26:14

Владимир Познер: "На самом деле я закрытый человек"

Как правило, просыпаться меня заставляет необходимость, потому что три раза в неделю я играю в теннис, тренировка начинается в восемь утра, значит, встать должен как минимум в семь Далее...

27.05.2020 / 11:19:43

Незабываемые встречи в Сиэтле. Как мы участвовали в получении 10 "Боинга" для Узбекистана в 2003 году

При этом у нас не было проблем со съемками, с интервью с американскими специалистами, инженерами, рабочими, не надо было делать никаких согласований... Далее...

26.05.2020 / 11:27:03

Академику АН Узбекистана , доктору медицинских наук , профессору Ферузу Гафуровичу Назырову исполнилось 70 лет

Этого человека очень хорошо знают по всему Узбекистану. Благодаря его умелым рукам и большим организаторским способностям нашли спасение немало больных с самыми серьезными заболеваниями Далее...

24.05.2020 / 14:41:33

Беседы с Соломоном Волковым. Часть 2. О личности Д. Шостаковича и мудрости Дж. Баланчина

Это случилось после моей первой рецензии на его концерте в 1960 году. Я был на мероприятии, где он тоже присутствовал, и кто-то представил меня ему. Он сказал: "Да, да. Я читал вашу рецензию". И добавил несколько одобрительных слов Далее...




  Самые комментируемые  
 
Карима Зарипова: Мой путь в профессию проходит через тернии к звездам…
Иных уж нет, иные уж далече…
Татьяна Каримова: муж старался не посвящать меня в государственные дела
Снова и снова перебирая старые фотографии

 


18.09.2020 / 22:32:43
Исполнением "Праздничной увертюры" Сулеймана Юдакова в Большом театре Узбекистана им. А. Навои начнется программа гала-концерта, посвященного открытию 91 сезона
 
09.09.2020 / 15:45:07
Театр "Ильхом" возвращается: 19 сентября стартует юбилейный 45-й сезон
 


16.09.2020 / 13:32:14
Исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося узбекского актера Шукура Бурханова
 
15.09.2020 / 18:54:01
Кинотеатры вернулись к работе, но зрителей в них пока почти нет
 


22.09.2020 / 12:17:53
Профессор Фируза Абдурахимова. Слово о наставнике
 
22.09.2020 / 12:13:31
В Грозном состоялся Международный фестиваль-конкурс танца имени Махмуда Эсамбаева
 


20.09.2020 / 17:19:08
Власти Таиланда планируют ввести долгосрочные туристические визы
 
14.09.2020 / 14:20:40
Состоялся виртуальный круглый стол, направленный на продвижение устойчивого культурного наследия и развития туризма
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте