Каждый раз, когда звучит фамилия Пенсон, повсюду на нее обращают особое внимание. И прежде всего это дань уважения и памяти легендарного ташкентского фотомастера середины прошлого века, фоторепортера газеты «Правда Востока» Макса Захаровича Пенсона. Его творческое наследие вызывает восхищение во всем мире до сих пор. Дело отца продолжили его дочь, Дина Максимовна Ходжаева-Пенсон и сын Мирон Максимович Пенсон. В их творческом активе немало фоторабот о любимом крае, его людях. Много сделано ими и во время работы на телевидении и нашей кинематографии.
О прожитом и пережитом, встречах и дружбе с многими известными мастерами кино, работе на студии «Узбекфильм» в качестве художника- фотографа, а потом и оператора-постановщика, фотокорреспондента журнала «Саодат» Мирон Пенсон рассказывает в новой книге «На волне памяти», только что вышедшей из печати в издательстве Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои. Он принял участие в создании около двухсот документальных лент, среди которых такие известные, как «Герои страны белого золота», «Приезжайте к нам в Узбекистан», «Пять рук человечества», «Художники Узбекистана», «От весны до весны» и других. Пенсон участвовал в создании более десяти художественных фильмов, таких как «Прозрение», «Горы зовут», «Далекие близкие годы», « Гибель черного консула» и ряд других. Особое место в книге отведено творческим и дружеским контактам с такими крупными мастерами узбекского кино, как Малик Каюмов, Шухрат Аббасов, Камиль Ярматов , Шукур Бурханов и другие. Впечатляют страницы книги, где Пенсон описывает Ташкент периода Второй мировой войны, когда здесь жили и работали многие выдающиеся деятели культуры и искусства, эвакуированные из оккупированных немцами районов и город стал местом спасения для многих тысяч людей.
Очень интересны и волнующи воспоминания автора о творческом пути своего отца, великого фотографа 20 века. В частности, он отмечает следующее: «Макс Пенсон снимал без дублей. 36 кадров на пленке – 36 разных сюжетов. Меня, как профессионала удивляла их техническая грамотность – нет передержек, нет недодержек. Это при том, что экспонометров не было тогда и в помине. Экспозицией в современных камерах управляют маленькие встроенные компьютеры. А тогда …экспозицию задавала интуиция». И таких очень тонких, важных наблюдений высказано еще немало. Обращают на себя внимание воспоминания о приезде в Узбекистан , для участия в проводимом тогда в столице международном кинофестиваля, великого итальянского кинорежиссера Микеланджело Антониони. В ту пору Пенсон снимал в Хорезме новый фильм крупнейшего мастера узбекского кино Камиля Ярматова. Именитый гость не только совершил поездку по области, но и специально приехал на съемочную площадку этой картины и дал высокую оценку увиденному. И таких интереснейших эпизодов в книге еще немало.
БОРИС БАБАЕВ, kultura.uz