Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
30.04.2016 / 23:41:08

Всенародно любимый: К 100-летию Соломона (Сулеймана) Александровича Юдакова


14 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Соломона (Сулеймана) Александровича Юдакова — ярчайшего и любимого народом композитора, одного из зачинателей новых жанров в национальном искусстве бухарских евреев, таджиков и узбеков, создателя первой узбекской комической оперы «Проделки Майсары», комедийно-сатирического балета «Юность Насреддина», гимна Республики Таджикистан.

Композитор Соломон Юдаков кометой пролетел над землей, оставив яркий след в музыкальной культуре народов Средней Азии. Ядро этой кометы составляют мелодии, песни и танцы Бухары, искрометные шутки аския Коканда, великая московская композиторская школа и, конечно же, многоликий, полифоничный, полиэтничный Ташкент с его развитой концертно-филармонической, оперной, театральной культурой, давший возможность талантливому композитору осуществить свои самые дерзновенные и возвышенные творческие планы.

Почему мы так любим Юдакова и гордимся им? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ибо личность композитора, его жизнь и творчество были такими же сложными, как и время, в которое он творил. Его нет с нами четверть века, но его музыка переходит из поколения в поколение, находя отклик в сердцах слушателей. Его творчество широко представлено на концертной эстраде, оперной сцене и всенародно любимо!

Соломон Юдаков – солнечный, радостный, сияющий, уносящий ввысь своим ликованием, легко узнаваемый, увлекающий, нескучный творец музыки. Самое главное, он был способен с легкостью гения передать природу музыкального юмора. Это качество творчества Юдакова приобщает его к немногочисленным композиторам с уникальным даром вызвать улыбку музыкой, развеселить её звуками, покоряя слушателей в разных концах мира её красотой и совершенством. Это – от Бога!

Соломон Юдаков был сам продолжением своей музыки, ибо в характере композитора сочетались жизнерадостность, общительность, дружелюбие с обостренным чувством собственного достоинства, эмоциональной ранимостью, резким неприятием тупости и ограниченности.

Сегодня, отдаляясь от эпохи, в которой творил композитор, поражаешься тому, что ему удавалось быть таким свободным и творчески независимым в те годы. Живя в эпоху, полностью затопленную панегириками, славословием по поводу «великих подвигов и свершений», при этом обласканный властью, признанный с самых первых своих сочинений, удостоенный государственных званий и премий, Соломон Юдаков, как, впрочем, и такие корифеи искусства, как, например, Аркадий Райкин, Исаак Дунаевский, оставался большим художником, мог смело веселиться и веселить. А это – удел людей свободных.

Одним из высших творческих достижений Юдакова стала комическая опера «Проделки Майсары» – первое и пока единственное узбекское произведение в этом жанре. Она была создана во времена хрущевской оттепели и отразила общественное настроение того времени, обусловленное либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. В эти годы композитор смог выразить себя поистине во всей полноте, реализовав свой потенциал в музыкальном шедевре «Проделки Майсары».

В течение двух лет с огромным творческим увлечением работал композитор над своим детищем, и успех на сцене Ташкентского театра оперы и балета им. А.Навои 6 января 1959 года стал триумфом узбекской композиторской национальной школы. Опера «Проделки Майсары» завершила период двух и трех соавторов, являясь авторским сочинением Соломона Юдакова от первой до последней ноты.

«Смех, стоявший в тот вечер в зале, напоминал реакцию собравшихся на представление кызыкчи или аския, – пишет в своих воспоминаниях народная артистка Узбекистана Гавхар Рахимова. – Широкое признание опера получила сразу же после показа на декаде узбекской литературы и искусства в Москве в феврале 1959 года. В последующие годы опера шла на сценах семи театров на шести языках – узбекском, русском, таджикском, киргизском, туркменском, башкирском. В 1975 году постановку оперы С.Юдакова осуществил Лодзинский музыкальный театр в польской редакции. Об успехе «Майсары» на польской сцене свидетельствует тот факт, что только в первые три месяца после премьеры состоялось 55 спектаклей».

Дополню, что успешно опера «Проделки Майсары» прошла, в частности, на сцене московского театра «Ромэн» (1960) с участием актера Бориса Ташкентского (Мордухаева), отец которого, Рошель Мордухаев, играл в премьерном составе в ташкентском театре Навои. А через полвека спектакль с музыкой Юдакова был поставлен народным артистом Узбекистана Сасоном Биньяминовым в Израиле, в городе Рамле, где дирижировал выпускник Ташкентской консерватории Яаков Юнаев.

Память о композиторе свято чтит общественность Узбекистана.

Ярким свидетельством трепетного отношения к его творчеству, роли в становлении и развитии музыкальной культуры страны являются издание его произведений – песен, романсов, клавиров оперы и балета, монографий и исследований – под руководством профессора Веры Зиновьевны Плунгян. В течение многих лет она постоянно занимается изучением и популяризацией творчества Соломона Юдакова как в Узбекистане, так и за его пределами, стремясь охватить наследие замечательного композитора, приблизить его к современному слушателю, сделать притягательной его музыку для новых поколений музыковедов и журналистов.

Проявлением высокого уважения к композитору является и многогранная деятельность музея-квартиры Соломона Юдакова, расположенного в центре столицы, в Доме Союза композиторов Узбекистана.

Особой благодарности, несомненно, заслуживает подвижнический труд Бориса Бабаева – известного далеко за пределами Узбекистана публициста и общественного деятеля, достойно выполнившего свой сыновний долг по отношению и к памяти Соломона Юдакова, и ко всему нашему народу. Им изданы книги, написаны статьи, собраны уникальные материалы, создан документальный фильм, посвященный творчеству композитора. Автору этих строк посчастливилось организовать премьеру фильма «Избранник музыки созвездий» и других кинофильмов Бабаева, которые успешно прошли в Нью-Йорке в 2013 году и вызвали положительные отклики специалистов и критиков.

Деятельность Соломона Юдакова формировалась, получила расцвет и всенародную любовь в Узбекистане, но не ограничивается этим. В 1940 – 1948 годах композитор работал в Таджикистане, создав там немало произведений, в частности Государственный гимн республики, который и по сей день звучит ежедневно в эфире таджикского радио и телевидения.

Юбилей всенародно любимого композитора Соломона Юдакова будет отмечаться в США.

На 2016 год в Нью-Йорке намечены конференция и концерт, посвященные 100-летию со дня рождения Соломона Юдакова. В них примут участие народная артистка Узбекистана Мухаббат Шамаева, заслуженный артист Узбекистана, солист «Метрополитен-опера» Иосиф Шаламаев, заслуженная артистка Таджикистана Роза Мулложанова, заслуженный артист Узбекистана Яаков Хахамов, заслуженный артист Узбекистана Эдуард Калонтаров, народный артист Туркмении Бен Исаков, отличники культуры Таджикистана Тамара Катаева и Борис Катаев, а также приглашенные из Узбекистана музыковеды, композиторы, певцы и журналисты.

Столетие Соломона Юдакова – это юбилей гения, озарившего своим искусством сердца миллионов людей, подарившего нам всем огромную радость своей бессмертной музыкой.

 

О композиторе

Сулейман (Соломон) Юдаков родился в Коканде в семье бухарских евреев.

Оставшись без родителей, с 12-летнего возраста воспитывался в Кокандском детском доме. Здесь начались его первые систематические занятия музыкой: обучение нотной грамоте, игре на балалайке, мандолине, гитаре, духовых инструментах. Его первым учителем музыки был Михаил Генрихович Найгоф.

1932 год — Сулейман начинает учёбу на музыкальном рабфаке при МГК имени П.И. Чайковского по классу флейты.

1939 год — студент композиторского факультета консерватории в классе Р.М. Глиэра.

1941 год — с началом войны композитор прерывает учёбу и возвращается в Ташкент.

В 1944 году им была написана мелодия гимна Таджикской ССР. Позднее написанная им мелодия легла в основу современного гимна Таджикистана.

1945 год — пишет музыкальную драму «Сын» («Фарзанд»).

После войны (вторая половина 40-х) создаёт множество произведений:

«Восточная поэма» для скрипки с фортепиано;

«Фантазия для скрипки, виолончели и фортепиано»;

«Танцевальная сюита» для двух фортепиано. Композиция сюиты трёхчастна: «Хорезмское праздничное шествие», «Азербайджанский лирический танец», «Ферганская пляска».

В 1958 году С.А. Юдаков написал первую узбекскую комическую оперу «Проделки Майсары».

В 1959 году опера была поставлена в БУзГАТОБ имени А.Навои. Опера имела грандиозный успех. Была переведена на 9 языков и поставлена во многих странах ближнего и дальнего зарубежья (постановка в Московском музыкально-драматическом  театре «Ромэн» — в 1960 году; в польском городе Лодзь — в 1975 году).

В 1967 году Юдаков создал первый узбекский комический балет «Юность Насреддина».

С.А. Юдаков умер 5 ноября 1990 года. Похоронен в Ташкенте, на бухарско-еврейском кладбище.

В начале декабря 2008 года в Ташкенте открылся для посетителей Музей-квартира Сулеймана Юдакова в Доме композиторов Узбекистана по улице Я.Гулямова, 69. Музей Сулеймана Юдакова создан группой энтузиастов во главе с журналистом Борисом Бабаевым, поклонником его музыки, при поддержке Союза композиторов Узбекистана.

 

Рафаэль Некталов

Источник: газета "Бухариан таймс"





Другие материалы рубрики

30.04.2016 / 17:39:26

Задавались ли вы вопросом: а что такое культура?

Вроде бы мы все представляем себе, что означает это слово. Но, непроизвольно углубившись в размышления о культуре, я понял, что мои представления о ней были расплывчатыми. Не сомневаюсь, что и у большинства людей нет четкого и ясного понимания этого явления. Далее...

25.04.2016 / 07:38:30

"Мой взгляд сквозь объектив": фотовыставка Елены Володиной в доме-музее Урала Тансыкбаева

Мемориальный Дом-музей художника Урала Тансыкбаева (1904-1974) был открыт в 1981 году, там, где он прожил и творил последние годы жизни на массиве Черданцева-1, д.5. Кто бы ни переступал порог этого дома в уютном зелёном дворике, всякий раз он испытывает особое чувство, - это райский уголок на земле. Далее...

19.04.2016 / 23:41:45

Наргиза Алиқулова:Инсон стереотипларни "ёриб чиқиб" яшаши керак

Баъзан ўзидан қониқмайдиган ёки бўлмасам доимо нолийдиган опа-сингилларни учратиб қоламиз. Сизга таништирадиган суҳбатдошимиз эса қийинчиликларни дадил ним табассум билан қарши оладиган ва уларга оддий ҳол деб қараб, барча тўсиқларни енгиб ўтадиган ҳамда барча ишларига вақт топа оладиган аёлларимиздандир. Панд-насиҳат қилиш ёки кимнидир ўрнак қилиб кўрсатиш фикридан йироқмиз, мунисаларимиз. Фақатгина бирни кўриб фикр, бирни кўриб шукур қилишга чорламоқчимиз, холос. Далее...

19.04.2016 / 23:15:34

Баходир Юлдашев: "Мои наблюдения показывают, что все хорошие режиссеры заканчивают студии"

О режиссере Баходире Юлдашеве много говорят и пишут. Руку Мастера ощутимо чувствует зритель на подмостках разных театров. Где бы он ни находился, где бы ни ставил спектакль, придирчивый взгляд критика, избалованный зритель всегда чувствует его неповторимый стиль. Далее...

19.04.2016 / 22:55:51

КОМПОЗИТОР АЛЬБЕРТ МАЛАХОВ (1936-1969)

Когда я вспоминаю Альберта Малахова, говорю или пишу о нем, мне хочется слово "композитор" всегда писать с заглавной буквы – Композитор. Стоит только удивляться, как этот талантливый человек за краткое время сумел сделать так много… Далее...





07.12.2022 / 11:52:30
В Ташкенте завершаются съемки нового художественного фильма "Открой глаза". Он создается по мотивам рассказа О Генри "Джимми Валентайн"
 
06.12.2022 / 19:41:21
В Доме кино имени Алишера Навои состоялся общественный показ для СМИ художественного фильма "История болезни" известного режиссера Зульфикара Мусакова
 


07.12.2022 / 12:11:23
В ташкентской консерватории с большим успехом прошел концерт Государственного симфонического оркестра Узбекистана. В этот раз за дирижерским пультом была гостья из Франции Натали Марэн
 
05.12.2022 / 16:33:44
На сцене-класс Э. Миркасымовой
 


04.12.2022 / 16:57:07
С 30 ноября по 2 декабря 2022г. в Ташкентском "Узэкспоцентре" проходила 27-я Ташкентская международная туристическая ярмарка "Туризм на Шёлковом пути"
 
01.12.2022 / 11:43:29
Весьма впечатляющее начало Ташкентской международной туристической ярмарки "Туризм на Шелковом пути" ТМТЯ-2022 обещает многое
 


06.12.2022 / 19:35:44
Состоялась очередная поэтическая встреча поэтов Азербайджан-Узбекистан "Маджлиси-фарамушан"
 
03.12.2022 / 19:22:07
Творческая встреча с Вадимом Муратхановым: "Цветы и зола" в Государственном литературном музее Сергея Есенина
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте