Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
25.04.2022 / 21:12:06

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ. Анатолию ЕРШОВУ – 90 лет!


Редакция и общественный совет журнала «Звезда Востока» поздравляют Анатолия Ершова, журналиста, писателяфантаста, многие годы заведовавшего отделом публицистики журнала, со славным юбилеем и желают ему здоровья и долголетия!

Анатолий ЕРШОВ

ВРЕМЯ И СУДЬБЫ

ИГРА ДВОРЦОВ И БАЗАРОВ

Происхождение самой интеллектуальной игры – шахмат – перестало быть тайной. Раскрыть ее удалось в Узбекистане. До истины наши ученые буквально докопались. Речь идет, конечно, об археологических раскопках, в результате которых был собран полный комплект древнейших шахматных фигур. Подобного набора не имеет ни один музей мира.

Первые шахматные фигуры, которые двигались по клеточной доске еще во втором веке, были обнаружены в 1973 году в древнем городище Дальверзинтепа на крайнем юге Узбекистана экспедицией Ташкентского института искусствознания.

Находка совершена при раскопках развалин дома под двухметровым слоем пыли, штукатурки и глины. Перед взглядом ученых предстали две фигурки: слон и горбатый бык – зебу. Их из слоновой кости искусно вырезал вместе с прямоугольными подставками древнейший мастер. Первое, что сделали с фигурками археологи – пропитали специальным химическим составом, чтобы навсегда сохранить «пришельцев» из второго века. Роль слона на клеточной доске понятна, а в отношении быка зебу специалисты предположили, что он мог выступать в качестве ладьи.

Материал миниатюрных фигурок пожелтел от времени. Сами же поделки выглядели реалистично и имели все анатомические черты изображенных животных. Высота слона – 24 миллиметра, зебу – 18 миллиметров. К этим фигуркам рука человека не прикасалась почти двадцать веков.

Находка оказалась настоящей сенсацией. Достаточно вспомнить, что в классической «Истории шахмат» английского востоковеда Г. Мюррея, изданной в 1913 году в Оксфорде, зарождение шахматной игры датируется V веком. В качестве места происхождения в книге называется Индия. Из этой страны, считал английский ученый, игра в VI веке перекочевала в Иран, а далее, в VII веке, ее привезли в Центральную Азию арабы. Найденные фигурки свидетельствовали: дату зарождения шахматной игры надо отнести, по крайней мере, на три века в глубь истории. Очевидной была и непричастность арабов к появлению на древней узбекской земле шахмат.

Настоящей сенсацией для миллионов поклонников интеллектуальной игры стала и находка в самой древней части Самарканда  – Афросиабе – сразу семи достаточно хорошо сохранившихся шахматных фигурок из слоновой кости работы неизвестного древнего мастера. Редкая удача выпала на долю сотрудника Института археологии Академии наук Узбекистана Юрия Бурякова, ныне профессора Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

Из культурного слоя вместе с уникальным набором шахматных фигур Юрий Буряков извлек и чеканившиеся в Самарканде в середине VII века монеты. Они с высокой достоверностью указали на время, когда шахматы попали в землю. Фигурки, судя по сильной потертости, использовались долгое время – не один десяток лет.

Набор включал фигурки двух припавших на колено пехотинцев, вооруженных короткими мечами, и слона с опущенным бивнем. Другие две фигурки изображали всадников на конях. Вооружение у всадников было таким же, как и у пехотинцев. Еще две фигуры имели более крупный размер. Одна изображала сидящего на тройке лошадей возницу, а сзади нее на украшенной рельефом колеснице сидел вооруженный всадник. Вторая фигура – всадник на тройке, но у него вместо оружия символ власти – булава. Последняя, как это очевидно, изображала короля, а предыдущая – ферзя.

Глубокие исследования показали, что ферзь – советник короля – был не очень-то сильной фигурой. Обратимся к поэме Фирдоуси «Шахнаме»: «...Наставник в сражении близ шаха, только на клетку уходит вперед... А рухов не может никто обогнать… все поле насквозь им дано пролететь...» Следовательно, могучая колесница являлась рухом – ладьей.

Удивление исследователей вызвали оказавшиеся разных размеров кони. Один был вырезан очень реалистично, а всадник на нем был в доспехах. При изготовлении второй фигуры мастер как будто проявил небрежность – конь получился более крупного размера и с округлой львиной гривой. Львиная маска была и на лице всадника, а голова его оказалась срезанной. Все это выглядело бы стилизацией, если бы не аналогичная фигурка в музее «Метрополитен» в США, которая попала туда из Ирана. Лев в восточных странах – фигура не случайная, у тюркско-монгольских народов он долго выполнял функцию ферзя. Стало понятным, что в коллекции из Афросиаба эта фигура была ферзем, и, таким образом, коллекция представляла из себя полный набор древнейших шахмат Центральной Азии.

Уникальная находка помогла уточнить датировку отдельных шахматных фигур, разбросанных по разным музеям Европы и Америки, явилась серьезным аргументом в пользу теории о зарождении шахматной игры в виде военного сражения двух армий.

– А где же зародилась шахматная игра?

На этот вопрос компетентно ответил, конечно, академик Юрий Буряков. После своей счастливой находки ученый много времени отдал изучению истории шахмат, интересоваться его мнением в этой области и консультироваться с ним в связи с новыми находками стали музеи и известные специалисты. И вполне закономерно, что нашего ученого стали приглашать и на международные конгрессы по истории шахмат.

– Некоторые ученые родиной шахмат считали Китай, – начинает вводить в курс дела академик Ю. Буряков. – Древнейшие письменные источники этой страны сообщают о священных играх и гаданиях, напоминающих шахматы. Основой там были круг, магическое зеркало и двенадцать фигурок-дощечек, светлых и темных, олицетворяющих звезды и планеты. В начале игры дощечки бросали, как кости. Очки символизировали «волю неба». Последующие ходы осуществляли встряхиванием. Новые «позиции» определяли судьбу человека. Древние индийские игры, проходившие также с участием божеств, по составу фигур были ближе к шахматам и олицетворяли военные сражения. Одной из ранних предшественниц шахмат была игра вперегонки – аштапада. Играли вчетвером на доске, имевшей, как и в шахматах, шестьдесят четыре поля. У каждого игрока была только одна фигурка – ратха, а еще – «воля богов». Движение фигур определялось с помощью игральных костей, которые выражали волю неба или судьбу – карму.

Развитием аштапады и дальнейшим шагом к шахматам стала индийская чатуранга. Она представляла из себя настоящее сражение четырех армий, в состав которых входили почти все будущие фигуры шахматной игры – правитель, всадник на коне, боевой слон, боевая колесница – ратха и пехотинцы. Игра велась до полного уничтожения армии противника. В шахматах четыре армии сливаются в две, имеющие тот же состав фигур. Один из королей превращается в советника, удваивается количество пехотинцев.

– А в чем еще шахматы отличаются от чатуранги?

– Это отличие принципиальное. В чатуранге передвижение фигур подчинено количеству очков, выпавших от игральных костей и определяющих «волю богов» или судьбу. В шахматах нет никаких очков, разум и воля игрока раскрепощены, он по своему усмотрению использует мощь фигур. Идеологическая основа игры становится качественно иной.

– Где же сформировалась шахматная игра в ее современном виде?

– Есть все основания считать, что таким местом была Центральная Азия и, в частности, древняя узбекская земля. В Маверауннахре, междуречье Амударьи и Сырдарьи, шахматные фигурки довольно часто находят под развалинами домов, во дворах ремесленников и даже в банях. Это является убедительным свидетельством популярности шахмат в самых широких слоях населения. В них играли все – от высокопоставленной знати до ремесленника. Не случайно, что такое состязание умов назвали «игрой дворцов и базаров». Подтверждают вывод и находки фигурок не только из слоновой кости, но и из самых простых материалов: ребра домашних животных, керамики, стекла, металла.

– Сторонники гипотезы происхождения шахмат в Индии связывают игру с буддизмом и объясняют ее распространение деятельностью буддийских монахов. Как вы относитесь к этому?

– Это противоречит фактам. Идеологию буддизма отличают уход от активной борьбы и сосредоточенность на самосовершенствовании. При раскопках буддийских храмов, следует отметить, археологи редко находят шахматные фигурки. Предпосылкой для возникновения и развития этой игры в раннем Средневековье, убежден я, стало распространение идеологии зародившегося на берегах великой центральноазиатской реки Амударьи зороастризма, религии вечной борьбы двух начал – Добра и Зла. Активными же распространителями шахмат прежде всего были купцы из древних центров цивилизации на Великом шелковом пути – Самарканда, Бухары, Хивы и других городов нашего края, основавшие свои колонии и представительства по всему Востоку, включая территорию юга Сибири и Китая, а на западе – вплоть до Египта. Еще в XIX веке специалисты обратили внимание на шахматные наборы монголов, тувинцев, бурят, в которых были фигуры львов, кабанов, верблюдов и сюжетные композиции с человеческими фигурками. В монгольских наборах тигро-львы изображали ферзей. В названные регионы эти фигурки с торговыми караванами попали еще в доисламское время и сохранились в местных условиях при отсутствии запрета на изобразительные сюжеты.

– А как шахматы из Центральной Азии попали в Европу?

– В Европу шахматы попали, считаю я, минуя Византию. Произошло это благодаря болгарам, переселившимся со своей прародины – Поволжья. С этим краем, как известно, Самарканд, Бухара и Хива в течение многих столетий имели тесные экономические связи. Подтверждением служит староболгарская книга «Кормчията», датированная X веком. Ее автор употребляет заимствованное из восточных языков слово «шахматы» – «шаху смерть», а не их византийское наименование «затракион». Через Поволжье шахматы попали и в Древнюю Русь.

Дорогами Великого шелкового пути к началу IX века шахматы достигли крайнего запада Европы – Испании. В Кастилии, свидетельствуют исторические источники, в шахматы играли король Альфонсо X, его супруга Виоланта, придворные кавалеры и дамы, солдаты и монахи, вельможи и крестьяне, мусульмане, христиане и иудеи.

Польский писатель Ежи Гижинский в книге «С шахматами через века и страны» спрашивал, удастся ли нам доказать когда-нибудь, что дата возникновения шахмат относится к более ранним временам. Ответ на этот вопрос дали раскопки узбекских археологов. Их исследования открыли и многие другие загадки игры интеллектуалов.

Эпоха Ренессанса в Западной Европе для шахмат стала временем дальнейшего обновления и внесения в их правила изменений. В 1851 году в Лондоне состоялся первый международный турнир шахматистов. Началась новая эра развития шахматной мысли. В нее свой вклад вносят и узбекистанцы. В 2004 году семнадцатым чемпионом мира в этом виде спорта стал наш соотечественник Рустам Касымджанов.

Талант Рустама Касымджанова проявился рано. В десять лет он становится чемпионом Узбекистана, в пятнадцать лет – чемпионом Азиатского континента, а в двадцать четыре года – чемпионом мира. Свои бойцовские качества Рустам подтвердил и в 2010 году – он был удостоен золотой медали XVI летних Азиатских игр.

Рустам Касымджанов своими победами и вкладом в развитие шахматной мысли доказал, что он достойный наследник великих предков узбекского народа – аль-Хорезми, Ахмада Фергани, Беруни, Ибн Сины, Мирзо Улугбека... Знаменательно, что Рустам Касымджанов за выдающиеся достижения в области шахмат удостоен ордена, носящего имя великого полководца и государственного деятеля Амира Темура. Наш предок славился мастерством и в шахматной игре. Темуру, утверждают историки, принадлежит честь усовершенствования игры интеллектуалов.

В Узбекистане, как и многие века, шахматы продолжают пользоваться исключительной популярностью. Подрастает новое поколение чемпионов в игре интеллектуалов.

 

ТАШКЕНТ – МЕСТО ВСТРЕЧИ ВЕКОВ

Совершить в столице Узбекистана путешествие сквозь столетия – не фантастика. Даже не потребуется выручающая писателей машина времени. Для такого вояжа в Ташкенте достаточно посетить уникальное научное учреждение – Институт востоковедения Академии наук Узбекистана. Образно и в мельчайших деталях погрузиться в бездну времени помогают собранные в одном месте изумительные творения человека – каллиграфические книги. Самой древней из них свыше тысячи лет.

Сокровенное место этого научного центра – хранилище манускриптов. Здесь в особых климатических условиях сберегается бесценное духовное достояние узбекского народа – наследника 2500-летней непрерывной традиции письменной и книжной культуры. Мой гид в глубины истории – вице-президент Академии наук республики, директор института Бахром Абдухалимов.

– В фонде рукописных книг сохраняется более 26 тысяч экземпляров, – начинает вводить меня в курс дела Бахром Абдурахимович, – еще имеется свыше 39 тысяч печатных книг на арабской графике. Фонд постоянно пополняется редкими книгами. По количеству, разнообразию тематики и научной значимости собрание рукописей института – одно из крупнейших и ценнейших в мире. Это и послужило для ЮНЕСКО основанием включить его в 2000 году в Cписок всемирного культурного наследия, а в 2009 году при содействии названной авторитетной международной организации правительство Королевства Саудовской Аравии выделило для улучшения условий хранения и реставрации нашего рукописного фонда грант на 361 тысячу долларов.

ЮНЕСКО поддержало и работы по реализации гранта. Тщательную экспертизу технического состояния условий хранения и реставрации рукописных книг провел консультант ЮНЕСКО, сотрудник Союза музеев Франции, эксперт международного класса Антонио Мирабиле. До Узбекистана он занимался вопросами сохранения и восстановления старинных книг в Бразилии, Йемене, Египте, Монголии и ряде других стран.

– Изучение ташкентского хранилища восточных рукописей, – поделился со мной впечатлением Антонио Мирабиле, – выявило его сильные и слабые стороны. Хочу отметить хорошо организованную систему безопасности хранения этого не имеющего аналогов собрания восточных манускриптов.

Само собрание рукописей представил мне уже названный профессор Бахром Абдухалимов. Кстати, его диссертация на звание доктора исторических наук была посвящена деятельности ученых из Центральной Азии в «Доме мудрости» – своеобразной академии наук Востока в период IX – XI веков в Багдаде.

– Выходцы из нашего края, получившие начальное образование на родине, имели возможность совершенствоваться в науках в Багдаде, и их труды стали крупным вкладом в достижения цивилизации, – пояснил профессор Абдухалимов. – В эпоху Ренессанса книги ученых Востока были переведены на латынь и другие европейские языки, легли в фундамент мировой сокровищницы знаний.

На примере работавших в Багдаде пятнадцати ученых, выходцев из Центральной Азии, Бахром Абдурахимович в своей диссертации аргументированно показал вклад наших земляков в развитие естественных наук. Среди этих ученых были ныне всемирно известные Абу Абдуллах Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми иАбу-ль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад аль-Фергани. Уроженцу Хорезма человечество обязано формированием и развитием арифметики и алгебры, введением в научный обиход десятичной позиционной системы исчисления, которая получает широкое распространение во всем мире. С именем аль-Хорезми в науку вошли ныне всем известные термины «алгебра» и «алгоритм». По трактату аль-Фергани «Элементы астрономии» велось преподавание этой науки в университетах Европы.

Некоторые труды выдающихся уроженцев древней узбекской земли профессор Абдухалимов показал мне во время посещения хранилища рукописных книг. В этом помещении всегда соблюдаются определенный температурный режим и влажность. Вход сюда ограничен. При особой необходимости разрешен, как в клинике, в белом халате.

На узбекской земле в средние века тиражирование книг путем переписки представляло собой довольно крупную отрасль производства. Она была призвана пополнять книгами библиотеки правителей, мечетей, домов знатных людей. Для отдельных библиотек, как свидетельствуют исторические источники, ежегодно переписывалось по 18 тысяч книг. Некоторые библиотеки рассылали по странам агентов, которые скупали новинки. В крупных городах Центральной Азии число библиотек общественного пользования, как писал известный средневековый географ Йакут, превышало десяток. Из них ученые могли брать на дом, не внося залога, и держать у себя сразу до двухсот весьма дорогостоящих экземпляров. В европейских библиотеках того периода, свидетельствуют историки, книги во избежание похищения предпочитали приковывать цепями.

Время не пощадило книжные богатства библиотек нашего края. Войны, пожары, землетрясения, наводнения и другие бедствия нанесли непоправимый урон. Чудом уцелевшие экземпляры собирают ученые.

Для этого приходится даже организовывать специальные экспедиции в затерянные в горах селения. Собранные книги даже по отдельным уцелевшим страницам трудов авторов минувших веков и составили уникальный фонд.

– Сохраняемые здесь раритеты охватывают все отрасли науки и литературы Средневековья и написаны на фарси, урду, пушту, узбекском, арабском, таджикском, азербайджанском, турецком, татарском, туркменском, уйгурском и других языках народов Востока, – сообщает Бахром Абдурахимович. – Эти раритеты имеют важное значение для изучения истории Узбекистана и соседствующих с ним государств Центральной Азии, а также арабского Востока, Афганистана, Индии, Ирана, Китая, Пакистана, Турции.

Мне удалось увидеть отдельные редкие фолианты и некоторые документы минувших веков. Бережно сохраняются труды основоположника научной медицины Абу Али ибн Сины, выдающегося ученого-энциклопедиста Абу Райхана Беруни, основоположника узбекской литературы Алишера Навои. Сохраняются не только труды, но и документы, письма. Среди них составленный по поручению великого поэта «Сборник писем». Он подготовлен в основном из адресованных Навои писем. Это собрание имеет исключительный интерес не только ввиду своей уникальности, но и потому, что характеризует культурные интересы составителя и той среды, к которой он принадлежал.

В числе сохраняемых раритетов – произведения классиков восточной литературы – Омара Хайяма, Рудаки, Фирдоуси, Хосрова Дехлави, Фузули, Саади Ширази, Фаридаддина Аттара, Джалалиддина Руми, Низами, Абдулкадира Бедиля.

Самые уникальные книги хранятся в отдельной витрине под стеклом. Среди них список Корана IX века, переписанный почерком куфи. Здесь же представлены книги Алишера Навои, выдающихся ученых древней узбекской земли Абу Али ибн Сины и Абу Райхана Беруни. Имя последнего носит институт, а памятник этому корифею науки возвышается перед входом в исследовательский центр. Их вклад в науку велик. Беруни был предложен изящный способ определения длины градуса земного меридиана. Ошибка в вычислении составила всего 620 метров. Ученый из Хорезма, где его именем назван город, построил также первую в мире модель земного шара – глобус, внес свой вклад в геологию и другие отрасли естественных наук. Труд основоположника научной медицины Ибн Сины «Канон врачебной науки» стал настольной книгой для двадцати поколений врачей, и в течение шести столетий по нему велось преподавание медицины во всех старейших университетах Европы.

Сотрудники института не только бережно сохраняют редчайшие фолианты, но и большое внимание уделяют их реставрации с учетом опыта зарубежных коллег. И в этом деле узбекские специалисты получают ощутимую помощь со стороны ЮНЕСКО. Упоминавшийся Антонио Мирабиле не только обследовал условия хранения старинных книг, но и показал мастер-класс по их «лечению». По его же рекомендации для реставрационной лаборатории института были заказаны и получены из Италии реактивы и специальное техническое оборудование. Среди приобретений новейшая аппаратура для точного соблюдения температурного режима в хранилище, стол с безопасной для манускриптов системой освещения, прибор для измерения кислотности бумаги рукописей, техника для микрофильмирования.

Из Японии была доставлена специальная, особой прозрачности, бумага. Она обеспечит прочтение текстов в поврежденных местах реставрированной рукописи.

Я, конечно, воспользовался возможностью понаблюдать за ювелирной работой реставраторов. Такой случай представился во время посещения Ташкента экспертом ЮНЕСКО – Марко Ди Белла, под руководством которого был проведен пятнадцатидневный тренинг для узбекских реставраторов. Они же имели возможность еще пройти сорокадневную стажировку в Центре по изучению ислама имени короля ал-Фейсала Королевства Саудовской Аравии.

Реставрация книги дело совсем не простое. Не только из-за бумаги – такой сейчас не вырабатывают. Из положения имеется выход – использовать чистые листы из старинных рукописей. Их производство было непростым делом. Ремесленники, занятые изготовлением рукописных книг, имели узкую специализацию. В коллективном труде участвовали бумажных дел мастера, переписчики текстов – каллиграфы, оформители рукописи, художники-миниатюристы и художники-переплетчики. Важную операцию выполнял мастер по лущению бумаги – мухракаши. Каждый из мастеров стремился достигнуть в своей профессии совершенства. Неудивительно, что созданные ими шедевры каллиграфии сохраняются веками и поражают своей красотой. Уместно напомнить, что само слово «каллиграфия» означает буквально «прекрасное письмо». Отреставрированные книги поступают в распоряжение ученых. Изучение рукописных источников – не менее кропотливое дело. В этом активное участие принимают исследователи из многих научных центров. Регулярно проводятся международные конференции. В таких форумах участвуют наряду с учеными Узбекистана востоковеды Японии, США, Франции, Германии и других стран.

– Если раньше внимание участников конференций преимущественно привлекали отдельные манускрипты, то теперь в центре внимания все больше оказываются исторические документы, – сообщил мой собеседник, профессор Абдухалимов. – Их изучение наряду с рукописями позволяет глубже и точнее воссоздать прошлое Центральной Азии. Для того чтобы наш фонд стал доступнее для всех интересующихся историей и культурой Востока, мы начали его перевод в электронную форму. О сканированных рукописях информация регулярно поступает на наш сайт в Интернете, и все заинтересованные конкретным произведением или документом смогут их получить в электронной форме. Проект проведенных в Институте востоковедения работ по хранению редчайших рукописных книг завершен. Его частью стало и издание специального путеводителя по уникальному фонду.

 

Журнал «Звезда Востока»,

№ 1, 2022 г.





Другие материалы рубрики

23.04.2022 / 21:48:12

Философия искусства. Марина БОРОДИНА. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Оглядываюсь и вижу очень близко, за стеклом окна, Ташкент 70-х – 80-х годов. Вот же оно, время вдохновенных удивительных архитектурных идей восстановления города после разрушительного землетрясения 1966 года! Для многих читателей это далекое и неизвестное время. Далее...

18.04.2022 / 10:46:55

Вдохновенный апрель в ЛТО "Данко"

Апрель, действительно, объединяет. Он снова собрал 12-го числа в стенах музея-квартиры композитора Сулеймана Юдакова активистов ЛТО "Данко". Далее...

06.04.2022 / 12:16:57

Афоризмы Семена Альтова о нас с вами

Семён Теодoрович Альтов (при рождении Альтшуллер) — советский и российский писатель еврейского происхождения - сатирик, сценарист, режиссёр. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Далее...

06.04.2022 / 12:05:56

И снова весна за окном

Мне захотелось подробнее остановиться на творчестве узбекской советской поэтессы, народной поэтессы Узбекистана Зульфие Исраиловой, стихи которой нам известны просто под именем Зульфия, потому, что одна из заявленных тем на данную встречу была весна. Далее...

31.03.2022 / 15:50:40

Достигнута договоренность о создании книги-альбома, посвященной прижизненым рукописям Алишера Навои из собрании Национальной библиотеки Таджикистана

Сегодня в Душанбе состоялась встреча председателя Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана с директором государственного учреждения "Национальная библиотека Таджикистана". Далее...





07.10.2024 / 16:09:14
Захватывающий спектакль в истории "Других Зверей" случился 4 октября в Казахстане - в г. Арысь (Южно-Казахстанская область).
 
05.10.2024 / 14:04:56
Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои с гордостью участвует в международном фестивале "Turkiye kultur yolu festivali", который проходит в эти дни в Турции
 


17.09.2024 / 20:34:56
Была организована экскурсия по кино концерну "Узбекфильм", включающая посещение павильонов
 
17.09.2024 / 10:39:18
В столичном клубе "Интеллектуал" в библиотеке им. А.Навои прошел показ документального фильма "Судьба как эпоха"
 


03.10.2024 / 12:17:09
Солисты фонда Владимира Спивакова приехав в Узбекистан дали концерт вместе с камерным оркестром "Туркистон" в Большом зале Государственной Консерватории Узбекистана
 
02.10.2024 / 15:32:49
"М.И.Глинка, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков – три богатыря русской музыки"
 


04.10.2024 / 13:05:12
В Санкт-Петербурге состоялась презентация туристического потенциала Узбекистана в рамках проекта "Road show"
 
03.10.2024 / 13:49:41
Узбекистан в рейтинге развития туризма
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте