Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
10.03.2016 / 16:15:21

Дина Рубина: Большой привет Ташкенту и ташкентцам! Эксклюзивное интервью Дины РУБИНОЙ сайту KULTURA.UZ


Писатель Дина Рубина часто радует своих почитателей новыми произведениями. И каждый раз, когда из печати выходит новое произведение, это становится событием, о нем говорят, спорят читатели, рассказывают журналисты и пишут литературоведы. Наряду с другими книгами, быстро ставшими бестселлерами, особенно впечатляет роман о Ташкенте «На солнечной стороне улицы». Многие считают, что на сегодняшний день это лучший из написанных о Ташкенте романов. Писательнице удалось воссоздать необычную цивилизацию, стихийно выросшую на благодатной южной почве в результате разрушительного бедствия – войны, заставившей сняться с насиженных мест многих и многих людей cамых разных по национальности, по своим мировоззренческим ценностям, по багажу знаний, носителей разных культур. На удивительной ташкентской земле это нашествие вылилось в особый, не похожий ни на что, разнообразный и причудливый мир, сумевший остаться свободным в условиях тогдашней несвободы. 

«Мы меньше боялись… Может, солнца было много, а в нем ведь, как теперь выясняется – серотонин содержится, да? – ну, тот гормон, что лечит страх, облегчает сердце…» - цитирует Дина Рубина свою маму в романе.

Роман выходит уже миллионными тиражами. И это понятно, он захватывает с первых страниц и держит в напряжении до самого окончания. Перед нами проходит целая галерея чудаков и гениев, преступников и героев, колоритные персонажи населяют воссозданный на страницах книги залитый щедрым ташкентским солнцем мир: восточные базары и барахолки, пристанища художников , библиотеки, знаменитые и по сей день музыкальная школа и художественное училище и тенистые дворики, где шла повседневная жизнь… 

Вот в этом городе Дина Ильинична родилась и выросла в семье одного из лучших художников Узбекистана Ильи Давидовича Рубина. Получила здесь музыкальное образование, но тем не менее, стала писателем, имя которого не сходит с газетных, журнальных полос, растёт число поклонников в интернете.
Очень впечатляют страницы, повествующие о большой заботе узбекистанцев о жизни и судьбах эвакуированных людей. И что особенно примечательно, работа над романом шла более четверти века.


И вот мы в уютном доме в Мевасерет Ционе, крошечном городке на подступах к Иерусалиму. Его украшают прекрасные картины, созданные супругом Дины Ильиничны, очень талантливым художником Борисом Карафёловым, который с большим вкусом оформляет большинство её книг.

Она было очень рада скромным подаркам из Ташкента – вкусной узбекской лепешке и книге «Узбекистан – наш дом родной» в которой есть портрет писательницы, созданный ее отцом Ильей Рубиным.

 


Эксклюзивное интервью Дины РУБИНОЙ сайту KULTURA.UZ


- Дина Ильинична, ваши книги очень любят в Узбекистане. Я очень рад, что у меня есть счастливая возможность побеседовать с вами. Ваш роман о Ташкенте очень впечатляет, без волнения его читать невозможно, вы его писали, можно сказать, полжизни. Хотелось бы знать, когда и как возникла идея его создания?


- Да, писала на протяжении 26 лет. Написание романа – процесс трудоемкий, подспудный, особенно, когда речь идет о воссоздании образа родного города. А Ташкент - очень знаковый город, очень серьёзный город, это магма, которая здесь кипела полтора столетия. Уже во времена завоевания Туркестана здесь было очень интересно; здесь создавалась отдельная порода людей, ташкентцев. Я давно, еще в молодости стала подспудно думать о будущем романе, естественно, у меня были какие-то заметки, писатель всегда что-то пишет, всегда обобщает какую-то канву своей жизни. Все собиралось, главное - возник образ главной героини. Долго, долго обдумывала сюжет… И всё это длилось до того момента, когда однажды, возвращаясь домой после очередной творческой встречи где-то в Кармиэле, я вручаю водителю автобуса мятую купюру и говорю ему «в Ташкент». Вот тогда я поняла, что настало время серьёзно работать, вплотную…стала собирать образы нужных мне людей, моих современников, своих земляков. Так стал создаваться Ташкент через очень и очень разные воспоминания разных людей.


- Как вы пишите в своей биографии, с волной эвакуации в Ташкенте оказалась ваша мама. Она вам немало рассказала о нашем городе периода войны…


- Да. С волной эвакуации в Ташкенте оказалось очень много людей. Совсем молодая, 17-летняя моя мама - с эвакуацией, а папа – демобилизовавшись из армии после войны. Потом мама поступила в Среднеазиатский госуниверситет (САГУ), где преподавали московские, ленинградские профессора. И это было замечательное образование. Папа после демобилизации с фронта вернулся в Ташкент, к родителям. Я из потомства эвакуированных, мы выросли на их рассказах, их жизненном опыте. Ташкент был тем местом, где спрессовалось многое. Есть такое понятие у геологов – гомада, то есть, горячие камни. Все великие цивилизации формировались именно на пластах такой вот породы. Я считаю, что мощная культурная, социальная, духовная жизнь ташкентской интеллигенции взошла и долго кипела на такой вот гомаде.


- Но ведь в определённой степени все это стало возможным благодаря местному населению, которое так много сделало для спасения эвакуированных.


- Именно! Я хотела бы подчеркнуть душевное тепло узбекского народа, который принял и обогрел толпы, тысячи нищих беженцев войны. Папа вспоминал, что когда он вернулся с войны молодым лейтенантом, сразу с поезда отправившись по определённому адресу искать своих родителей, он заблудился, попав в сеть каких-то улочек. Постучался в одну калитку, к нему вышел пожилой узбек, объяснил дорогу, велел подождать и через минуту вернулся с пиалой холодной воды и куском хлеба, сказав: «ты устал, сынок, попей». Об этом отец вспоминал всю жизнь с глубокой благодарностью. И я не знаю, где ещё, в какой республике так отнеслись бы к эвакуированному человеку в период войны. Это было не только гостеприимством, это было проявлением высокого качества души узбекского народа.


- У вас в романе «На солнечной стороне улицы» так много фактов о том времени, столько интересных героев. Как вам удалось создать такую живописную галерею главных героев?

- Я родилась в Узбекистане, где прошли моё детство, юность. Я прожила там 30 лет. И скажу снова, что любой писатель аккумулирует не только свои воспоминания. У меня была задача создать образ Города с большой буквы. Знаете, у замечательного английского писателя Лоренса Даррелла есть роман «Александрийский квартет». Это тетралогия из четырёх романов. В каждом из них сюжет поворачивается с новой стороны. Действие происходит в египетской Александрии. И писатель называет её Городом, с большой буквы. Чего там только нет, в этой Александрии Даррелла…Однажды я познакомилась с человеком, который несколько лет жил в Александрии, трудился там на дипломатическом поприще. Спросила у него, ну как вам этот город? Он пожал плечами, сказал – да так себе восточный городишко. Понимаете, писатель создаёт мифы о городах. Вот так я пришла к созданию Ташкента таким, каким его видела я, каким его увидят читатели, мои земляки, мои современники.

Мне кажется, что это удалось. Во всяком случае, роман бесконечное количество раз издавали. Он выходил полуторамиллионным тиражом и уже экранизирован. Вместе с тем это образ Города, который мы оставляем, Города, с которым мы расстаёмся.

- Я думаю, что у этой книги впереди очень долгая жизнь. Скажите, пожалуйста, образ главной героини , очень талантливой художницы Веры Щегловой, в определённой степени собирательный?

- Да, это образ собирательный, образ женщины, погруженной в искусство, в себя, взращенной плотным горячим воздухом Ташкента. Образ девчонки, выросшей в ташкентском дворе и ставшей ярким творческим человеком, человеком с большой буквы. Это по сути дела собирательный образ ташкентца.
Мне приходиться встречаться с ташкентцами на творческих встречах, которые проходят в различных городах мира. И непременно ко мне подходит кто-то из бывших ташкентцев, или пишет записку из зала. И я поддерживаю отношения с многими. Ташкентцы, можно сказать, уникальные люди по степени стойкости, готовности ввинтиться в жизнь, подставить руку, сердце, плечо, помочь кому в чём нужно, с учётом обстоятельств быть энергичными, полезными, активными. Я бы сказала, что это доминанта Ташкента, необычного города в Средней Азии.

- В каких ещё ваших произведениях возникает тема Ташкента?

- После романа «На солнечной стороне улицы» я написала ряд новелл, в которых есть Ташкент, такие новеллы, как «Бабка», например, «Душегубица», «Цыганка»…Повесть «Камера наезжает!». У меня есть целая книга «Окна», сделанная в соавторстве с моим мужем, художником Борисом Карафёловым. Там представлены 9 моих новелл и его 54 картины. К примеру, «Дорога домой», - новелла о том, как ночью я сбежала из лагеря на Чимгане. Там как раз я описываю природу предгорья, замечательное ташкентское небо, запахи трав…Благодарю судьбу за то, что я выросла в этой благодати. Юг даёт человеку благословение теплом. В романе «На солнечной стороне улицы» одна из ключевых фраз звучит так: «Мне до сих пор тепло, благодарение Создателю».

- Думаю, что всем будет интересно узнать, над чем вы сейчас работаете.

- Я совсем недавно закончила очень большой роман-трилогию «Русская канарейка», в центре которого блистательный контратенор, он же израильский разведчик. Это огромное- огромное полотно. Потом я написала цикл рассказов «Медная шкатулка», где целая россыпь человеческих судеб. Сейчас работаю над небольшой повестью, не буду вдаваться в подробности. На очереди большой роман из современной российской жизни.


- И в заключение нашей беседы хотелось бы, чтобы прозвучали ваши пожелания в адрес ташкентцев, которые так любят вас и ваше творчество…


- Я очень надеюсь, что приеду в Ташкент в обозримом будущем. Меня приглашают выступить перед моими читателями. Вот там я все и скажу, я надеюсь на это. А пока - большой привет Ташкенту и ташкентцам!


БОРИС БАБАЕВ, KULTURA.UZ

Ташкент - Иерусалим - Ташкент





Другие материалы рубрики

07.03.2016 / 09:32:53

В РЦНК в Ташкенте подведены итоги Республиканского конкурса "Лев Толстой в моей жизни"

В РЦНК в Ташкенте были подведены итоги Республиканского конкурса по русскому языку "Лев Толстой в моей жизни", организованного Представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан с 25 января по 25 февраля 2016 года. Далее...

05.03.2016 / 00:29:24

День памяти Анны Ахматовой и Сергея Прокофьева отметили в "Мангалочьем дворике А. Ахматовой"

Два выдающихся деятеля русской культуры – поэт-"летописец эпохи" Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) и один из наиболее значимых композиторов XX века, пианист, дирижёр и педагог, профессор Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891- 1953) — ушли в один знаменательный день – пятого марта. Далее...

20.02.2016 / 17:48:48

Правила жизни Умберто Эко

"Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРАВОТА, и хотя бы в этом я прав" Далее...

10.02.2016 / 03:07:55

"Родина детства, храни тебя Бог от метелей…" В оглавлении поэтических сборников Александра Файнберга вместо привычных заголовков иногда стоят цифры – 1941, 1942, 1943, 1952

В оглавлении поэтических сборников Александра Файнберга вместо привычных заголовков иногда стоят цифры – 1941, 1942, 1943, 1952. Отчасти они узнаваемы. Далее...

08.02.2016 / 18:33:16

Презентация проекта "Zamonaviy garmoniya" в Государственной консерватории Узбекистана

В рамках программы по поддержке культуры и искусства, Швейцарское бюро по развитию и сотрудничеству , действующее в Узбекистане с 2002 года, на основании двухстороннего договора между Правительством Республики Узбекистан и Швейцарским Федеральным Советом, объявило конкурс, победитель которого будет иметь возможность получить грант для осуществления своего проекта. Далее...





13.08.2019 / 20:39:01
ВЫСТАВКА ART POSTER
 
12.08.2019 / 17:58:44
В ТАШКЕНТЕ ВПЕРВЫЕ ПОКАЖУТ СРАЗУ ДВА ДРЕВНЕЙШИХ КОРАНА
 


15.08.2019 / 16:34:51
Мифы Зальцбурга. Главные оперные премьеры года. Часть 2. Женщина в черном
 
14.08.2019 / 20:29:04
Мифы Зальцбурга. Главные оперные премьеры года. Часть 1
 


17.08.2019 / 14:11:02
Концерт камерного оркестра "Туркистон"
 
13.08.2019 / 13:48:45
Digital Concert Hall
 


10.08.2019 / 21:13:12
Вот в чём фокус…
 
04.08.2019 / 21:44:58
Незабываемые интервью. О чем мы говорили с великим Иосифом Кобзоном перед концертом в бывшем ташкентском ОДО, перед отлетом в Кабул
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2019 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте