Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
19.03.2022 / 11:16:12

АЛИШЕР НАВОИ –МЫСЛИТЕЛЬ И ПРОЗОРЛИВЫЙ УЧЁНЫЙ


Эпоха, в которой жил и творил великий поэт и мыслитель Алишер Навои, была эпохой великих открытий. Следует отметить, что крупнейшие открытия происходили и в области мышления человека. Ренессанс Герата оказал влияние на рост и развитие культуры и искусства, а также на все жанры художественной литературы, ибо Ренессанс – это и есть художественное мышление.

Творчество поэтов Востока проявляется прежде всего во всеобщности идей и целей, и одними из особенностей, вводящих их произведения в единое русло, считаются человеколюбие и гуманизм. Эту идею они мастерски выражали и одним бейтом (двустишием), и крупными монументальными произведениями. Алишер Навои своим бейтом

Одами эрсанг, демагил одаме,    

Оники йўқ халқ ғамидин ғами.

 

Если ты есть человек, не считай человеком того,

Кто равнодушен к горю народа -

 

ясно выразил суть восточного Возрождения.

В эпоху Алишера Навои в Герате появились и творили представители разных направлений науки, искусства, культуры. Особенно здесь следует назвать имя видного живописца, мастера великолепного миниатюрного искусства, возвеличенного именем «Рафаэль Востока», – Камаледдина Бехзода. Возникает вопрос: была ли почва на Востоке для появления Бехзода и его школы?

Да, на Востоке и до европейского Ренессанса в художественном искусстве в жанре миниатюры создавались прекрасные произведения. Так,  можно назвать цикл миниатюр под названием «Меърожнома» (Вознесение в небеса), где изображено вознесение пророка Мухаммада (мир ему) в небеса, к Аллаху,  также другие события того времени. Это свидетельствует о том, что уже в ту пору в живописи складывались реалистические отношения в изображении событий жизни.

Развитие изобразительного искусства оказало своё влияние на художественную литературу, а также лингвистику. В качестве примера можно назвать поэму Навои «Фархад и Ширин», в которой говорится, что в связи с болезнью царевича-наследника было построено четыре дворца, и в этих дворцах было воплощено отражение красот и прелестей четырёх времен года. Царевич Фархад возле реки «Бахр ул-хаёт» (Океан жизни) и бассейна «Нахр ун-нажот» (Река спасения) из горных скал строит дворец, а внутри дворца на стенах рисует образ своей возлюбленной Ширин.

Алишер Навои обладал богатой библиотекой, в стенах которой хранилось много ценных произведений мыслителей Востока. В этот «дом мудрости» - «дом друзей книг» он приглашает знаменитого ученого-историка Мирхонда для написания правдивого произведения по истории. Учёный напишет семитомную хронику, посвященную истории государственности Востока. В процессе подготовки данного многотомника, получившего название  «Равзат ус-сафа» («Бассейн наслаждения»), учёный приезжает в дом к Навои, в Унсию и пользуется его библиотекой. Драгоценные книги, рукописи с золотой отделкой в библиотеке Навои хранились в кожаных и фарфоровых сундуках. Внук Мирхонда Гиясиддин Хондамир с двух лет вместе с дедом посещал дом Навои, а когда уже стал взрослее, также пользовался этой библиотекой, знал её от и до. Первым заведующим библиотеки был Султанмурод Наккош, назначенный царевичем Бадиуззамоном Мирзо. Впоследствии заведовал Хондамир, который все свои произведения написал именно в этой библиотеке.

По сведениям историков того времени можно узнать, что в Герате для одного из темуридских царевичей была слеплена фарфоровая посуда – ваза для цветов. Для её создания были привлечены мастера тридцати двух профессий, работавших под руководством Ходжа Али Куляла. Это событие также свидетельствует, что в то время в совершенстве были развиты многие виды ремёсел.

В «Макарим ул-ахлак» («Возвышенное поведение») рассказывается, как из Европы в дар правителю Герата был привезен сундук с устройством, показывающим время суток. Султанмурод Наккош, подобно этим часам, создал свои сундучные часы. На его сундуке был изображен человек, в руке которого была ногора (барабан), на барабане – часы, а человек, державший в руках палки, ровно в час бил по барабану один раз, в два часа – естественно два раза… Эти часы и фарфоровые сундуки также хранились в библиотеке поэта. 

Успешное и своеобразное развитие прикладного искусства в Герате оказало непосредственное влияние на художественную литературу. Об этом свидетельствует и вышеприведённый рассказ из поэмы «Саъбаи сайёр» («Семь планет»), в котором говорится, как Зейд Заххаб, чтобы понравиться царю, изобрёл самодвигающийся трон (нынешний эскалатор), состоящий из восьми ступеней. Это показывает степень развития прикладного искусства и органическую взаимосвязь его с искусством художественного слова.

Развитие и взаимовлияние культуры, искусства и литературы привело к формированию огромного культурного процесса. В этом целостном процессе мы видим великого поэта-мыслителя Алишера Навои как художника, архитектора, музыканта, учёного с глубокой научной фантазией. В частности, во второй поэме непревзойденной ““Хамсы” (“Пятерицы”) -  «Фархад и Ширин» есть такие строки:

Ғаройиб кўп ҳувайдо бўлғусидур,

Бас анда шакл пайдо бўлғусидур...

 

Кўрунуб ҳар замоне кўзга бир шакл,

Кўз олғоч бўлғусидур ўзга бир шакл!

 

Чу бўлди жилвагар ошкор юз навъ,

Анга ҳам бўлғуси тимсол юз навъ!

В подстрочном переводе это звучит так: “Появляется много непредвиденных изображений, Наконец они приобретают форму. Каждый миг на экране появляется какое-либо изображение, Отведёшь глаз – появляется другое! ... Играют на экране сто изображений,  И выражают они собой сто символов!”

В этих строках Алишер Навои описал "оинаи джахоннамо" («зеркальце, отображающее мир»), то есть телевидение, которое сегодня - по прошествии веков - стало одним из незаменимых бытовых средств современной жизни. Да, Навои именно таким представлял это устройство, которое было описано ещё в древних легендах и также носило название "оинаи джахоннамо". В поэме принц Фархад, глядя в зеркальце, видит образ прекрасной армянской принцессы Ширин, которая очаровывает его.

Обратим свое внимание на конструкцию современного телевизора. Как известно, на экране телевизора кадры меняются 24 раза за одну секунду, благодаря чему появляется живое изображение. Если предположить, что отображаемые формы есть кадры, то в процессе их перемещения появляются яркие живые изображения, т.е. цепь разнообразных обликов. В 1928 году  изобретатели Ташкента Б. Грабовский и И. Беляевский создали и успешно испытали аппарат, принимающий и передающий изображение из одного места в другое, перемещаясь с помощью электричества. Вот так столица Узбекистана страны была признана родиной телевидения.

В поэме «Сабъаи сайёр» («Семь планет») можно найти интересную информацию о роботах – одном из знаменитых изобретений XX века. В следующих бейтах дальнозоркое видение великого поэта создает человека-робота:

Бўлур дарвоза ичра ошкоро,

Темур жисмики қилмиш пайкар оро.

 

Эрур одамга монанду мушобиҳ,

Илигида темурдин ёй қилиб зиҳ.

 

Валекин ушбу пайкар рой то фарқ,

Бўлиб ўтдек темур ўрчин аро ғарқ ...

Это человекоподобное зрелище выглядело так: "Из-за ворот вышло нечто с железным телом, но с лицом, похожим на человеческое. Он был очень похож на человека, и в руке он держал железный лук с острой стрелой. Этот железный человек, завернутый с ног до головы в железо, горел изнутри".

Известный ученый-востоковед современности Бертельс, вникая в следующие гипотезы поэта об эскалаторе и лифте в этой же поэме, не скрывал своего удивления:

Поялар мақдамида бўлғай паст,

Айлагай бир-бири юзиға нишаст.

Ул секиз поя қатъ бўлди тамом,

Айлагач шоҳ ўз ерида мақом.

Яна ул поялар баланд ўлғай,

Тахтидин шоҳ баҳраманд ўлғай.

Ким, қаён  шаҳ бўлур нишотангез,

Оз ишорат била югурғай тез…

Смысл этих строк таков: «Когда Царь восходит на этот трон, ступеньки опускаются вниз и ложатся друг на друга. Как только правитель переступит все эти восемь ступенек и сядет на свой трон, ступеньки снова поднимутся высоко и выглядят как лестница. Передвигается трон по желанию царя. Достаточно небольшого намека,  и трон поворачивается в ту сторону, куда захочет посмотреть правитель».

Не трудно догадаться, что тут речь идет об эскалаторе, который был создан в Египте американским изобретателем Джесси Рено в 1892 году.

В поэме «Садди Искандари» («Стена Искандера») Навои проявляет себя как учёный-химик и изобретатель.

После завладения всемирно известным райским Самаркандом, пишет Навои,  завоеватель Александр направляет свои войска в Кашмирский край:

Чу Кашмир ҳаддига қўйди аёғ,      

Падид ўлди бир чархпайванд тоғ.

                                   

Как вступил он на территорию Кашмира,

Пред ним появилась высочайшая гора.

 

От грандиозности камней этой горы Луна отсвечивалась голубоватым блеском. Она казалась гладко построенной до неба стеной, оба конца которой были так далеки, что лучше было бы не выходить на дорогу, чем прорубить эту гору. Как замечает далее Алишер Навои:

Бу янглиғ бийик тоғ анингдекки Қоф,

Бўлиб чархдин ерга тегру шигоф.

                                   

Эта великая гора была словно Каф,          

В ней была расщелина с неба до земли.

И в этой круговерти был лишь один путь, который проходил через расщелину горы. В начале дороги, проходящей через гору, народ Кашмира построил огромные ворота. Но для скрытия этих ворот от неприятеля из каменных глыб была построена неприступная крепость для отражения врагов. Человек, увидевший эту крепость, впадал в панику… от колдовства. Внутри крепости находились две тысячи колдунов. Их целью было никого не подпускать близко к этому месту. Если кто-нибудь даже нечаянно вступал в сторону крепости, ноги его ослабевали и теряли способность двигаться,  сам же попадал в губительное состояние. Если же конь скакал в ту сторону, терялась сила его копыт...

Войско Александра, прибыв к этому месту, удивилось и оповестило об этом царя. Когда царь со своим учителем (Аристотелем), не поверив словам воинов, приблизился к крепости, учитель сказал:

Бу найранги Кашмирдур,                      

Фусунгар иши макри тазвирдур.              

 

( Это колдовство Кашмира,

И коварное дело колдунов).

 

Керак қилмоқ андин чораси,               

Ки бўлғой нигун буржи ила бораси.

 

(Надо придумать средство,     

Которое раскрыло бы все это).

Царь, осмотрительно оставив войско подальше от крепости, обращаясь к сопровождавшим его повсюду пятнадцати ученым-мудрецам, спрашивает совета, что же нужно сделать, чтобы уничтожить кашмирское колдовство.

Мудрецы просят царя не беспокоиться и дать им два дня на обдумывание, а на третий день обещают сообщить ему о своем решении. С этого момента поэмы начинается научная фантазия и исследовательская деятельность Алишера Навои-ученого. Он говорит о том, что мудрецы сначала изучили состояние и положение звёзд. Затем приготовили кузнечные и воздухопроводящие приборы, сплавляющие металл, и сами же привезли огромное количество металла. Смешав ртуть, олово и бронзу, приготовили метательный снаряд. Этот снаряд был в форме небесного шара, внутри которого была пустота. Эту пустоту заполнили порохом. В оба отверстия прикрепили два фитиля. Привязав фитиль к снаряду метательным троссом, разместили в пушку, планируя выстрелить в сторону вражеской крепости. Фитиль, находившийся внутри снаряда, загораясь в полёте, превращался в скрытое взрывающееся и разрушающее устройство. Этот уму непостижимый снаряд, как только касался земли, разрывался на куски и исчезал. В это же время раздавался оглушительный взрыв; исходивший от него яркий свет освещал всё вокруг. Затем поднимался сильный ветер и расстилался чёрный дым. Раздававшееся эхо в итоге уничтожало колдовство. Дым покрывал сажей лица колдунов. А ветер, который вдыхал в себя кто-либо, заставлял полностью забыть магию:

Ҳакимлар Искандарга тилсими ниҳонни аён қилдилар,

Ниҳон барча рамзин баён қилдилар.

                                          

(Мудрецы Александра возвестили о секретах,

Раскрыли ему весь скрытый смысл).

После этого Александр посредством созданного против Кашмирского колдовства орудия завоёвывает таинственную крепость и освобождает страну от гнета Маллу.

Если обратить внимание даже только на этот отрывок, то можно убедиться в том, как далеко вперёд ушёл Навои от науки своей эпохи и как он был близок к современному атомному оружию, космическому миропониманию.

Создавая художественный конфликт, он показывает свои глубокие знания в области химии, физики, других наук. Зная исчезновение ртути в воздухе и свойства попадания её в землю, быструю растворимость олова, а также соединяющее свойство бронзы, Навои именно из этих веществ создаёт металл. Образцом для формы снаряда служат небесные тела. Волшебство – это равномерно направляемые врагу мыслительные волны. Оглушительное эхо (ударная волна)  способно сломать любую воздушную войну. «Афан ис», т.е. зловоние (ядовитые газы), подтвержденное современной медициной, парализует мозговую деятельность. Вот так вражеские колдуны полностью забывают все выученные ими науки, что помогает Александру разбить врага, овладеть крепостью и продолжить путь вглубь страны…

Как видно, многих достижений технического прогресса, в частности, метода использования силы ветра предвидел великий поэт за несколько столетий до появления этих реалий в нашей современной жизни, что ещё раз свидетельствует о большой научной прозорливости ученого.

Таким образом, приведённые выше примеры из поэм Алишера Навои могут быть достаточными для подтверждения глубокой осведомленности великого поэта и мыслителя о всех науках, в том числе и светских, раскрывают ещё одну яркую грань его как гения. Таким непредсказуемым, своеобразным методом творчества поэт еще раз возвеличивает науку, которая приближает его к современной цивилизации:

Биликдин эрур ҳар бири бир жаҳон,    

Жаҳон ҳикмати ҳар бирида ниҳон.

 

(От знаний каждый извлечёт для себя целый мир,   

Ибо в каждом из них скрыта вселенская мудрость).

Значит, по Навои, наука и мудрость способны решать любую трудность в жизни человека и даже вдребезги разбивать крепкое колдовство:

Қилиб ҳикмат ойинига илтижо,              

Бузоли олар сеҳрини жобажо.              

 

(Обратившись к зеркалу науки, 

Можно разрушить любое колдовство).

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что многогранный культурный процесс и мудрая передовая мысль эпохи непосредственно стали важным фактором для создания Алишером Навои монументального произведения «Хамса» на тюркском языке. Он подобно пророку Ною, который в своём ковчеге спас человечество, животный и растительный мир от гибели, смог бесценными произведениями довести достижения культурного и духовного расцвета эпохи Темуридов  в Центральной Азии до следующих поколений.

Дилором Салохи,

профессор Самаркандского государственного института иностранных языков

доктор филологических наук, профессор

 





Другие материалы рубрики

18.03.2022 / 12:40:32

Новые специалисты для Нового Узбекистана

В Ташкентском филиале РЭУ им.Г.В. Плеханова для студентов 2, 3 и 4 курсов проведена ярмарка вакансий "Новые специалисты для Нового Узбекистана". Мероприятие организовано в рамках реализации приоритетных задач по обеспечению занятости студентов высших образовательных учреждений, озвученных в ходе видеоселекторного совещания под председательством Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева 4 марта 2022 года. Далее...

18.03.2022 / 09:11:23

Узгидромет назвал нынешний март аномально дождливым

Как отмечают синоптики, количество осадков в последние дни сильно превысило норму для этого месяца. Далее...

17.03.2022 / 21:41:16

В бывшем Панорамном состоялся Вечер памяти Джасура Исхакова и презентация книги его супруги Мастуры "Имя в истории. 20 век. Узбекистан"

Пока эти люди в нашей памяти, у страны есть будущее… Далее...

17.03.2022 / 11:52:23

Впервые в Узбекистане: Beeline предложил тарифы с безлимитными фильмами и музыкой

Digital-оператор предложил жителям Узбекистана новые тарифы "Hammasi ZO'R" и обновленные тарифы "Status". Их главное преимущество – неограниченный доступ к 70 телеканалам, тысячам фильмов и сериалов Beeline TV и Amediateka, миллионам музыкальных композиций Beeline Music & Radio. Это первое подобное предложение на телеком-рынке страны. Далее...

17.03.2022 / 11:18:58

Жизнеутверждающая сила Навруза

Навруз возник в Центральной Азии и ряде стран Востока в давние времена, когда здесь царил зороастризм. Постепенно он приобретал свои формы и очертания, обогащался за счет новых обычаев, обрядов, опыта повседневной жизни и превращался в добрую традицию. Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте