Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
02.05.2025 / 11:31:05
ТРИУМФ ФРАНЦУЗСКОЙ МУЗЫКИ![]() 30 апреля в большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся заключительной концерт Фестиваля французской музыки. На концерте были представлены произведения выдающихся французских композиторов К. Дебюсси, К. Сен-Санса и М. Равеля. Без всякого преувеличения этот концерт можно назвать одним из самых знаменательных и триумфальных событий музыкальной жизни столицы. Среди исполнителей – Государственный симфонический оркестр Узбекистана под руководством Народного артиста Узбекистана Камолиддина Уринбаева, доцент кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Эльмира Миркасымова, сводный хоровой коллектив под руководством Юлдуз Хуснитдиновой. В начале концерта прозвучали знаменитые «Ноктюрны» Дебюсси. Этот симфонический триптих представляет собой сложнейшую симфоническую партитуру, требующую особого мастерства и понимания как от дирижера, так и от оркестра. Красочная импрессионистская оркестровая ткань, особые тонкие тембровые нюансы, сложная форма, причудливый ритм – всё это создает яркий и утонченный колорит, художественный образ, своеобразную музыкальную живопись Клода Дебюсси. Можно с уверенностью сказать, что оркестр под руководством К.Уринбаева продемонстрировал мастерство самого высокого класса. Удались все три музыкальные картины, каждая из которых удивила и порадовала многочисленную публику. Можно отметить великолепные соло духовых инструментов, слаженную игру струнной группы, звуковой баланс и безукоризненное взаимодействие оркестра с дирижёром. Утонченность и хрупкость «Облаков» сменилась эмоциональными «Празднествами», захватившими слушателей невероятно экспрессивной кульминацией. В заключительных же «Сиренах» публику ждал неожиданный сюрприз. Прекрасные сирены внезапно появились в зрительном зале. Их пение создавало особый акустический эффект, объемное, рельефное звучание, сливавшееся с оркестром. Поразила и безукоризненная слаженность хора, его выразительное пение с тончайшими нюансами. Подобный «флэшмоб» был очень непростым, учитывая, что поющие сирены расположились в разных местах большого зала, и не имели возможности достаточно взаимодействовать с дирижером, фактически стоявшим к ним спиной. Подобную театрализацию произведения Дебюсси можно считать удачной творческой находкой, нисколько не противоречащей, а усиливающей художественное впечатление. Следующим номером концерта было выступление замечательной талантливой пианистки, лауреата международных конкурсов Э.Миркасымовой, исполнившей фортепианный концерт №2 К.Сен-Санса. Любой выход на сцену Эльмиры Миркасымовой становится запоминающимся событием в мире фортепианного исполнительства столицы. Не исключением стало и это выступление. Известный концерт, который часто звучит и присутствует в репертуаре многих пианистов, на этот раз прозвучал в особой интерпретации. Стилистика этого концерта довольно сложна, поскольку включает различные стилевые направления. Как отмечал П.И.Чайковский, в концерте можно услышать музыку «от Баха до Оффенбаха», собрать которую в единое целое – дело непростое. Э.Миркасымовой это удалось. Её игре присущи удивительное чувство вкуса, меры, филигранная техника, красивое туше, убедительная и выразительная фразировка. Лирика первой части наполнилась речевыми интонациями, восхитительное проникновенное пиано было прозрачным и утонченным, форте - без форсирования и преувеличения, а эмоциональная и драматическая кульминация в каденции звучала по-баховски возвышенно и благородно. Феерические Скерцо и тарантелла Финала поразили легкостью и прозрачностью пассажей, в которых была выразительна и филигранно выиграна каждая нота. Хочется отметить замечательную игру оркестра и потрясающее взаимодействие солистки и дирижёра. Оркестр и солистка ни разу не «помешали» друг другу, создавая единую концепцию яркого и утонченного стиля. Подобное соединение усиливает впечатление и всегда является признаком настоящего профессионализма и мастерства оркестра, дирижёра и солиста. Слушатели по достоинству оценили блестящее исполнение. Не стихающие овации долго не отпускали со сцены талантливых исполнителей. Завершала концерт вторая сюита из балета М.Равеля «Данфис и Хлоя» - произведение яркое, наполненное контрастами, различными тембровыми и динамическими нюансами. И вновь блестящее исполнение, наполненное изяществом и отточенностью деталей, графической четкостью линий, а главное - покоряющим благородством и возвышенной чистотой. Три части сюиты исполнялись без перерыва и составили единую компактную композицию. Поэтический «Рассвет», с удивительно красивыми соло духовых и арфы, рисующих пробуждающуюся природу и восход солнца, выразительное соло флейты в «Пантомиме», грандиозные звуковые нарастания и блеск оркестровых красок в Финале - всё было сыграно с невероятно энергетикой, передающейся слушателям, и вызвало восторженную реакцию публики, долго не отпускавшей исполнителей. На бис оркестр и хор с таким же мастерством и вдохновением исполнил знаменитую «Павану» Г.Форе. Заключительный концерт Фестиваля французской музыки можно назвать достойным и поистине триумфальным Финалом замечательного праздника французской музыкальной культуры. Это культурное событие подарило любителям музыки нашей столицы незабываемые впечатления и радость. О. Василевская, музыковед.
| ![]() |
![]()
|