Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.07.2015 / 01:19:33
КНИГА ОБ ОТКРЫТОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНАНаша страна, избрав путь демократического развития, всесторонне развивает и повышает роль гражданского общества, которое все более оказывает влияние на деятельность государства. Подтверждением тому стали последние изменения, внесенные в Основной Закон Узбекистана, предусматривающие рядовых граждан к властным структурам. Знаменательным событием стало 6 мая 2014 года, когда вступил в силу Закон Республики Узбекистан от 5 мая 2014 года № ЗРУ-369 «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», целью которого является регулирование отношений в области открытости деятельности органов государственной власти и управления, при подготовке которого был изучен и адаптирован опыт более 20 демократически развитых стран, имплементированы нормы более 10 международно-правовых документов. Национальный Центр Республики Узбекистан по правам человека и Центр изучения правовых проблем[1] издали «Комментарий к Закону Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» (электронная версия в свободном доступе по адресу http://lprc.uz/files/docs/Kommentariy_14.03.15.doc.zip), написанный простым языком известными специалистами в сфере права под общей редакцией директора Национального Центра, профессора А. Х. Саидова и призванный в понятной форме разъяснить читателям основное содержание Закона и порядок применения его положений. В «Комментарии» отмечается, что отныне в стране законодательно закрепляется конституционное право каждого гражданина свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, передавать и распространять информацию о деятельности органов госвласти и управления. Разъяснены и раскрывается механизмы реализации положений Закона: содержание основных понятий «пользователь информации» и его права, определены источники информации, обязанности госорганов по предоставлению информации по самому широкому кругу вопросов, доступ физических и юридических лиц к информации о деятельности органов госвласти и управления, гарантируя их права на получение данной информации, при этом регламентируя порядок ее распространения. Обращается внимание на то, что доступными для физических и юридических лиц отнесены: -нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус органов госвласти и управления, их структурных и территориальных подразделений; -нормативно-правовые акты, нормативные и иные акты, принятые органами госвласти и управления, а также сведения о ходе их исполнения; -сведения о внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов, принятых органами государственной власти и управления; -сведения о разрабатываемых органами госвласти и управления проектах нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов; -сведения о реализации органами госвласти и управления государственных и иных программ; -сведения о публичных мероприятиях, проводимых органами госвласти и управления (заседания, совещания, встречи, пресс-конференции, брифинги, семинары, «круглые столы» и другие) и т.д. Дана дефиниция ограничений на получение информации,которые распространяются на порядок: обеспечения доступа к персональным данным физических лиц; рассмотрения органами госвласти и управления заявлений, предложений и жалоб; предоставления органами госвласти и управления в иные органы госвласти и управления информации о своей деятельности в связи с осуществлением ими своих полномочий. Кроме того, доступ к информации ограничивается в случае, если она отнесена в установленном законом порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну. В «Комментарии» отмечается и то, что при поиске информации о деятельности органов госвласти и управления ее пользователям предоставляется право: - получать и распространять достоверную информацию; - непосредственно либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации; -отказаться от получения информации. Разъяснено, что открытость деятельности органов госвласти и управления обеспечивается: обнародованием (опубликованием) информации; ее размещением и обновлением на официальных веб-сайтах, в общедоступных помещениях и местах; предоставлением информации через информационно-библиотечные и архивные фонды; предоставлением информации в устной и письменной форме (в том числе в форме электронного документа) на основании запроса; а также путем создания условий для присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов госвласти и управления и иными способами в соответствии с законодательством. Объяснены требования к каждому из способов обнародования информации о деятельности органов государственной власти и управления: информация на официальных веб-сайтах госорганов должна размещаться на государственном языке, при этом веб-сайт может иметь версии и на других языках. Размещаемая информация должна датироваться и обновляться, периодичность ее обновления устанавливают самими госорганами, но не реже 1 раза в неделю. Комментарием разъяснен порядок оформления и направления пользователем информации запроса, подлежащий рассмотрению в срок не более 15 дней со дня его регистрации. Примечательно, что запрос СМИ на получение информации о деятельности госорганов или об организации интервью должностных лиц рассматривается в срок не более 7 дней. А запрос, не содержащий сведений, позволяющих идентифицировать пользователя информации, считается анонимным и рассмотрению не подлежит. Примечательно, что при подготовке и обсуждения данного Закона впервые в законодательной практике Узбекистана был применен инструмент правового эксперимента.[2] Авторами подчеркивается, что открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти являются важнейшими показателями эффективности их функционирования, а также необходимым элементом осуществления на уровне высочайшей правовой культуры постоянной и качественной связи между гражданами и исполнительными структурами, противодействия коррупции в сфере деятельности органов госвласти и управления. В «Комментарии» особо акцентируется, и разъясняется, почему госорганам необходимо совершенствовать работу по реальному обеспечению различных способов доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности, в том числе с использованием ИКТ. А если говорить конкретно, то должно оперативно проводиться в удобной и доступной форме наполнению официальных сайтов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. По мнению одного из авторов профессора Шамиля Асьянова «Комментарий», изданный на государственном и русском языках тиражом 1 000 экземпляров, а также на каракалпакском языке тиражом 300 экземпляров будет весьма востребован пользователями информации, к которой относятся все физические и юридические лица, а также должностными лицами, обязанными соблюдать правовую культуру и обеспечить выполнение требований данного Закона. Кроме этого, издание будет интересным для правоведов, а также всем тем, кто интересуется развитием национального законодательства. Маъруф Н.Усманов [1] Центр изучения правовых проблем- негосударственная некоммерческая организация, одним из направлений деятельности которой является участие в разработке законопроектов, написание комментариев к законодательным актам, пособий и рекомендаций по их правоприменению www.lprc.uz. [2] Правовой эксперимент проведен в Бухарской и Самаркандской областях с мая по ноябрь 2013 года, органы госвласти и управления которых работали в новом режиме, соответствующем требованиям законопроекта. С целью широкого информирования общественности, институтов гражданского общества о проводимой апробации закона, новых возможностях для физ- и юридических лиц получения информации от органов госвласти и управления в данных регионах проведено свыше 120 встреч с гражданами, организован инструктаж по правилам проведения правового эксперимента для работников управленческого аппарата хокимиятов и других государственных органов этих областей. В данный период наблюдался рост политической и информационной активности граждан в этих регионах, возросло число письменных и устных обращений в органы госвласти и управления: во втором квартале 2013 года число таких обращений возросло вдвое по сравнению с первым кварталом и составило по Самаркандской области – 1 514, по Бухарской области – 1 230. Впервые опробован и запущен веб-сайт проекта «Правовой эксперимент» www.legalexperiment.uz, благодаря которому появилась возможность регулярного информирования общественности о реализации эксперимента, постатейного обсуждения норм законопроекта, направления зарегистрированными пользователями вопросов представителям органов власти, занятых в эксперименте. За время проведения правового эксперимента в адрес областного, районных, городских хокимиятов, организаций и предприятий Самаркандской области от граждан, ННО и СМИ поступило всего 2 836 запросов, Бухарской области – 1 513 запросов. Активизировались выступления представителей местных органов власти и управления в СМИ – в Самаркандской области опубликовано 224 материала, по телерадиоканалам, через Интернет распространено 376 материалов. В Бухарской области вышли в свет 146 печатных, 339 теле-, радио- и интернет-материалов. Благодаря эксперименту разработаны новые и усовершенствованы существующие веб-сайты почти всех субъектов правового эксперимента, повысились информационная активность и эффективность веб-порталов хокимиятов областей, улучшилось их контентное наполнение. Итоги правого эксперимента были рассмотрены в парламенте, которые были учтены при принятии заключительного варианта законопроекта.
|
|