Под таким названием в Ташкенте вышла в свет очередная книга о Сулеймане Юдакове - выдающемся представителе музыкального искусства Узбекистана второй половины ХХ века. А появилась она, благодаря содействию Союза композиторов Узбекистана, Национальной библиотеки имени А.Навои и Общественного музея Сулеймана Юдакова. Редакторы-составители издания - известные узбекистанские профессионалы - музыковед В.З.Плунгян и журналист Б.Р.Бабаев. Этот опус создан в связи с большим событием в музыкальной жизни нашей республики – столетием со дня рождения солнечного, позитивного, жизнерадостного, ликующего и всенародно любимого композитора Сулеймана Юдакова.
Мы уже давно и по праву называем его имя среди классиков музыкального искусства Узбекистана. Юдакова знают как выдающегося мастера и творца музыки. Произведения композитора звучали и звучат не только на родине, но в ближнем и дальнем зарубежье в исполнении прекрасных артистов, записаны на CD, вошли в театральный и концертный репертуар. Сегодня, спустя более полувека после появления его первых опусов, следует с уверенностью заявить: это живая музыка, волнующая сердца людей не одного поколения, музыка, которая останется с нами. Она полна любви к жизни в ее красоте, она несет с собою снопы ярких лучей света в нынешнее искусство.
Сулейман Юдаков - композитор новаторского склада. Он также зачинатель новых жанров в национальном искусстве: романса, фортепианного дуэта, квартета, кантаты, первой комической оперы «Проделки Майсары», первого комедийно-сатирического балета «Проделки Насреддина». Ему выпала честь стать и автором гимна Таджикистана, который исполняется и сегодня. Его неистощимый мелодический дар гармонично сочетается с гимничностью, юмором, торжественностью, танцевальностью. Композитор в своих опусах, помимо узбекского музыкального фольклора, использует тесное переплетение черт иранской, азербайджанской, и особенно таджикской музыки. Поэтому каждое из его произведений узнаваемо по стилю с первых же интонаций. Руку Юдакова можно узнать буквально по нескольким тактам любого произведения. И это проявляется не только в манере письма, не только в музыкальной технологии, но и в самом мировосприятии композитора, основанном на оптимистической, жизнеутверждающей философии.
Для авторов-составителей данная работа стала своего рода продолжением их подвижнического труда по увековечиванию памяти С.Юдакова. Так, профессор Вера Зиновьевна Плунгян является его бессменным биографом и исследователем: за полвека она создала о нем около 50 научных трудов, среди которых книги (нынешняя – четвертая по счету), статьи, аннотации, анонсы. Сулейман Александрович называл ее автором «сулейманистики, юдакологии, майсараведения».
А главный редактор сайта «kultura.uz» Борис Рахимович Бабаев не только руководит работой музея-квартиры Юдакова, расположенного в центре Ташкента в Доме Союза композиторов Узбекистана, но и пишет статьи, собирает материалы о жизни и творчестве Сулеймана Александровича, проводит его творческие вечера. Он - автор сценария документального фильма «Сулейман Юдаков. Избранник музыки созвездий» (режиссер Сардор Исхаков). И это не только авторский вклад, но и неоценимая техническая поддержка в издании книг о нашем великом земляке.
«Сулейман Юдаков. Музыка на все времена» симметрично дополняет предыдущую совместную работу авторов - «Сулейман Юдаков в воспоминаниях современников» (штрихи творческой биографии), выпущенной в 2003 году. Общий план книги, эскиз художественного оформления (дизайн и верстка Л.Звягиной) сделаны максимально качественно и добротно. Жанр нового издания тоже относится к мемуарам. Книгу можно обозначить словами «Сулейман Юдаков, каким мы его знаем», «каким мы его видим» - это взгляд современников, находившихся вблизи композитора на протяжении длительного времени, сохранившим о нем много личных материалов и воспоминаний. В новый опус органично вписались и высказывания как других известных авторов - Р.Некталова, И.Галущенко, Ш.Ганихановой, Б.Икрамовой, О.Абдуллаевой, так и совсем юной З.Хамзиной, посред¬ством которых человеческий и творчес¬кий облик С.Юдакова выписан ярко, зримо, многопланово.
Помимо этого читателям предлагается своеобразный музыковедческий реквием из фрагментов публикаций в журналах и газетах 25-летнего периода памятных воспоминаний о корифее узбекской музыки его биографа В.Плунгян, отсчитывающей каждое пятилетие памяти композитора очередным посвящением.
Перед читателем предстает творец жизнерадостной и неповторимой музыки, который был, как пишет главный редактор газеты «The Bukharian Times» (Нью-Йорк, США) Рафаэль Некталов, «сам продолжением своей музыки, ибо в характере композитора сочетались жизнерадостность, общительность, дружелюбие с обостренным чувством собственного достоинства, эмоциональной ранимостью, резким неприятием тупости и ограниченности».
Юдаков знал себе цену. Он нес свое личное достоинство и достоинство своего дела, ни перед кем и ни перед чем, не сгибаясь, с юности и до последних дней. Будучи позитивным, добрым, с невероятным чувством юмора, он был глубоко ранимым человеком. И в друзья, в собеседники, в исполнители своей музыки он выбирал людей, подобно себе, талантливых, самостоятельных, глубоких, верных. Тем интереснее читать воспоминания этих людей о Юдакове, в окружении которых его фигура становится четче и живее.
Всю свою жизнь Сулейман Александрович был щедр к людям искусства, впрочем, как и они были щедры к нему. Однако все это не объясняет в полной мере феномена его творчества и «секрета» его уникальности. Ведь были же и есть другие талантливые художники, которых судьба одарила великолепными творческими единомышленниками по искусству и которые создали немало подлинно ценного. А вот такой Сулейман Юдаков все-таки один.
Я прочитала эту книгу на одном дыхании, вдохнув вначале и выдохнув в конце. Она оставляет впечатление света, тепла, мудрости, гармонии, честности и открытости. Кажется, Сулейман Александрович засверкал новыми гранями своего немеркнущего таланта. Впрочем, об этом, конечно, судить читателю. Но вряд ли кто-нибудь пожалеет, что начал читать этот замечательный опус, в котором ее герой раскрывается как большой музыкант и замечательный человек. В книге приведены уникальные иллюстрации – фотографии, в том числе и из личного архива композитора, которые составляют ценный визуальный ряд, дополняющий повествование. Она адресована самому широкому кругу читателей. И прочесть ее должен каждый любитель музыки, и не только классической. Она является отличным подарком к столетию мастера, причем не только ему, но и всем нам. Поэтому спасибо Юдакову за то, что он был, за то, что он есть, за то, что он будет, пока звучит его неповторимая музыка! Его искусство зовет: «Да будет свет! И да будет радость!»
Инесса ГУЛЬЗАРОВА, музыковед.
Источник:http://nuz.uz/