Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
22.06.2016 / 18:52:39

Исполнилось 120 лет со времени создания музея в Самарканде


Государственный музей истории культуры Узбекистана  в Самарканде - один из старейших в Центральной Азии. Первый музей был организован в древнем городе в 1874 году на базе археологических, нумизматических, этнографических и геологических коллекций, собранных при статистическом управлении областного  губернатора. В 1876 году часть коллекции была передана в Ташкент в связи с открытием музея и здесь (ныне  Государственный музей истории Узбекистана).  И только  21 июня 1896 года в Самарканде официально открывается  этот музей.  Его основоположником был капитан Лев Борщевский, член Русского Географического Общества. Именно он предложил властям приобрести часть его коллекции и положить в его основу. Идею горячо поддержали военный губернатор,  граф Н.Я. Ростовцов и московский купец Н.И. Решетников, ведший дела в Туркестане. Они вдвоем безвозмездно дополнили коллекцию Борщевского собственными экспонатами. Еще один человек, которому Самаркандский музей обязан своими бесценными реликвиями, Михаил Николаевич Ростиславов, выпускник факультета восточных языков Петербургского университета.

В 1872-м году молодой ученый был направлен в Туркестанский край, работал в  Самарканде в должности чиновника особых поручений при руководителе  округа. Здесь Ростиславов с самых первых дней проявил себя в качестве квалифицированного собирателя восточных рукописей, монет и всего прочего. Именно Михаил Николаевич на свои деньги создал при окружной канцелярии Самарканда уникальное хранилище древностей. Его, конечно, нельзя было назвать музеем, открытым для публики, но главное -- был сделан первый шаг к сбережению в нем национального богатства. М.Н. Ростиславов отлично владел персидским и тюркским языками, изучал народные обычаи и традиции, записывал образцы фольклора узбеков и таджиков. Его любознательность распространялась и на раскопки, которые велись в 1874 году майором Борзенковым на городище Афросиаб.

Первоначально музей размещался в одной комнате рядом с Георгиевской церковью.  В 1911 году музей  по инициативе известного ученого В.Л.Вяткина была переведена в специально построенное здание. Он состоял из отдела природы, археологии, этнографии и быта. После Октябрьского переворота в 1917 году ,  часть  экспозиции музея была размещена в мечети Медресе Мирзо Улугбека на площадь Регистан. Здесь работали   отделы этнографии и быта, а также проводилось различные тематические выставки. С 1934 года по 1978 годы музей находился в бывшем особняке известного купца Абрама Калантарова (ныне улица Абдурахмона Джами, 51). С 1978 года до 2009 года музей размещается в здании, специально построенном для него в исторической части Самарканда на площади Регистан, а с 2010 года в  здании  по  улице Мирзо Улугбека дом 148.

В разные периоды музей функционировал под следующими названиями: 1896-1911 гг. - Музей Самаркандского статистического комитета; 1911-1918 гг.- Самаркандский городской музей; 1918-1930 гг. - Самаркандский областной музей; 1930-1937 гг. - Государственный центральный музей Узбекистана; 1937-1945 гг. - Самаркандский областной историко-краеведческий музей; 1945-1955 гг.- Республиканский музей культуры узбекского народа; 1955-1969 гг. - Республиканский музей истории культуры и искусства Узбекистана; 1969-1982 гг. - Самаркандский  Государственный музей истории культуры Узбекистана им. А.Икрамова.

В 1982 году на его базе создается Самаркандский Объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сегодня в  его состав  входят: Самаркандский  Государственный музей истории культуры Узбекистана; Самаркандский областной краеведческий музей; Музей истории основания города Самарканда на Афрасиабе; Мемориальный музей Улугбека; Мемориальный дом-музей Садриддина Айни; Каттакурганский городской историко-краеведческий музей; Иштыханский музей истории района; Пахтачийский музей истории района; Ансамбль Гур-Эмир; Мечеть Биби-Ханым; Мечеть Хазрат-Хьтзр; Медресе Нодир Девай-беги; Мавзолей Ходжа Данияра, комплекс Абу Мансура Мотуруди, комплекс «Чор-чинор» в Ургутском районе и святилище  Хазрати Довуд в кишлаке  Аксай Нурабадского района.

Музей-заповедник проводит большую работу по сохранению, изучению и пропаганде историко-культурных и художественных ценностей. В его составе  государственная инспекция, которая осуществляет работы по выявлению исторических памятников, взятию их на учет и под охрану государства. Он занимается также вопросами сохранения и эксплуатации памятников архитектуры и археологии. В настоящий момент на территории Самаркандской области музеем-заповедником взято на учет около 1,3 тысяч археологических памятников и 550 памятников архитектуры, 120 монументальных памятников,  определены границы музея-заповедника с целью сохранения целостности историко-архитектурного облика Самарканда. Научно-просветительский отдел музея-заповедника ведет большую работу по пропаганде хранящихся в фондах художественных ценностей среди населения Республики Узбекистан и гостей города. Научные сотрудники (археологи, историки, этнографы, архитекторы) осуществляют сбор музейных предметов во время этнографических и археологических экспедиций.

Фонды музея-заповедника насчитывают более двухсот десяти тысяч экспонатов и представляют большой научный и художественный интерес. Основу первоначального собрания музея составили коллекции по археологии и нумизматике из предметов, добытых на городище древнего Самарканда -Афросиаб. 

Фонд археологии насчитывает 63500 единиц хранения, которые сформированы в 607 коллекций, включающих в себя редкие и уникальные образцы ювелирных украшений эпохи бронзы, коропластики и скульптуры, древней и средневековой керамики, металла и стекла, а также алебастрового и терракотового декора.

Ювелирные украшения, относящиеся к эпохе бронзы и датируемые ХУ-Х вв. до н.э., были найдены в могильниках в селе Муминобод, Чакка (Самаркандкая область) и городищах Сапалли-тепа и Джаркутан (Сурхандарьинекая область)

- это женские погребения с бронзовыми и золотыми серьгами, браслетами из
кованной бронзы, бронзовые и каменные бусы и зеркала. Самым массовым
видом археологических находок является бытовая и парадная посуда, хронология которой  уходит в эпоху бронзы и до XVIII в. керамику, разнообразную по формам и назначению. Ее  отличает высокое качество, богатство приемов орнаментации и цветовая гамма. Уникальным экспонатом музея является бронзовый шлем VI в. до н. э., принадлежавший воину-саку.

Коллекция коропластики - статуэток, изображающих людей и животных, скульптурных налепов на оссуариях и сосудах - является одной из крупных в собрании музея. Самые ранние из них относятся ко второй половине I тысячелетия до н.э.. самые поздние – к концу VIII в. н.э. и происходят, в основном, с территории древнего Согда. Коропластика  является самостоятельным и стабильным видом искусства Согда,
позволяющим проследить эволюцию художественных стилей на протяжении
столетий.

Музей обладает обширной  коллекцией  глиняных  костехранилищ

- оссуариев, среди которых имеются высокохудожественные образцы.

В искусстве Центральной Азии резная кость представлена довольно обильно массовыми поделками - пуговицами, ложками, рукоятками ножей и сравнительно небольшим числом редких и уникальных изделий, таких как коллекция шахматных фигур VIII века (Афросиаб) в собрании музея. В 1Х-ХП веках наблюдается наивысший расцвет стекольного производства. Разнообразные по формам и назначению стеклянные изделия представляют собой бытовую и парфюмерно-аптекарскую посуду. Техника изготовления сосудов

- отливка и выдувание в форму с последующей обработкой- свидетельствуют
о высоком мастерстве стеклодувов. Художественный металл Х1-ХШ веков разнообразен по утилитарному назначению и отличается богатством изобразительных сюжетов и техникой исполнения.

Фонд нумизматики и спецхранения, насчитывающий около 32 тысяч единиц хранения, включает в себя коллекции нумизматики, глиптики, торевтики и бытовых предметов, имеющих в своем составе драгоценные металлы.

Этнографический фонд насчитывает около 21 тысяч музейных предметов, сформированных в 30 коллекций. Наиболее полно представлена народная декоративная вышивка Узбекистана, Таджикистана, в комплектовании которой участвовали этнографы О.А.Сухарева и А.К.Писарчик.

Самостоятельную область применения вышивки в фондах представляет коллекция головных уборов (620 ед. хр.). Они отображают почти все разнообразие формы, расцветки и орнамента в зависимости от места их изготовления,

В фондах хранится значительная коллекция национальной одежды (2550 ед. хр.): женские халаты - калтача, паранджа, камзолча, материалом для которых служили красочные кустарные ткани, выполненные в технике перевязки нитей "абрбанди" -это "адрас", "шойи бухоро", "хафтранг" (семицветный); мужские хадаты - чапоны, яктаги с переливчатыми полосками ткани ручной выделки - "ачача", "калами", "гиссарская алача" и "бекасам". Уникальна по своей значимости коллекция предметов одежды жениха и невесты 80-90-х годов XIX в

Коллекция золотошвейных изделий представлена уникальными предметами, поступившими в 1920 году из казны эмира бухарского - это золотошвейные халаты "жомаи зардузи", женские платья "куртаи-зардузи", украшения для платьев "пешкурта", головные повязки "пешонабанд", сапожки "махси" и др. предметы. Золотошвейные изделия выполнены золотыми и серебряными нитями в технике "зардузи-заминдузи", "зардузи-гульдузи".

В составе ювелирной коллекции (1500 ед. хр.) представлен полный свадебный комплект невесты (сер. XIX - нач. XX вв.).

Достойное место в фондах занимает коллекция ковров и ковровых изделий конца XVIII - нач. XX вв. (более 500 ед. хр.). Это ковры Туркмении племен: эрсари, текин, бешир и других. Ковры Узбекистана представлены долиной Кашкадарьи, изделиями киргизского племени хидырша (Ферганская долина), племени араби Самаркандской области, племени туркмен - "халы гилям" Нуратинского района.

Коллекцию художественного металла (2000 ед. хр.) представляют многочисленные образцы всех крупных центров этого вида ремесленного производства - Бухары, Самарканда, Коканда, Хорезма, Ферганы.

В фондах музея собрана богатейшая коллекция современной среднеазиатских  керамики, фарфора и стекла. Среди них - изделия самаркандских народных мастеров-керамистов У.Джуракулова, М.Носырова, Х.Хакбердиева, Ш.Азим< Х.Батурова, А.Мухтарова, Л.Отченашенко, С.Раковой. В коллекции музыкальных инструментов интересен узбекский национала инструмент - дутар, принадлежавший самаркандскому певцу и композит Ходжи Абдулазизу Абдурасулеву (1852-1936гг). Самаркандский музей является обладателем уникального глобуса известного  ходжентского просветителя 80-х гг. XIX в. Ходжи Юсуфа Мирфаязова. Фонд живописи составляют около 4 тысяч единиц хранения живописи,  графики, плакатов, скульптуры и чеканки. Здесь хранятся работы художников  Р.К.Зоммера, С.М.Дудина, Н.Н.Каразина, Г.Н.Никитина, Л.Николаева(Усто Мумии), Л.Л.Бурэ, П.Бенькова, З.М.Ковалевской, А.Волкова,  Р.Ахмедова, У.Тансыкбаева, Р.Темурова, Ч.Ахмарова, Р.Чориева, Ю.Елизарова, М.Калантарова, А.Абдуллаева, Б.Джалалова, Г.Улько, А.Исаева и др.

Фонд рукописей насчитывает около 3000 единиц хранения и представ собой собрание ценных материалов по мусульманскому судопроизводство, сделок, рукописных и литографировав книг как религиозного, так и светского содержания на арабском, узбекском, персидском и турецком языках. Имеются образцы частных писем, каллиграфии, материалы культового значения, упражнения для письма. Особую ценность представляют два вакуфных (земельных) документа. Первый документ времени правления Амира Темура, составленный в третьей четверти XIV века при верховном казие Самарканда Абд ал-Малике. В данном акте в дар передаются земельные угодья в пользу «святых могил» и учреждений религиозного назначения. Место расположения земель - окрестности Самарканда. Интересно, что исторические географические названия сохранились до наших дней. Бумага самаркандская, языки - арабский и персидский, подчерк «дивани», размер 40x250 см. Второй вакуфный акт составлен в Бухаре в декабре 1693 года. Основателем был бухарский хан Субханкули из династии Аштарханидов и женщина по имени Падшах-биби-ханум.

Одной из редких книг считается книга, написанная знаменитым каллиграфом времен Темуридов Абдулло-ат-Таббох ал Хивраи Самарканди «Хадислар мажмуаси», «переписанная в Самарканде в 1452 году. Одним из самых больших Коранов (размер 150x104 см.) в Центральной Азии является Коран, переписанный в 1854 году по приказу бухарского эмира самаркандским каллиграфом Хасаном Самарканди и переданный в мечеть Биби-Ханым. В нем 32 страницы. Первая страница украшена геометрическим и растительным орнаментом, с трех сторон печати и внизу стихи о передаче Корана мечети Биби-Ханым.

Документальный фонд и фототека насчитывает около 62.000 единиц хранения и включает личные документы деятелей науки и культуры Узбекистана, фотографии, негативы, газеты, афиши, начиная с конца XIX до конца XX веков. Наиболее интересен фотоальбом Г.А.Панкратьева, где представлены виды Самарканда конца XIX века. В фонде открыток (конец XIX -начало XX вв.) можно увидеть редкие виды европейской части Самарканда, этнографические типы людей, улицы и памятники Бухары и Хивы. Негативы на фотобумаге и стекле, начиная с 20-х годов до конца XX века, отражают все происходившие события в Самарканде в этот период, особенно все, что касается деятельности музея. Уникальной является кинопленка 1941 года фильма «Вскрытие гробницы Амира Темура» оператора Малика Каюмова, где запечатлены также рабочие моменты археологических работ. В Фонде отдела природы насчитывается более 16 000 экспонатов следующих видов: животные, птицы, рыбы, насекомые, гербарии растений, минеральные камни).

Ежегодно Самаркандский Гос. музей-заповедник посещают боле 1 000 000 посетителей, для них организуется около 20 000 экскурсий. Музей-заповедник с 1977 года является коллективным членом Международного совета музеев (ИКОМ) и ведет активную международную деятельность. За прошлые годы по линии ИКОМа сотрудники музея-заповедника  участвовали в научных  конференциях  во многих странах мира.  А в 1981 году в Самарканде на базе музея проходила региональная конференция ИКОМа. В 1991 году музей организовал выставку "Керамика Самарканда" во Франции, которая действовала до 1994 года и была показана в 4 городах этой страны.

В конце XX века экспонаты музея были показаны на выставках в Париже, Лионе, Штутгарте, Ганновере, Пенсильвании и других городах.

В 2003 году сотрудники музея активно участвовали в организации и проведении выставки "Ковры Узбекистана'1 в Вашингтоне.

В 2004 году экспонаты музея показаны на выставке "Прикладное искусство Центральной Азии" в городе Сиднее (Австралия).

В 2005 году экспонаты музея были показаны на выставке «Наследие Великого Шелкового пути» в 6 городах Японии.

В 2009 году экспонаты музея были представлены на выставке «Древняя  история Узбекистана» в Национальном музее Республики Кореи городе Сеуле.

Кроме выставочных работ музеем-заповедником проведена совместная работа по подготовке и изданию каталога рукописных документов из фонда с сотрудниками  Университета Международных языков города Киото (Япония).

По материалам фондов музея ведутся научные исследования учеными ряда стран по разным направлениям.  Сотрудники музея-заповедника участвуют в совместных узбекско-французской, узбекско-итальянской, археологических экспедициях.Установлена связь с многими музеями стран СНГ. В музее-заповеднике впервые в республике созданы виртуальные экскурсии по Музею Мирзо Улугбека и настенной росписи Музея Афросиаба на

 3-х языках в формате 3Д.  В настоящий время музеем ведется большая  работа по достойной встрече 25- летия  независимости  Узбекистана по всем направлениям музейного дела.

 

Шохиста Хасанова – преподаватель кафедры истории Узбекистана  СамГУ 

Рахим Каюмов – заведующий научно-практическим музеем-лабораторией  СамГУ

 

 





Другие материалы рубрики

22.06.2016 / 16:07:54

Приложение MQA доступно в AppStore

Крупнейший оператор связи Beeline разместил приложение Mobile Quality Analyzer (MQA) в онлайн-магазине AppStore. Теперь любой абонент Beeline со смартфоном под управлением ОС iOS может установить программу, позволяющую на постоянной основе в фоновом режиме проводить замеры качественных характеристик мобильного Интернета. Далее...

22.06.2016 / 11:20:32

Все лидеры ШОС примут участие в Ташкентском саммите

Помимо лидеров стран ШОС в Ташкент приедут президенты Афганистана, Беларуси, Монголии, Пакистана, Туркменистана, премьер Индии и глава МИД Ирана. Далее...

22.06.2016 / 06:31:22

В Ташкенте завершено строительство гостиницы Hyatt Regency

Строительство отеля Hyatt Regency в Ташкенте, стоимостью 205 миллионов долларов завершено. Далее...

22.06.2016 / 06:19:28

В Баку успешно завершился Гран-при Европы "Формула-1"

В столице Азербайджана – Баку в очередной раз прошло грандиозное спортивное мероприятие мирового значения. В Баку состоялось одно из самых престижных спортивных соревнований – Гран-при Европы "Формула-1". Далее...

21.06.2016 / 23:10:47

В Ташкенте отроют урологическою клинику мирового уровня

Современные медицинские технологии стремятся к минимуму вмешательства. Операции, для которых раньше требовались большие разрезы мягких тканей, сегодня выполняются через проколы или вовсе без них. Активно в этом направлении развивается урология. Далее...





15.08.2020 / 16:36:15
Поп-арт. Изоляция-2020. "S-ID. 41'69"
 
25.07.2020 / 20:32:26
В рамках седьмого фестиваля АРТ ПРОСПЕКТ объявляется Открытый конкурс
 


02.08.2020 / 02:07:18
Фирудин Сафаров: режиссёр, музыкант, человек
 
30.07.2020 / 14:57:40
Народная артистка Узбекистана Гульнара Маваева: "Жизнь – это вечное развитие"
 


07.08.2020 / 00:48:41
В Бухаре разработана концепция мобильного приложения для туристов
 
05.06.2020 / 16:30:02
Азиз Абдухакимов: Узбекистан запускает новую систему безопасного туризма
 


07.08.2020 / 16:45:53
Библиотеки во время пандемии. Случай Испании
 
07.08.2020 / 00:54:30
Антон Чехов: "Ничто не проходит"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте