Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.10.2014 / 19:54:17
Седьмая Международная Ташкентская Фотобиеннале: лучшие фотомастера мира в гости к намВ столице открылась Ташкентская Фотобиеннале «Параллели, иллюзия и реальность» . Она организована Академией художеств Узбекистана и представляет зрителям серии работ ведущих фотохудожников Узбекистана, России, Франции, Италии, Японии, Индии, Саудовской Аравии, Армении, Израиля, Туркменистана и других стран. Торжественное открытие фотовыставки состоялось у входа в Центральный выставочный зал Академии и это стало большим праздником искусств в котором принимали участие многие известные исполнители и творческие коллективы нашей страны . Обращаясь к собравшимся председатель Академии художеств , Народный художник Узбекистана Акмаль Нуриддинов говорил о важном значении этого творческого смотра в деле дальнейшего развития узбекской культуры и искусства, всемерной поддержке фотобиеннале руководством страны, разнообразии форм и методов фотомастеров мира, которые представлены на вернисажах в лучших залах Ташкента и Бухары. Главная отличительная особенность экспозиции YII Ташкентской международной биеннале – её творческий экспериментальный характер и отсутствие даже намёка на парадность и лоск. Многие фотомастера сумели соединить документальность фотографии с художественной и идейной ценностью, не прибегая к нарочитой компьютерной обработке снимков. Это относится, например, к калининградским снимкам Анны Тыщенко (Узбекистан), передающим не только суровую северную природу, но и её поэзию. Свои фотографии она комментирует стихами И. Бродского, и это придаёт дополнительный философский смысл романтическому циклу всей фотосерии:
Секвенция №3 Город холодного сильного ветра и моря, Город Канта и тайн. Город ветров и дождей. Город кричащих чаек и молчаливых людей Калининберг. Замерзая, я вижу, Как за моря солнце садится и никого кругом. То ли по льду каблук скользит, То ли снег закругляется под каблуком
Большой интерес у зрителей вызвали талантливые работы Владимира Дубровского (Россия) – серия «Корешки». Автор убеждён, что нравственные духовные ценности человека формирует, прежде всего, его семья. Это очень личное размышление языком фотографии о наших корнях – бабушках и дедушках без каких-либо претензий на «истину в последней инстанции». Его другая, не менее интересная, фотосерия: «Пастухи». Наблюдая за жизнью казахов – пастухов Алтайского высокогорья, фотограф постигает простые и вечные истины. Он открывает ритмы и законы изначального бытия. Их удел – неустроенность сезонных стоянок. Но в этом нет тягостной обречённости. Их жизнь словно подчинена высшему предназначению, избранному горами, реками или самим Богом. На первый взгляд, бытовые снимки, но они были исполнены жизненной неприкрашенной правды кочевого быта и маленьких радостей большой души людей. Улыбчивые обветренные лица пастухов под открытым небом, их жён, занятых мирным привычным приготовлением национальной пищи в юртах и ожидающих своих кормильцев с далёких пастбищ, мне напомнили страницы сокровенной айтматовской прозы («И дольше века длится день»). Его герои, коренные сарозекцы – казахские номады, в самые трудные времена не покинули свой край, держались до конца в тех местах, где удавалось добыть воду и заново прорыть колодцы. Именно на таких людях, возможно, и держится земля. Концептуальные городские пейзажи Дианы Миндубаевой средствами фотоискусства отразили убыстряющиеся темпы изменения городской среды, окружающей человека. В них было всё знакомо, и одновременно в них присутствовал свежий взгляд художника, когда неожиданный ракурс знакомых предметов преображает их знакомый образ и делает их уже произведением искусства, рождающим новые чувства и художественные ассоциации. Экспозиция поражает своим разнообразием. Итальянские мастера знакомят нас с памятниками архитектуры эпохи Ренессанса - Ватиканом с его росписями Рафаэля и Микеланджело – и демонстрируют с помощью фотокамеры, как это великое искусство старых мастеров вписывается в современные ритмы города на семи холмах. Инна Сандлер продолжает практику живописца-автора своей серией «Память» (холст, масло). Светлана Янчук предлагает оценить реальную красоту окружающего мира - без компьютерной «подчистки». Павел Большаков из Киргизии в фотосерии «Памятники» отразил сосуществование людей и вечных памятников и выразил своеобразный взгляд на проблему существования человека в гармонии с природой. Гайрат Ибрагимов (Узбекистан) представил четырёхминутный видеоарт «Дети песков». Автор видеоролика без слов делится своими идеями-фантазиями, предшествующими созданию его живописной картины и надеется, что его поймут даже обычные зрители, далёкие от мира искусства. Рафаэль Еналиев вводит в оборот современную разновидность конструктивизма: его бесконечные переплетения электрических проводов на телеграфных столбах в центре фотоэкспозиции создают на глазах у ошеломлённых зрителей новую реальность. Здесь мы видим, как предельно сблизились документ и образ, публицистика и своеобразное скрупулёзное исследование натуры. Р. Еналиев в оригинальной чёрно-белой фотосерии смело преобразил окружающую инфраструктуру в новом художественном контексте. Таким образом, он смог показать, как встречаются в одном ряду, лицом к лицу не как противопоставление, а как взаимопритяжение, художественный вымысел с брутальной реальностью, поэзия и проза жизни. Никто из зрителей не может остаться равнодушным к фотосерии Пайрама «Путешествие в Узбекистан» . Французский фотограф родом из Тегерана, - рассказывал на открытии фотобиеннале посол Франции в Узбекистане Жак-Анри Эльс, - предпринял путешествие в Центральную Азию по следам знаменитого Поля Надара. В 1890 году путешествие в Туркестан по Закаспийской железной дороге позволило Надару создать уникальный фотоархив по Центральной Азии. С этими фотографиями жители и гости узбекской столицы неоднократно были знакомы по прошлым экспозициям в Ташкентском Доме фотографии. Запечатлённые портреты и пейзажи не только отображают тягу к восточным мотивам, но и стали плодом технического эксперимента. Фотограф должен был протестировать более лёгкие и простые в пользовании аппараты фирмы «Кодак». Именно с такими же техническими возможностями - фотокамерами и пластинами 20х25 – Пайрам приехал фотографировать современный Узбекистан. Он увидел своими глазами Ташкент, Бухару и Самарканд и по-своему запечатлел на своих снимках эти древнейшие города и их жителей , как очевидец новой эпохи. Для многих поклонников фотоискусства стала событием встреча на YII международном фотобиеннале с творчеством Владимира Жирнова и Виктора Ана из Ташкента, настоящими профессионалами своего дела. «Что бы они ни снимали, – по мнению историка и знатока художественной фотографии Б.А. Голендера, - получаются великолепные произведения фотоискусства, без привлечения фотошопа и иных изысков».Владимир Жирнов – профессиональный фотожурналист и фотохудожник представил серию «Лики Центральной Азии». Долгое время он работал в информационном агентстве и в редакции журнала «Саодат». «Фотография – это сплав техники, ремесла и искусства, - формулирует Владимир. - В жанровой фотографии необходимо «оказаться здесь и сейчас». Искусство возникает тогда, когда мир отражается в личности художника». Сейчас Владимир Жирнов - один из немногих фотохудожников Узбекистана, интенсивно осваивающих пространство мирового фотоискусства. Виктор Ан – художник, преобразивший свою собственную жизнь и своего народа в предмет искусства. Он в своей фотосерии рассказывает о драматической судьбе корейцев в бывшем Союзе. В его серии преобладает тема стены, символизирующая советскую систему ограничений и внутреннюю жизненную коллизию художника. Виктор Ан – автор многочисленных серий фоторабот: «До востребования», «Памяти минувших дней», «Между мигом и вечностью», «Самарканд» и др. В них отражаемый мир незаметно становится его собственным, творимым, созидаемым им миром. Есть фотографы-репортёры (их искусство – мгновенно схваченная кульминация событий), есть фотографы, приближающие снимок к графике или живописи. Виктор Ан - фотограф-режиссёр. Он задумывает фотографию как постановку. Вглядываясь в предмет, он открывает духовную атмосферу, в которой мы можем обнаружить черты его особой внутренней жизни, генетически связанной с историей корейского народа. Представленные в Центральном выставочном зале фотоработы наглядно свидетельствуют об интенсивной творческой жизни в мире фотоискусства Узбекистана, а также творческих поисках мастеров зарубежья и о глубокой заинтересованности современных фотографов в художественном освоении действительности. Судя по массовому потоку людей, пришедших на YII фотобиеннале, ни одна эпоха, как наша, не знала прежде такого интереса к документальности, такой жажды подлинности жизненного материала. Небывалая мега-фотовыставка продлится до 12 октября этого года на разных столичных музейных площадках и в выставочных залах. Она, несомненно, привлечёт к себе сотни молодых любителей и зрелых мастеров фотоискусства новаторскими исканиями фотографов не только из нашей страны, но ближнего и дальнего зарубежья: это и есть наглядная интеграция нашей страны в мировое сообщество. На фотовыставках в Ташкенте и Бухаре в течении недели будет представлено более чем 50 проектов из 32 стран. В рамках биеннале открыта также выставка по итогам конкурса «Территория детства», посвященная году «Здорового ребенка». Седьмого октября , в соответствии с программой , проходили выставки, мастер –классы фотохудожников из Англии, Японии,Италии, России, Белоруссии, Узбекистана, Румынии и Казахстана. Завтра, 8 октября, любителей искусств ожидают мастер-класс Томаса Элсина(Германия), выставка к столетию Тель-Авива, вернисажи Владимира Соколова и Владимира Шлосберга (Узбекистан), а также их коллег из Латвии и Японии. Борис Бабаев, Гуарик Багдасарова Фото: Гайратулла Шукуров
|
|