Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.01.2018 / 10:33:53

Взгляд за кулисы театра Оперетты, или беседа с создателями "Невеста Хлестакова"


Премьера спектакля "Невеста Хлестакова" с обновлённым составом вызвала у меня желание заглянуть в закулисье и поговорить с его создателями о некоторых моментах сценическо-музыкальной драматургии и о зрительских симпатиях.

У Ташкентского Государственного театра комедии (оперетты) уже сложилась постоянная публика, которая внимательно следит за афишами и репертуаром театра. И хотя 21 января 2018 г. состоялась уже третья премьера (первая и вторая были в декабре), зал был снова наполнен, а спектакль прошёл с большим успехом, зрители дружно аплодировали отдельным сценам и актёрам, и спектаклю в целом, а временами раздавались возгласы: Браво!

Принято считать, что театр оперетты и музыкальной комедии – это прежде всего хорошая музыка. Это правда, но не полная. Очень много зависит от сценария и от слаженной работы всего коллектива. Конечно, зритель, далёкий от раздумий и анализа законов драматургии, воспринимает сюжетно-образное единение сценического и музыкального решения как нечто само собой разумеющееся. И чем меньше задумывается над тем, "как это сделано", и если не воспринимает спектакль как 2 отдельных жанра в одной постановке, тем больше успех спектакля в целом и заслуга совместных усилий режиссёра, композитора и коллектива исполнителей.

Тем не менее создатели спектакля заслуживают, чтобы зритель хоть немного больше узнал о сложном и трудоёмком процессе, который зовётся музыкально-сценической драматургией. Давайте же приоткроем завесу и заглянем в закулисье. И поговорим с теми, кто музыкально-сценический жанр оперетты не считают лишь увеселительной забавой, но ставят перед ним (и воплощают!) художественные и воспитательные цели. А зритель, поддавшись искромётному обаянию их творчества, остаётся им верен и наполняет зал театра.

Мне повезло: в полуторачасовой беседе я встретилась с двумя известными деятелями культуры Узбекистана, которые к тому же интереснейшие собеседники - с композитором и дирижёром А.Ю. Эргашевым, заслуженным деятелем искусств Узбекистана, и с режиссёром С.С. Каприеловым, заслуженным работником культуры Узбекистана, а также с двумя очаровательными ведущими актрисами театра: с Натальей Лапковой и с Ульяной Семёновой.

Темой беседы была творческая деятельность каждого, а также их совместное творчество, его успешные плоды и планы на будущее. И, разумеется, то, что остается за кулисами и скрыто от публики.

Публика Узбекистана знает и глубоко ценит светлую, глубоко эмоциональную и мелодичную музыку АНВАРА ЮЛДАШЕВИЧА ЭРГАШЕВА к более чем 30 спектаклям и 50 кинофильмам; его концерты для фортепиано и виолончели с оркестром, прекрасные песни, камерные произведения, музыкальные сказки… И, конечно, балет-легенду "Хумо" и музыку к балету "Чеховиана", в музыкальных образах которой маэстро обобщил сущность чеховских пьес "Три сестры" и "Чайка". А недавно, в ноябре прошлого года, он великолепно дирижировал в ГАБТе им. А.Навои исполнение оперы "Флория Тоска" великого Джакомо Пуччини, оперно-симфонические партитуры которого предъявляют особенно высокие требования к единству работы режиссёра и дирижёра.

В театре оперетты вместе с режиссёром СЕРГЕЕМ СЕРГЕЕВИЧЕМ КАПРИЕЛОВЫМ Анвар Юлдашевич поставил "Нашу Майсару", первую узбекскую комическую оперу, созданную Сулейманом Юдаковым; написал очаровательную, изящную музыку к комедии "Ребёнок напрокат" французского драматурга Жана Лераза (постановка режиссёра Руслана Шерезданова), а также к "Невесте Хлестакова", которая является авторской фантазией Сергея Каприелова по произведениям Гоголя "Ревизор" и "Женитьба". В последней он также создал великолепную музыку к стихам Александра Пушкина, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Беллы Ахмадуллиной, Саши Чёрного и французского поэта Поля Дюпена.

Гоголь и Марина Цветаева? Белла Ахмадуллина и Гоголь? Пушкин и Саша Чёрный? – спросите вы. Да, и всё это получилось очень органично, свежо и гармонично. Благодаря таланту и сотрудничеству автора пьесы, композитора и дирижёра, и всего коллектива исполнителей. Кроме того, в произведении, созданном по Гоголю, у которого единственный положительный герой – это смех, а любовные истории отсутствуют, появились и положительные герои, и любовь, и даже романтика.

Итак, 21 января вновь состоялась премьера спектакля "Невеста Хлестакова". Главные роли с неизменным успехом исполняли Суръат Артыков, заслуженный артист Узбекистана (Хлестаков), и Игорь Бухаидзе в роли отца Хлестакова. Яркую роль Свахи создала народная артистка Зинаида Соловей. Невесту Хлестакова талантливо представила ведущая солистка театра Наталья Лапкова, а роль Авдотьи исполнила не менее талантливо ведущая солистка Ульяна Семёнова. В едином ансамбле исполнителей успешно выступили остальные его участники.

КАК ЭТО СОЗДАВАЛОСЬ?

- Мы с Сергеем Каприеловым дружим и сотрудничаем уже давно, - сказал Анвар Юлдашевич Эргашев. В прошлом году во время празднования Нового года как-то спонтанно у нас появилось желание написать что-то большое и русское. И вот Каприелов мне даёт стихи вышеупомянутых поэтов. Но речь ведь идёт не о музыке к отдельным стихам, а о создании музыкального спектакля, в едином ансамбле либретто + музыка.

Я всегда пишу музыку как живописное полотно, тоны и мелодии – это краски, которые сливаются воедино и помогают создавать гармонию сценическо-музыкального целого. Я несколько раз просил Сергея Сергеевича показать мне либретто. Не тут-то было!

И тут в разговор вступает Сергей Сергеевич:

- А я Анвару Эргашевичу отвечаю: у меня либретто в рукописи. Но процесс пошёл. Как же иначе? Ведь меня во сне посетил сам Николай Васильевич. И ему в моём сне задали вопрос: "А продолжение Ревизора существут?" А Гоголь отвечает: "Да, существует". Гоголя снова спрашивают: "А разве вы его не сожгли?" "Это я продолжение Мёртвых душ сжёг, а не Ревизора", отвечает Николай Васильевич. Это был утренний сон, так что я его хорошо запомнил.

- И вы его воплотили?

- Да, через какое-то время я об этом сне вспомнил. Всё получилось очень логично: у Гоголя в "Ревизоре" развязкой служит оглашение приезда настоящего ревизора, а в продолжении "Ревизора" это послужило завязкой. Я логически продолжил судьбу его героев: Городничий приговорён к тюрьме, его семья полностью обанкротилась и должна переехать в деревню в Орловской губернии, из Марии Антоновны стала бесприданница… Она, однако, вспомнила, что обручена с Хлестаковым, и решает его на себе женить. Какой никакой, а всё же столичный чиновник! Не за мужика же ей в деревне выходить!

- Вы сохранили характеры героев, но к гоголевскому безжалостному смеху добавили то, за отсутствие чего современники не раз его упрекали: положительных героев, любовную историю, точнее две, и даже романтику. Некоторые сомневались в возможности такого альянса, а вы доказали, что он может быть успешным!

- Только Осипа я переиграл: в "Невесте Хлестакова" он у меня простак и добрый малый, а ещё я развил роль Авдотьи. О ней в гоголевском "Ревизоре" всего одна фраза, сказанная Бобчинским, что, мол, встретил вашу ключницу Авдотью, которую вы послали за французским коньяком…

- А у вас получилась женская роль второго плана, очень яркая, колоритная, с окающим русским диалектом и с русским характером. И в не менее ярком и обаятельном исполнении Ульяны Семёновой…

- С Ульяной Семёновой я работал первый раз и, признаться, опасался, что она "из консерваторских, академических", и в плане актёрском придётся её переучивать для оперетты. Но Ульяна попала в самое яблочко! Я очень рад, что ошибся, вместе с Максимом Воланским, исполнителем роли Осипа, они оба молодцы!

- Сергей Сергеевич, вы ведь не в первый раз обращаетесь к творчеству Гоголя…

- Да, впервые это было, когда я преподавал в Театральном институте им. Островского и поставил вместе со студентами "Сорочинскую ярмарку". Потом несколько раз ставил "Ревизора", в том числе в Узбекском драматическом театре, где я работал режиссёром 15 лет. Ну, а теперь вот "Невеста Хлестакова".

- Ваши планы?

- Никогда не сообщаю их заранее. Но скажу, что с Анваром Юлдашевичем собираемся создать новый мюзикл. А в "Невесту Хлестакова" добавить арию Свахи. А ещё - хочу поставить "Двенадцатую ночь, или что вам угодно" Вильяма Шекспира.

- В этом произведении вы, конечно. тоже дадите волю своей творческой фантазии!

- А как же иначе! Сам великий драматург сказал: "… или что угодно".

ЕЩЁ ОДИН АСПЕКТ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Картина будет неполной, если не сказать, что оба: и режиссёр, и дирижёр действуют ещё в одной ипостаси: педагогической. Как в отношении студентов, так и по отношению к исполнителям, актёрам.

- Все исполнители ужасно рады, когда дирижирует Анвар Юлдашевич, -говорит Наталья Лапкова. - Он прямо "вкладывает" в уста поющих правильные ноты и тоны. И готов дать конкретные советы, консультации любому исполнителю.

Её поодерживает Ульяна Семёнова: - Да, это ещё одна школа практического мастерства и с Анваром Юлдашевичем, и с Сергеем Сергеевичем. Оба очень требовательные и заботливые, а это залог успеха.

А бывший студент С.С. Каприелова Мухаммадали Искандаров в своём интервью, опубликованном на издательском сайте "krasota.uz", сказал: "Единственный педагог в моей жизни – Сергей Сергеевич Каприелов, главный режиссёр театра оперетты. Он много сделал для нашей группы и лично для меня. Он нас воспитывал. Он для меня – всё, и я считаю его отцом. Всё, что я знаю – это то, что он в меня вкладывал на протяжении трёх лет".

- Трогательно. – прокомментировал Сергей Сергеевич Каприелов.- Но я, помнится, Мухаммада ругал больше всех, и он даже возмущался: ну что вы, мол, только меня ругаете? А потому что было ясно: из парня будет толк. Сейчас он успешный кинорежиссёр.

*****

Беседа закончилась, но среди упомянутых участников этого вечера мне хочется сказать ещё об одном: о нашем, узбекистанском, зрителе. Ведь это всё делается для него и ради него!

У нас очень хороший зритель. Хорошо воспитанный, неплохо образованный и сердце у него на правильном месте. О нашем зрителе едва ли можно сказать, что глубине переживаний и высоким чувствам он предпочитает попсу, порно и Бог весть что ещё! как на это часто жалуются критики других регионов.

Иначе разве он заполнял бы наши зрительные залы, в которых наряду с юмором и смехом его потчуют поэзией и романтикой, и не стареющим обаянием возвышенных чувств?

Поэтому в заключение своего интервью хочу выразить благодарность всем его участникам, в том числе нашим зрителям.

 

АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА





Другие материалы рубрики

23.01.2018 / 10:58:41

"Манон Леско" Нетребко: реальная любовь на сцене Большого театра

Есть премьеры, о которых рассказывают только специальные театральные издания, есть премьеры, о которых вообще никто не рассказывает (и правильно делает), а есть премьеры, о которых знают даже те, кто в театр не ходит и даже не знает, где находятся эти самые театры. Премьера в Большом с Анной Нетребко - тот самый случай. Знают все! Далее...

23.01.2018 / 09:55:28

День рождения Марка Вайля

25 января – день рождения основателя театра "Ильхом" Марка Вайля. К сожалению, это десятый день рождения, который мы отмечаем без него. Далее...

21.01.2018 / 19:52:43

В ГАБТе им.А.Навои готовятся новые премьеры. В этот раз представляется мировая классика – балет "Дама с камелиями" по драме А.Дюма на музыку Верди и Масканьи, а также опера А.Рубинштейна "Демон"

Совсем недавно зрители аплодировали новой постановке балета Арифа Меликова "Поэма двух сердец". А теперь буквально на днях мы увидим знаменитый балет "Дама с камелиями", а в марте 2018 года - выдающееся творение Антона Рубинштейна, которое украшало долгие годы мировую сцену, опера "Демон". Далее...

18.01.2018 / 14:38:12

В ГАБТе им.А.Навои состоялся новый премьерный показ балета Арифа Меликова "Поэма двух сердец". Постановка посвящена 100-летию со дня рождения Шарафа Рашидова

14 января, в ГАБТ им А.Навои прошел новый показ премьерного балета Арифа Меликова по либретто Ш.Рашидова "Поэма двух сердец" в связи с празднованием Дня защитников Родины. Далее...

12.01.2018 / 00:02:33

Янги йил эртак томошалари

Янги йил негадир йилнинг энг мўъжизали байрами бўлиб туюлади. Киши болалигини, ундаги эртакларни соғинади. Кишига келаётган йилда негадир гўё барча орзулари амалга ошиши аниқдек бўлиб туюлади. Далее...





17.02.2018 / 13:46:39
Впервые: шедевры портретной фотографии в ТДФ
 
11.02.2018 / 13:03:48
Бобур Исмоилов: "Хватит писать Чимганские горы — они устали позировать"
 


17.02.2018 / 12:28:19
Подготовлен документальный фильм "Исконные дружеские корни", посвящённый дружбе Узбекистана и Азербайджана
 
17.02.2018 / 11:27:28
Как открылся Берлинский кинофестиваль
 


09.02.2018 / 17:40:44
Алишер Навоий ва XXI аср
 
07.02.2018 / 12:21:51
2017 год в Андижане был годом З.М. Бабура
 


01.02.2018 / 15:19:56
В Международном Вестминстерском Университете в г. Ташкент (МВУТ) студенты обстоятельно поговорили с доктором архитектурных наук Камиллой Маннановой
 
01.02.2018 / 15:10:59
В Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзода хорошо сдали зачеты по курсовым творческим работам
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2018 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте