Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
30.03.2014 / 07:23:52

Театр и его великий представитель


 

В клубе «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК УЗ  28 03 14 состоялся литературно-музыкальный вечер: «Театр и его великий представитель Сергей Юрский – писатель,  актёр, режиссёр».

Гостями вечера были руководитель Представительства «Россотрудничества» в Узбекистане в ранге Советника Посольства России в Узбекистане Валерий Викторович Кайер и заместитель руководителя «Россотрудничества» Лариса Ивановна Ефремова из Москвы. Лариса Ивановна, ознакомившись с музейной экспозицией, связанной с жизнью, творчеством и пребыванием А. Ахматовой в Ташкенте в годы второй мировой войны (1941-1944), не могла скрыть своего волнения. Она призналась, что растрогана  тем, что никак  не ожидала, что в узбекской столице попадёт  в такой уютный уголок, где люди собираются и  говорят с любовью о русской литературе, где бережно сохраняют память о выдающемся русском поэте 20 века – Анне Андреевне Ахматовой: «Это пример для наших детей и внуков – поверьте, даже в России не везде можно встретить такое искреннее почитание русского  художественного слова среди простых людей».

Программа  вечера оказалась очень насыщенной: прозвучали в записи стихи А.С. Пушкина «Признание», «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной» и другие в исполнении С. Юрского. Геннадий Арефьев исполнил песни на стихи С. Юрского из его сборника поэзии и прозы «Жест». Елена Стрекалова познакомила публику с публицистикой С. Юрского из книги «Попытка думать». Геннадий Ковалёв и Раиса Крапаней декламировали стихи разных лет «Платье», «Звонок, который не дождался», «Дальнее следование». Они отличались пронзительной откровенностью, богатым эмоционально-смысловым насыщением и особым интонационно-голосовым аспектом художественной речи.

Выставка книг С. Юрского с адресными автографами для А.В. Маркевич и её личные воспоминания о нём дополнили наше представление о многогранном талантливом деятеле театральной культуры, кинематографа, литературы, который скромно отрицает свою принадлежность к интеллектуалам, но  остаётся им всегда до мозга костей.

Первое знакомство с актёром С. Юрским у  А.В. Маркевич состоялось в ленинградском Большом драматическом театре в 1964 году, где он играл Чацкого в  знаменитом спектакле «Горе от ума» по пьесе А. Грибоедова, поставленном Г. Товстоноговым. Свои зрительские симпатии  Маркевич выразила весьма своеобразно. Она отправила из Ташкента  в северную столицу   любимому артисту посылку с сухофруктами  и длинным посланием, в котором подробно передала свои переживания от  увиденного спектакля. Так началась их многолетняя полувековая дружба.  А.В. Маркевич ежегодно в международный День театра проводит в клубе «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» вечера творчества С. Юрского, расширяя круг почитателей его многогранного таланта.

Народный артист России Сергей Юрский родился 16 03 1935 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский театральный институт. Работал в Большом Драматическом театре им. Горького (Ленинград), с 1978 — в театре им. Моссовета (Москва). Член редколлегии «Континента». Являясь убежденным поклонником системы Станиславского в изложении Михаила Чехова, он создал «АРТель АРТистов Сергея Юрского» (1992). Именно она призвана воплотить его давнюю мечту о создании «театра для людей». В последние годы С. Юрский  вылепил галерею блистательных театральных персонажей – от Фомы Опискина до героев Гоголя, Ионеско, Бергмана.

Как прозаик дебютировал в 1977 г.: автор нескольких книг поэзии и прозы («Кто держит паузу», «В безвременье», «Жест», «Содержимое ящика») и многих повестей, рассказов, воспоминаний и публикаций по вопросам культуры в центральных российских журналах.

Его проза столь же драматична, личностна, как и его театральные постановки. Она содержит интонацию живого человеческого голоса, обращённого к читателям, поэтому всегда диалогична: это тексты-высказывания, в которых информация сопряжена с оценочностью и эмоциональностью. Здесь важно всё: построение фразы, пунктуация, сокровенная интонация диалога, искреннее взаимопонимание и единение с читателем-другом.

Вот как рассказывает о себе С. Юрский:

- «...В детстве  я мечтал быть клоуном. Я и  сейчас думаю, что из всех актерских  профессий клоун – самая абсолютная. Тут игра ва-банк. Тут игра с  огнем. Тут очевидны победа и  поражение актера. Зал должен  смеяться. Смеются – победа, не  смеются – поражение-Тут всегда «гамбургский» счет. В театре отношения со зрителями тоньше, сложнее и... смутнее: зрители не смеются на комедии – можно глухо уйти в общение с партнером – что ж, не поняли. Мы, дескать, и не очень-то хотели вас рассмешить. Зрители засмеялись неожиданно в драматическом месте – ну. что же, может быть, мы и задумывали тут иронию. В театре зритель только из самого представления узнает (а иногда и не узнает), к какой реакции его призывают актеры. При выходе клоунов зритель заранее знает – будут смешить. Он хочет смеяться, он готов. Но все же – заставить человека захохотать в голос (для клоуна ведь улыбки мало) очень трудно. И здесь как дуэль на шести шагах – или попал, или... подумать страшно.

В детстве, живя вместе с родителями за кулисами Московского цирка, худруком которого был тогда отец, я был свидетелем рождения Первой студии разговорных жанров, готовившей цирковых клоунов. Я видел их занятия и экзамены. Видел мучительный поиск клоунской маски. Видел рождение выдающегося клоуна и артиста Юрия Никулина, учившегося в этой студии. Помню, сколько людей, не бездарных и не ленивых, отсеялось, отошло от профессии, не выдержав этого чудовищного напряжения ежедневной дуэли, прямого контакта со зрителем, потребности каждый раз оправдать надежду – рассмешить, заставить хохотать.

Позднее, когда я уже увлекся театром, я мечтал только о комических ролях. Смех я считал высшей и абсолютной реакцией. Грохнул хохотом зрительный зал – значит, есть взаимопонимание, значит, все правильно, нет – значит, мимо, не удалось. Комический актер – азартная профессия. Герои спрашивают друг друга: «Как игралось?» Комики спрашивают: «Как принимали?» У комиков критерий более грубый и более объективный.

В профессиональном театре и в кино я начал с ролей комических, эксцентрических. Активно использовал в ролях яркий внешний трюк, акробатику, преувеличенную цирковую мимику.

Когда судьба в лице Товстоногова и его рукой направила меня на совсем иной путь и я стал играть лирические, а потом драматические и трагические роли, я и в них искал эксцентрическое начало. Не только потому, что совершенно без юмора, без комического оттенка не может, на мой взгляд, существовать вообще ни одно театральное произведение, но еще и потому, что мне необходимо было в любой роли периодически, хоть изредка, слышать смех в зрительном зале – это для меня по-прежнему было проверкой понимания, единственным достоверным критерием того, что зал душевно следует за мной. Только после этого я мог себе позволить играть серьезную или лирическую сцену – у меня появлялась уверенность.

Так было в Часовникове («Океан» Штейна), в Винчснцо («Никто» Э. Де Филиппо). Так было и в Чацком, и позднее в Эзопе («Лиса и виноград» Фигейредо), и в Мольере («Мольер» Булгакова). Случалось, что комические штрихи теснили чисто драматическое звучание роли, и я выслушивал нарекания от зрителей и критиков. Я расстраивался и соглашался: наверное, слишком, наверное, перебрал. Но от избранного пути к смешению жанров не отказывался – живая реакция во время спектакля мне была дороже похвал за строгость исполнения после того, как опустился занавес. Позднее я стал несколько иначе смотреть на эту проблему, но это позднее. А тогда, если мне не удавалось найти в роли комического оттенка, я считал роль проваленной, да так оно и бывало – на одной лирической ноте я держаться не хотел, да, признаться, и не умел: пример тому – неудача в роли Сергея («Верю в тебя» Коростылева).

Именно по этому принципу я строил свои концертные программы. Они сразу стали смешением жанров, причем, в отличие от принципа «смешанных» концертов, где «серьезное» идет сперва, а под конец развлечение, я почти всегда открывал концерт комическим, а в финал ставил вещи драматические и лирические.

Все началось с Пушкина...». 

Сергей  Юрский выступал как чтец, в общей сложности, с пятнадцатью программами  классических и современных авторов. Рассказы Чехова, Зощенко, проза Гоголя, Бабеля, Шукшина, поэзия Пушкина, Пастернака, Мандельштама... Залы на спектаклях, концертах, «капустниках» с участием Юрского всегда были переполнены.

Мне посчастливилось услышать С. Юрского в Омском драматическом театре 14  июля  1998 г. Он выступал с концертной программой, посвящённой А.С. Пушкину. В программе прозвучали в исполнении незаурядного актёра-чтеца «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин» и сцены из «Маленьких трагедий» А. Пушкина. Действительно, с авансцены в зал  от одного  исполнителя шла такая мощная энергетика звучащего Слова, что зрители плакали, и смеялись, и вновь после оглушительных оваций слушали артиста, затаив дыхание, словно впервые для себя открывали  вечно нового поэта во все времена  – А.С. Пушкина.

Мне посчастливилось тогда же  побывать   не только на литературном концерте С. Юрского, но и на  спектакле  "Стулья" по пьесе Эжена Ионеско. Я купила два «счастливых» билета – для себя и моего бывшего однокурсника Евгения Калинина. Он в то время переживал трудные времена после автоаварии, отнявшей у него здоровье и впоследствии повлекшей безвременную кончину, о которой я узнала  в 2010 г. на юбилейной встрече с выпускниками журфака  МГУ имени М.В. Ломоносова.

В одной из своих книг  "Кого люблю, того здесь нет"  С. Юрский,  как он пытался зафиксировать на пленке поставленный им в театре им. Моссовета спектакль "Правда - хорошо, а счастье - лучше" с Фаиной Раневской. Запись была отменена из-за ее плохого самочувствия, и в итоге от этой работы остались одни только воспоминания. К счастью, для нас с Женей Калининым всё обернулось благополучно -  мы посмотрели спектакль  «Стулья» "живьем" с участием в ролях: Левьё - Сергей Юрский; Лавьей - Наталья Тенякова.

Спектакль не прост для восприятия. Элементы трагедии, фарса, мелодрамы сплелись в нем столь причудливо, что не сразу настраиваешься на нужную волну, не сразу ухватываешь стержневую идею. И тем не менее, с первой до последней минуты спектакля зрители, как завороженные, с напряженным вниманием вбирали в себя происходящее на сцене.

Причина - виртуозная, блистательная игра Сергея Юрского и Натальи Теняковой. О чем же он, этот спектакль? О старости, об одиночестве вдвоем? Да. О любви? В какой-то степени. Но не только об этом. Как ни странно, за нелепыми речами и эксцентрическими выходками героев пьесы брезжит очень серьезный, чтобы не сказать - глобальный вопрос: о смысле человеческого существования.

У Ионеско герои прыгают из окон. У Юрского - уходят вверх по лестнице. Дело не в том, что Юрский отступил от замысла драматурга, но в принципиальной разнице этих вариантов: падение вниз, в пучину небытия, или восхождение к чему-то неведомому. Безмолвный оратор у Юрского также пишет на грифельной доске мелом набор букв "ПРЩТ", который достаточно легко поддается логической расшифорке, а Юрский на поклонах показывает табличку с "ПРЩТ" зрителям, лишний раз подчеркивая осмысленность надписи, в то время как в пьесе Ионеско, и это совершенно принципиальный момент, все, что делает, пытается говорить и писать Оратор, не имеет и не может иметь никакого смысла. В итоге, трагикомическая история про неудачников, пребывающих в плену утешительного самообмана выглядела не до такой степени беспросветной, как пьеса Ионеско про стулья, на которых никто не сидит.

Спектакль у зрителей оставляет много вопросов. Об этом мы размышляли, глядя на сцену и потом после спектакля, сидя в летнем кафе за чашкой кофе с моим  другом студенческих лет. Тогда мы ещё не знали, что больше с ним не увидимся и не сможем поговорить по душам. В любом случае – сделали мы вывод - этот мастерски поставленный и замечательно сыгранный спектакль будоражит мысль и чувство, заставляет душу зрителя трудиться… и надолго останется в нашем сознании.

Поздно вечером после спектакля для меня  было сюрпризом, наградой судьбы  встретиться  в фойе центральной гостиницы, располагавшейся на набережной  Иртыша,   недалеко от Омского областного драматического театра,  с супружеской четой – С. Юрским и Н. Теняковой. Сергей Юрьевич отдыхал после  представления, удобно расположившись в кресле  и отвечал лёгким поклоном на приветствия своих фанатов, которые узнавали его и брали у него автограф.  В тот момент я поняла, что человек публичной профессии не может принадлежать только  своим близким родственникам. С. Юрский  служит всем, кто так или иначе прикоснулся сердцем к его творчеству и поняла, что жизнь всего мира идёт не как-нибудь, а по своим строгим законам, главный из которых: это добро, разум, любовь, свобода, духовное единение людей. 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

28.03.2014 / 09:05:10

Программа показа фильмов в театре "Ильхом" в апреле

Представляем расписание работы киноклуба в театре "Ильхом" на апрель 2014 года Далее...

27.03.2014 / 20:30:15

27 марта - Всемирный день театра

27 марта 2014 года театры в Узбекистане, как и во всем мире, отмечают свой профессиональный праздник — Всемирный день театра. Далее...

27.03.2014 / 09:36:25

Кругом творятся чудеса - их надо вовремя увидеть

Кругом творятся чудеса - их надо вовремя увидеть Далее...

22.03.2014 / 13:57:33

Куклы бывают разными! Грустные, веселые, задумчивые, смешные…

Каждая несет в себе образ, определенную судьбу. Наверное, это очень сложно - быть кукловодом. Ведь так важно не дать характеру куклы затеряться, представить его во всех красках. О куклах с нами говорила Динара Юлдашева, режиссер Ташкентского Кукольного театра, автор многих пьес и просто замечательный человек. Далее...

22.03.2014 / 12:51:48

Очарование музыки и волшебство отточенных движений…

Взрослые и дети одинаково хорошо знают сказку Ш.Перро "Спящая красавица", ставшую основой сюжета одноименного балета-феерии П.И.Чайковского. Совершеннейшая гармония музыки Чайковского и хореографии Петипа - это красота, подчиняющая себе природу и человеческие отношения. Образы сказочных героев на сцене ГАБТ им А.Навои воплотили Народный артист Узбекистана балетмейстер-постановщик Ибрагим Юсупов. Далее...





25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...
 
13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


29.04.2024 / 13:02:16
В Ташкенте вновь звучат мелодии мирового джаза. Центром проведения нового международного фестиваля джаза стала летняя площадка Дворца международных форумов "Узбекистон"
 
27.04.2024 / 12:01:08
Во Дворце профсоюзов Узбекистана с успехом прошли концерты известного узбекского композитора Султан Али Рахматова.
 


02.05.2024 / 16:35:40
Фестиваль "Бойсун Бахори" ("Байсунская весна") Узбекистан
 
10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 


01.05.2024 / 11:39:33
ПОДВИГ СТРАСТНОГО БОРЦА ЗА МИР , НАРОДНОГО ПОЭТА УЗБЕКИСТАНА ГАФУРА ГУЛЯМА В ПАМЯТИ НАРОДОВ НА ВЕКА
 
25.04.2024 / 19:02:49
Русский дом в Ташкенте принял участие в международной конференции "Русский язык и литература в современном мире", посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося русского писателя В.П. Астафьева, которая прошла в Национальном университете
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте