Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
10.02.2022 / 18:09:30

Триумф "Царской невесты" на сцене ГАБТ им. А. Навои


В минувшее воскресенье 06. 02. 22 на сцене Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои ценителям оперного искусства была представлена опера Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста". В основу драмы русского поэта, переводчика и драматурга Л.А. Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. В опере (либретто написано И. Ф. Тюменевым) сюжет драмы Мея не претерпел существенных изменений, а её драматизм неизмеримо усилился гениальной музыкой. Бытовую пьесу Мея композитор превратил в лирико-психологическую музыкальную драму, сохранив вместе с тем сочно написанные драматургом жанровые сцены.

Задуманная и начатая в феврале 1898 года, опера была сочинена и завершена в партитуре в течение десяти месяцев и в следующем сезоне поставлена Частной русской оперой Мамонтова. На императорской сцене опера была поставлена в 1901 году (Мариинский театр). У публики сочинение имело очень крупный успех, перекрывающий даже триумф «Садко». В 1902 г. состоялась пражская премьера. Опера не сходит со сцен ведущих российских музыкальных театров и в XXI в. стремительно завоёвывает также зарубежную публику.

Спектакль «Царская невеста» живёт на сцене ГАБТ имени А. Навои счастливой сценической жизнью, сменяя составы исполнителей, ярко участвуя в международных фестивалях, принимая в орбиту действия ярких гостей –гастролёров – и по праву любим ташкентской публикой. Этот спектакль, сохраняя свои лучшие свойства, вновь раскрылся перед зрительным залом, заполненным музыкальной общественностью Ташкента, – предстал поистине в новом качестве и был триумфально принят публикой. Накануне представления режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Узбекистана А.Е. Слоним кратко рассказал о главной концепции спектакля, не сходящего с афиши ГАБТ с 2014 года:

- В суровую эпоху правления российского царя Ивана Грозного, в период безудержного разгула и вседозволенности опричнины, разворачивается трагическая история прекрасной и юной Марфы, беззаветно любящей своего жениха Ивана Лыкова - но силой неумолимых обстоятельств ввергнутой в горькие перипетии. Страсть к ней опричника Григория Грязного, неудержимый всплеск ревности его возлюбленной Любаши, её слепое стремление погубить ни в чём не повинную Марфу, коварство придворного лекаря-немца Бомелия, любовь к дочери отца Марфы, купца Собакина - всё это сплетается в некий роковым образом запутанный узел, сковавший судьбы героев неразрывными цепями и необузданной игрой страстей. А образ грозного Царя Ивана, увенчивающего эту пирамиду, - оказывается горестно роковым и в кажущемуся ему всесилии, и в бессилии перед непреодолимой тяжестью обстоятельств и роковых путей судеб.

И главное предостережение нам, сегодняшним, в материале этой оперы заключено в призыве оберегать истинно прекрасное, беззащитное и ранимое от любых форм насилия, от бесплодных и пагубных попыток «присвоить» эту великую красоту и сделать своей собственностью. А нередко случается, что в суетном страхе перед непостижимой необычностью этой красоты – ее стремятся попросту устранить  физически  с пути, чтобы не мешала она более обыденному и привычному… Мы с трепетным волнением ждём новой встречи с вами на этом особенном спектакле! И пусть ваша встреча с оперой "Царская невеста" принесёт новые добрые впечатления, а ваши светлые излучения душ дадут нашим прекрасным исполнителям заряд особой энергии и правды чувств!

Прекрасная, полная завораживающей мелодики и динамичной драматургии музыка, богатство исполнительских красок лучших солистов оперной труппы ГАБТ имени А. Навои раскрыли перед зрителем всё богатство великой оперы Римского-Корсакова в динамичной постановке и экспрессивном исполнении. Особенно примечательно  и значительно, что этим спектаклем впервые дирижировал новый главный дирижёр Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте Денис Власенко. Его разнообразные международные проекты с участием крупнейших оперных певцов современности вызывают неизменный энтузиазм зрителей разных стран, в том числе жителей и гостей Ташкента.

Маэстро любезно согласился дать эксклюзивное интервью сайту Культура.Уз перед началом спектакля. В его облике сразу же бросается в глаза европейский шик наружности, сочетающийся с одухотворённым выражением лица и мягким бархатным тембром голоса, располагающие к откровенной беседе.

- Денис Георгиевич, как Вам работается в новой должности с симфоническим оркестром ГАБТ?

- Мы начинаем друг друга понимать, сознавать, чувствовать, хотя ещё пока есть масса проблем и вопросов не одного месяца, которые мы стараемся постепенно решать. Многое будет зависеть от восприятия и оценки публики нашей совместной работы и перемен к лучшему, надеюсь. Оркестр готов к новым веяниям, как и я вместе с новым руководством театра.

- Как шла работа над оперой «Царская невеста»?

- «Царская невеста» - это шедевр Николая Римского-Корсакова, который, к счастью, в настоящее время успешно идёт на сцене многих театров мира, в том числе в Лондоне, Берлине, Париже, Милане.

Он дополнил три известных во всём мире русских оперных спектакля: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, а также «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Мы будем всячески поддерживать тот высокий художественный профессиональный уровень, который нам задал Римский-Корсаков перед оркестром, и дирижёром, и перед солистами. Это не самая простая опера в плане музыкальной драматургии.

Как Вы работаете с нашими солистами, имея опыт выступлений с такими мировыми звёздами, как: Анна Нетребко, Юрий Башмет, Вадим Репин, Аида Гарифуллина, Денис Мацуев, Александр Рудин, Мария Гулегина, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Сергей Крылов, Люка Дебарг, Эрвин Шротт, Джозеф Каллейа и многие другие артисты?

- В моём понимании «звезда» - это тот исполнитель, кто понимает свою роль, свою партию, образ, который он выносит на сцену, неважно, в какой опере. Иногда я встречаю совсем молодого солиста, который точно понимает свою партию, и даже если ему не хватает каких-то высоких профессиональных способностей, - как правило, именно такие артисты впоследствии добиваются мирового успеха и признания.

В этом театре есть талантливые солисты, с которыми очень приятно работать и видно, что они хотят работать и профессионально расти, задают мне вопросы, на которые я охотно отвечаю. Над этим спектаклем и партиями вокалистов я влился в работу в тандеме с опытным режиссёром-постановщиком Андреем Евсеевичем Слонимом.

«Театр - это сообщество единомышленников, а если мы будем думать в разные стороны, то не сможем осуществить наши планы, которые мы уже обсуждаем на довольно длительный пятилетний период вперёд, - сказал дирижёр.  - У нас впереди много работы, и я верю, что у нас будет сплочённая команда. Театр не должен стоять на одном месте: он должен постоянно развиваться.

- Я уже слышала мнение одного молодого оркестранта Дмитрия Стрелкова (фагот), что теперь для них каждый рабочий день – праздник. А для Вас?

- Мы будем стараться – я имею в виду новую команду во главе с директором театра - Рамизом Усмановым, - чтобы каждому артисту и музыканту, играющему в оркестре, здесь в театре было, действительно, хорошо, чтобы каждый сотрудник театра получал удовольствие от своей работы и чтобы трудовые будни для них были настоящим праздником, как  Вам сказал в приватной беседе мой коллега. Хотелось бы, чтобы артисты выходили на сцену с ощущением, что это большое событие для них, чтобы это были важные вехи в их творческой карьере и чтобы как можно меньше было в этом процессе рутины: это сложно сделать на самом деле в репертуарном театре.  Будем надеяться, что каждый вечер мы будем для зрителей создавать какой-то праздник.

Вот я хожу сейчас на балетные спектакли и понимаю, какой там достигнут праздник, благодаря, тому, что артисты балета ответственно и трепетно относятся к своим репетициям и выступлениям и, конечно, во многом, благодаря усилиям Андриса Лиепы. Поэтому они имеют такой тёплый приём у публики.

Театр – организм, который предполагает единомыслие – и это самое главное. Мы должны все друг другу соответствовать. При наличии разных мнений, мы должны двигаться в одном направлении.

- Ради новой работы Вам пришлось уйти из Государственного симфонического оркестра “Новая Россия” под руководством Юрия Башмета, где Вы проработали 10 лет, а также отказаться от многих гастролей по миру. Вы многим пожертвовали в своей карьере ради новой должности. Как Вы это расцениваете сегодня?

- Я отношусь ко всему философски: если это произошло - значит, это должно было случиться для чего-то. Какие-то потери неизбежно произошли, но, может быть, я обрёл на новом месте что-то более важное?  Я думаю, что всё будет органично и адекватно. Конечно, есть некоторые запланированные концерты, от которых я не могу отказаться. Думаю, всегда можно договориться, но моя основная деятельность будет сконцентрирована в этом театре.

Первой работой Дениса Власенко в новой должности была опера Джузеппе Верди “Травиата” в январе этого года. В планах у маэстро много интересных постановок, среди которых как европейский, так и национальный балетный и оперный репертуар, в том числе опера П. Чайковского «Евгений Онегин» и балет «Спартак» А. Хачатуряна. Из национальных сейчас близок к выходу "Леопард из Согдианы" И. Акбарова. Запускается к работе опера

М. Бафоева "Алишер Навои". Планируется традиционный фестиваль «Ташкентская весна» с приглашением разных зарубежных артистов. «Всё это, надеемся, увидит свет в течение этого календарного года», - заверил Денис Власенко в эксклюзивном интервью сайту Культура.Уз. 

Денис Власенко будет отвечать за музыкальную часть и вокальный  уровень солистов, но при этом уверен, что будет смотреть в одну сторону с режиссёрами-постановщиками будущих спектаклей, как в случае с

А.Е. Слонимом в работе над оперой «Царская невеста». По мнению главного дирижёра театра, когда «Лебедь, рак и щука» - то ничего не получается -   всегда нужен тандем и единомыслие в подготовке спектакля:

- Я надеюсь, что мы и команду сможем обновить, и состав оркестра как-то улучшить, и, может быть, у нас новые солисты появятся… Театр – это живой организм, который предполагает изменения в лучшую сторону. 

 

Директор ГАБТ Рамиз Усманов, в конце октября прошлого года назначенный  на должность директора театра, сменив на этом посту Махмуда Муратова, который возглавлял театр с 2015 года, и режиссёр-постановщик театра Андрей Слоним, на различных сценических площадках осуществивший постановки более 65 спектаклей, убеждены, что опыт и умение Дениса Власенко могут сыграть решающую роль для дальнейшего развития художественного уровня творчества нашего Большого театра и его утверждения на международной арене.

Зрительный зал Большого театра был переполнен любителями классической оперы. Во время действия зрители, затаив дыхание, прислушивались к новому звучанию оркестра. Дирижёр словно волшебной палочкой открывал в музыкантах и вокалистах второе дыхание, чтобы они могли вдохнуть в сценические образы новую жизнь. Время от времени раздавались овации одобрения и восторга публики на выступления артистов и виртуозное исполнение музыки Римского-Корсакова симфоническим оркестром театра под руководством Дениса Власенко.

Как в любой оперной постановке Н.А. Римского-Корсакова, в «Царской невесте» значительную роль играет музыка: с первых тактов сдержанной увертюры до предельно выразительных возможностей драматического развития сюжета во втором действии, в котором стремительно раскрывается душевная жизнь героев. Углублённое внимание композитора к их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам, расширяясь и углубляясь, выражается в сложной и разнообразной музыке: она временами пафосно торжественна, а то обезоруживающе лирична и даже сокровенна.

И стоит сказать, что динамичная и экспрессивная постановка «Царской невесты» Андреем Слонимом в этот вечер неразрывно сплелась с обновленным звучанием партитуры и в согласии со штрихами дирижера приобрела новые краски и нюансы. Со всей полнотой властной динамики прозвучала увертюра оперы, расцвеченная в сценическом действии экспрессивным прологом с участием главных героев, включая самого Царя Ивана. Незабываемы замечательные мелодии оперы: речитатив и ария Грязного «С ума нейдёт красавица» в первом действии; две арии Любаши из первого и второго действий: в партии Любаши был сохранён склад протяжной песни (песня без сопровождения в первом действии) и дополнен драматически-романсовыми интонациями (дуэт с Грязным, ария во втором действии). В ариозо Лыкова «Иное всё…» раскрывается его лирически-нежный, мечтательный облик. Ария Марфы («В Новгороде мы рядом с Ваней жили») — одна из лучших страниц оперы. Вступление к четвёртому акту передаёт настроение обречённости. Сдержанная скорбь слышится в арии Собакина: «Не думал, не гадал». Напряжённым драматизмом насыщен квинтет с хором; признание Грязного образует его кульминацию. Мечтательно хрупкая и поэтичная финальная ария Марфы из четвёртой картины: «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?» образует трагический контраст рядом с отчаянием и исступлённым драматизмом встречи Грязного и Любаши и краткого заключительного ариозо Грязного: «Страдалица невинная, прости». А кульминационная сцена Марфы в четвёртом действии не только скрепляет всю драматургию «Царской невесты», но и выводит её за пределы бытовой драмы к высотам подлинной трагедии.

Публику также порадовало звучание хора, которое, к сожалению, обычно не является сильной стороной спектаклей. Хор опричников, как и колоритная народная сцена, как и сцена помолвки Марфы и Лыкова, как и трагическая финальная сцена в царском дворце – звучали красочно и во всём богатстве нюансов были выразительно прожиты в действии.Очень гармонично, сбалансировано, выразительно звучал оркестр под управлением Дениса Власенко на протяжении всего спектакля.

В неразрывном ансамбле с оркестром выразительно пели и эмоционально жили на сцене все герои спектакля. Оркестр точно передавал бездушный похмельный «беспредел» опричнины эпохи Ивана Грозного. В полном слиянии с музыкой и в бурной «истине страстей» шло динамичное существование героев на сцене. По законам этой музыки в полной органике с режиссёрским замыслом раскрывались и безудержность страсти царского опричника Григория Грязного (Махмуд Рузиев), и ревнивое неистовство его бывшей возлюбленной Любаши (Яника Багрянская), ставших и жертвами, и носителями зла и горько наказанных за свои злодеяния в конце спектакля. 

В полном соответствии с музыкой был живописно раскрыт характер доброго, радушного и несчастного купца Василия Степановича Собакина (Кирилл Борчанинов), повергнутого в отчаяние неожиданной бедой – смертельным недугом отравленной ядовитым зельем дочери – царевны Марфы. Музыка светоносно передаёт  возвышенную чистоту  «царской невесты», юной Марфы (Лятифе Абиева), до самой своей кончины преданной своему чувству к молодому жениху Ивану Лыкову (Бекзод Садыков). И молодые герои в воплощении Абиевой и Садыкова были органичны, возвышенны и чисты в своих светлых надеждах и чувствах и трагичны в своей гибели в борьбе с жёсткими перипетиями реального мира.

В опоре на музыку выразительно подчёркнуты и расцвечены противоречивые, неоднозначные характеры Малюты Скуратова (Султанбек Абдурахимов), лекаря-немца Бомелия (Нурмахмат Мухамедов), простоватой Дуняши, подруги Марфы (Рада Смирных) и наивной Домны Ивановны Сабуровой, купеческой жены (Надежда Банделет-Голендер). В спектакле нет мёртвых типажей, все они наделены живыми чувствами и оживлены многоцветными тембрами «действующих лиц» эпического мира Н.А. Римского-Корсакова, где чудо Любви и возвышенной Чистоты даже в смерти побеждает все исторические и житейские обстоятельства.

Царя Ивана Васильевича Грозного исполняет постановщик оперы А.Е. Слоним. Образ Ивана Грозного введён в оперу самим Римским-Корсаковым в качестве «немого» персонажа. В спектакле его влияние на события волею постановщика увеличено – образ Царя представлен сквозным, вплоть до финала и завершающей его выразительной мизансцены, в которой в обилии жертв смутной эпохи представлен и сам Иван Грозный. Он карает своего опричника Григория Грязного и через мгновение, чуть позже, бессильно обвисает на своём царском посохе. Таким образом, он   сливается в своём трагическом порыве со всеми героями и  народом, произносящим финальную фразу: "О, Господи!" - в исступленном молении о прощении за всё, за всё... Это и есть катарсис (очищение), без которого не обходится ни одна классическая трагедия со времён Шекспира до наших дней.

Стоит отдельно сказать о том, что гармония дирижёрского решения, режиссёрской концепции и индивидуальностей певцов-актёров в слиянии красивого и выразительного пения и убеждающего активного сценического действия сделала этот спектакль «Царская невеста», уже неоднократно слышанный и виденный ранее, – особенно событийным, выдающимся и значимым. Зал горячо реагировал, буквально, на каждый номер и на весь спектакль в целом. Овация в финале была поистине «премьерной». Зрители поздравили Андрея Евсеевича и всю его команду с выдающимся спектаклем. Они были в восторге, все благодарили за возможность приобщиться к Прекрасному: среди гостей были три семьи из посольства РФ в Узбекистане, которые тоже остались очень довольными спектаклем. Впервые посетившие ГАБТ им. Навои два молодых юноши-программиста готовы были стать завсегдатаями театра. Некоторые зрители признавались, что не всё до конца поняли, но хотят уже подковаться специальной литературой и ещё раз прийти на этот спектакль уже подготовленными, чтобы до конца оценить человеческую драму характеров и страстей эпохи грозного царя Ивана Васильевича. Как здесь не вспомнить слова Бертольда Авербаха: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить – на нем душа говорит с душою... Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни».

Андрей Евсеевич откликнулся на благодарные отзывы  зрителей таким образом:

- Поздравляю всю нашу команду и нашего замечательного маэстро Дениса Георгиевича Власенко с нашим спектаклем "Царская невеста», который прошёл на одном дыхании, с полной энергетической отдачей каждого участника, в богатстве нюансов и оттенков, в органике звучания и проживания образов в их жизни на сцене. Переполненный зал, к счастью, горячо принял наш труд на сцене. Благодарю всех солистов, артистов хора, оркестра, работников цехов. Отдельно поздравляю Маэстро Власенко с прекрасной работой и ярким результатом. Этот результат особенно ценен в трудных условиях пандемии, и полнота отдачи каждого из участников спектакля имеет очень высокую цену. Спасибо вам, дорогие коллеги и друзья!

Многообразие взглядов и отзывов об оперной постановке «Царской невесты» подтверждает справедливость мнения режиссёра-постановщика ГАБТ А.Е. Слонима о том, что «Придёт время, и интерес к творениям выдающегося композитора Н.А. Римского-Корсакова и углубится, и усилится.  Могучий облик творца, постигнувшего таинства Чуда во многих его проявлениях, – в наши дни не только не теряет черты своей яркости, внятности и новизны.  Он даёт явственно ощутить в реалиях, что этот великий композитор отнюдь не музыкальный деятель прошлого, а творец, на столетия опередивший в своих ощущениях мира и своё время, и свою эпоху – и неизменно близкий в своих устремлениях нам, сегодняшним…».

 

Гуарик Багдасарова

Фото Юрия Полянского





Другие материалы рубрики

04.02.2022 / 18:36:54

И снова-"Царская невеста" на сцене ГАБТ им. А. Навои

Этим спектаклем ВПЕРВЫЕ БУДЕТ ДИРИЖИРОВАТЬ НОВЫЙ ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЕР ТЕАТРА ДЕНИС ВЛАСЕНКО. Его разнообразные международные проекты с участием крупнейших оперных певцов современности вызывают неизменный энтузиазм зрителей разных стран. Далее...

03.02.2022 / 00:26:43

Впервые в Узбекистане шоу-программа "Satori" Сергея Полунина

19 и 20 марта 2022 года на сцене ГАБТ им. Алишера Навои Фондом развития культуры и искусства будет организована премьера знаменитого балета "Satori" во главе с всемирно известным танцором Сергеем Полуниным Далее...

02.02.2022 / 16:02:07

ГАБТ им. Навои поставит балет "Спартак" и оперу "Евгений Онегин"

В 2022 году ГАБТ имени Алишера Навои намерен поставить два новых балета — "Спартак" и "Джалалиддин Мангуберды" и две оперы — "Алишер Навои" Мустафо Бафоева и "Евгений Онегин" Петра Чайковского Далее...

01.02.2022 / 21:06:52

Репертуар ГАБТ им. Алишера Навои на март-2022

Репертуар ГАБТ им. Алишера Навои на март-2022 Далее...

28.01.2022 / 20:57:40

Государственный академический Большой театр Узбекистана им. А. Навои ждут существенные перемены к лучшему. Он должен выйти на новый, самый высокий международный уровень

Это становится возможным благодаря подписанному Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым Постановлению "О мерах по дальнейшему развитию оперного искусства и балета". Они будут приняты в целях дальнейшего развития оперного и балетного искусства в стране, совершенствования деятельности ГАБТа им. А. Навои Далее...





29.09.2022 / 11:02:30
В Государственном музее искусств Узбекистана проходит выставка Усто Мумина
 
28.09.2022 / 20:42:56
В парижской штаб-квартире ЮНЕСКО открылась специальная выставка фотокопий избранных произведений Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого
 


02.10.2022 / 18:37:46
Всемирный день туризма: иностранным студентам вручены сертификаты, а работникам сферы туризма нагрудные знаки "Turizm fidoyisi"
 
25.09.2022 / 13:58:58
Делегация Узбекистана приняла участие в международной туристической выставке в Париже
 


26.09.2022 / 20:38:58
О дружбе преданной и вечной. К 110-летию со дня рождения М. М. Мусаханова
 
25.09.2022 / 14:00:33
Горжусь тобой, земляк!
 


23.09.2022 / 13:11:20
В мире поэзии. Представляем стихи ташкентской поэтессы Любови Верстиной
 
22.09.2022 / 17:07:19
Лауреат международной литературной премии из Узбекистана почтил память королевы Елизаветы II в Ташкенте
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте