Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
12.05.2014 / 13:09:24

Неожиданное происшествие на гастролях летом 1962 года


Ташкентский Русский драматический театр. Неожиданное происшествие на гастролях летом 1962 года.

 …1962год. И опять ташкентский Русский Драматический Театр им Горького отправляется на гастроли в Москву. Такие гастрольные поездки считались ответственными и именовались творческими отчетами . В те времена недалеко от Спасской Башни находилось красивое здание строгой классической архитектуры – Кремлёвский Театр. На эту сцену приглашались лучшие коллективы страны с каким–нибудь нашумевшим спектаклем. Таким спектаклем «на все времена» оставалась «История пустой души» по роману Горького «Жизнь Клима Самгина». Но на гастроли отправились и другие интересные спектакли. 10 дней на сцене Кремлёвского Театра, 10 дней в Малом Театре, 10 дней в Театре им. Маяковского. А жили в самом центре Москвы, в легендарном «Метрополе»! Да о таком можно только мечтать! Надо сказать, условия поездки были на удивление выгодными. Нашла я на антресолях в семейном архиве рукописный черновик документа «Варианты, при которых возможна поездка». Пункт 3. «Театр начинает гастроли с выступлений в Кремлёвском театре в количестве 8-10 спектаклей, причём расходы по приезду в Москву и по пребыванию в Москве в течение 10-11 дней берёт на себя Кремлёвский театр». И ещё 6 пунктов, обеспечивающих театру сносную жизнь в Москве. Не знаю, осуществились ли на деле «варианты» или всё осталось на бумаге? Конечно, эти роскошества могли состояться только при поддержке республиканского руководства. С театром в качестве «группы поддержки» ездил председатель УзТО Рахим Маджидович Кариев.

 Но и руководство театра  расстаралось, конечно. Нажало на  все педали, прорвалось во все  московские кабинеты, стояло по  стойке смирно на ковре и  боролось под ковром. Тогдашний  директор театра Василий Константинович  Козлов (отец автора этих строчек!), фантазёр и фанатик театрального дела, дома совсем перестал разговаривать. Такой у него был отдых - как следует помолчать. Вся его жизнь протекала там, в театре, в сумрачном кабинете, среди бронзовых страшилищ (декор на мебели). За 10 лет своего директорства он претворил в жизнь много разных творческих полезностей. Старшее поколение его долго помнило и уважало, хотя и числился он в «деспотах». Сейчас, конечно, все эти люди ушли из жизни или стоят на самом краешке. Помнить уже некому.

 Итак, кроме «Истории пустой души» гастрольный репертуар включал «Проделки Майсары» Хамзы, «Верность» Погодина,  «Гамлета» Шекспира, «Испорченного ребёнка» Прагджи Досса, «Аэлиту» А. Толстого, а в театре им. Маяковского играли ещё и «Третью голову» Эмэ.

 Путь в Москву опять -таки походил на бег с препятствиями. Перед гастролями покинул театр главный режиссёр А.Михайлов, постановщик спектакля «Гамлет», до сей поры любимый и почитаемый Владимиром Рецептером. Я заметила, что в театре не приживались режиссёры с супругами – основными героинями. А это был именно тот случай. Ганкевич – Михайлова была неплохой актрисой. Но в труппе было пять хороших актрис, способных играть роли такого плана. И начались различные чудеса… В довершение всего - вдруг прикрыли готовый спектакль «Остров Афродиты» по пьесе Парниса. А снятие спектакля – чёрная метка для главного режиссёра. До сих пор не совсем ясно, почему? Тогда, конечно, причину искали в политической ситуации, но «шерше-ляфамы» тоже нельзя сбрасывать со счетов.

 Москва встретила гастролёров невиданными для ташкентцев дождями. Люди настолько расслабились, живя в Ташкенте, что зонтиков в дорогу не взяли. Принарядившись в «Метрополе», призавившись и приподкрасившись, актрисы отправлялись в недолгий путь из «Метрополя» в Кремль. На подступах к Красной площади хляби небесные разверзались и стайка райских птичек моментально превращалась в мокрых куриц.

 Открывались, конечно, «Историей  пустой души». Пригласили гостей  из разных сословий! И в первую  же ночь Михаилу Мансурову  внезапно стало плохо, его госпитализировали… Без Клима Самгина можно было собирать вещи и ехать восвояси. Благодаря этому спектаклю состоялись гастроли, предполагалось, что Мансуров вот-вот получит звание Народного артиста УзССР. И вот тут…

 Мне было уже 14 лет и я  «выходила в массовке» (участвовала  в массовых сценах). Для того, чтобы  пройти в здание Кремлёвского  театра надо было предъявить  пропуск и паспорт, которого у  меня ещё не было. Молодые солдаты, караульные, всякий раз не пропускали  меня в здание и чинили допрос, как, что и почему. Наверное, скучно им было. По этой причине в театр я вошла последней. Интерьеры здания были по-кремлёвски красивы в зрительской части, безупречно стерильны в артистической... Обычного закулисного сумрака и беспорядка там изначально не было, но в тот день как-будто солнце выключили вместе с электричеством. Никто не слонялся за кулисами, никто не сидел в зале, в курилке не рассказывали анекдоты… Сработал закон внутритеатральной этики, так как на сцене шла репетиция – срочный ввод на главную роль! Я всё-таки просочилась на сцену. Горел слабый дежурный свет. На сцене находился Роман Денисович Ткачук и несколько персонажей. За Ткачуком тенью скользила режиссёр Ольга Александровна Чернова с огромной кипой листов в руках. Это была роль главного героя, которую завтра вечером актёр должен был сыграть. О Ткачуке пишут много, но этот большой актёрский подвиг не вспоминают отчего-то. Драматические роли только-только стали появляться в жизни  уникального актёра. Считался он комедийным. Значит никаких наработок из прошлого не было в запасе. Голый человек на голой земле!!! Я не могу описать тот ужас, то колоссальное напряжение всех сил, духовных и физических, которые испытывает актёр в такой ситуации. Репетиция шла бесконечно долго. Роман Денисович ходил по сцене с ролью, за ним Чернова с пьесой, а партнёры тихо « подавали реплики». Ткачук был бесконечно профессионален и порядочен в своём ремесле, расчётлив и отважен. И спектакль состоялся! Больше того, появился новый Клим Самгин, отличный от мансуровского. Открытие гастролей прошло с большим успехом. По просьбе театра, известный писатель Лидин записывал высказывания зрителей. Делал ли он это сам, или какие-то его помощники, я не знаю.

 Сохранился черновик за подписью  Евгения Лидина.( Но чтобы не перепутать Евгения Лидина с другими "Лидиными" в литературе,  даю ссылку http://www.belousenko.com/wr_Gendlin.htm ) Обращение к автору с такой непростой судьбой, как Леонард Гендлин, - ещё один балл в пользу театра им. Горького. Конечно, период  деспотизма уже остался в прошлом, но на деле какие -то рогатки приходилось преодолевать даже при постановке пьес на эту тему.  Но "Верность"( или "Чёрные птицы") Н. Погодина театр поставил первым в СССР, собирались ставить " Метель " Л. Леонова.

 И вот тут обнаруживается  одно загадочное обстоятельство: все комплименты адресованы Михаилу  Филипповичу Мансурову, который  находился в больнице. Неужели  театр не проинформировал своих  зрителей о срочной замене, но  почему? Чтобы не испортить впечатления  о первом спектакле? Боялись ли отмены гастролей? Или просто впопыхах? Конечно, в дальнейшем фамилия " Ткачук" была вписана в программки. Правда, карандашом и как-то не отчётливо… Ольга Александровна так и стояла с пьесой в руках у самого краешка кулис до конца гастролей.. В этом исключительном случае роль суфлёра она не могла доверить никому. Роман Денисович достойно сыграл Клима Самгина во всех московских спектаклях , а потом, уже в Ташкенте, «в очередь» с Мансуровым. Но в день открытия гастролей он, видимо, так и остался безымянным героем, спасшим театр.

PS. Михаил Мансуров выздоровел, слава Богу. Вожделенное звание «Народного артиста республики» получил в 62-63гг..

                                                                                             Лидия КОЗЛОВА

1.Кремлёвский  театр, где проходили гастроли  в июне 1962 года. Сразу за Спасской  Башней.

2.Фойе Кремлёвского  Театра. Работники театра, конечно, и себя увековечили.

3. Гастрольные афиши возле театра  им. Маяковского. Я всё думаю, кто мог быть автором фотографий. В театре было два записных "фотомана" Равшан Абдурахманов (он спиной к нам у афиши) и Сергеев (он крайний слева), который ведал всякой машинерией.





Другие материалы рубрики

06.05.2014 / 11:21:03

УСПЕХИ В МИРЕ ТАНЦЕВ

Балет - это тонкое искусство. Изящное, очень сложное и эстетически красивое. Завораживающее зрелище, красивая музыка и прекрасные артисты. Сейчас балет становится одним из самых популярных видов изящных искусств. Проводится множество конкурсов, профессиональных съездов и конференций, посвященных развитию хореографии. Далее...

05.05.2014 / 13:32:54

"Волшебная лампа Аладдина" в Театре оперетты

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" Далее...

04.05.2014 / 18:56:15

"Кармина Бурана" - произведение на все времена

"Выбросьте все мои предыдущие сочинения в мусорное ведро. "Кармина Бурана" - лучшее, что я создал!" Так охарактеризовал свой шедевр композитор Карл Орф. Далее...

03.05.2014 / 09:53:31

Премьера: Блистательный спектакль "Слуга двух господ"

В Ташкентском Государственном театре музыкальной комедии (оперетта) состоялся премьерный спектакль "Слуга 2-х господ". Музыкальная комедии в 2-х действиях в стиле итальянской комедии - масок Дель – арт. Это авторская версия режиссёра постановщика Гульрух Наджидовой. Далее...

01.05.2014 / 08:04:29

В Ташкенте пройдет творческая встреча с Евгением Гришковцом

9 мая в 15:00 в театре Марка Вайля "Ильхом" состоится творческая встреча с одним из самых харизматичных писателей современности, драматургом, музыкантом, режиссёром и актёром — Евгением Гришковцом. Далее...





12.05.2024 / 17:46:45
Наши интервью. Галина Мерзликина, президент Центра международного и культурно-делового сотрудничества "Культура для жизни", организатор и куратор выставки картин академика Виктора Апухтина "Я так вижу..."
 
09.05.2024 / 17:07:44
Выставка известного художника Виктора Апухтина "Я так вижу" , открывшаяся в Ташкенте, в Доме-музее Урала Тансыкбаева 4 мая 2024 года, привлекла широкое внимание любителей изобразительного искусства
 


14.05.2024 / 11:57:27
В Ташкенте начался цикл творческих вечеров, посвященных 90-летию Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, композитора Феликса Янов-Яновского. Он открылся концертом камерной музыки в зале Союза композиторов и бастакоров Узбекистана
 
13.05.2024 / 12:59:23
Состоится благотворительный концерт Национального филармонического оркестра России под руководством народного артиста СССР, Артиста мира ЮНЕСКО Владимира Спивакова.
 


02.05.2024 / 16:35:40
Фестиваль "Бойсун Бахори" ("Байсунская весна") Узбекистан
 
10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 


02.05.2024 / 10:19:44
Наш клуб хорошо идет по дистанции. Осваиваем все новые и новые темы, узнаем все больше и больше. Уровень приглашаемых спикеров становится все выше и выше
 
29.04.2024 / 14:15:50
Посольство Республики Корея в Республике Узбекистан, совместно с Центром образования Республики Корея в Ташкенте, проводит викторину "2024 Quiz on Korea"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте