Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.06.2014 / 02:30:50
"Любовь не купишь за деньги"
Международный День защиты детей отметили в Ташкентском Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) благотворительным спектаклем-сказкой Владимира Баграмова «Тюбетейка 3D» (режиссёр Суръат Артыков). Он был предназначен, прежде всего, для детей из малообеспеченных семей махаллей «Халклар Дустлиги» Чиланзарского района. У входа в театр детей встречали любимые сказочные персонажи: Шахерезада, Зайка, Чебурашка, Дракоша. Они приветствовали зрителей перед началом и в конце спектакля, фотографировались на память в фойе со всеми желающими увековечить этот миг общения с друзьями из Страны волшебных сказок, где балом правят Любовь и Добро и все наши заветные мечты обязательно сбываются. В.И. Баграмов (1948-2011) известен в Узбекистане как поэт, писатель и драматург, о котором народный поэт Узбекистана А. Файнберг (1939-2009) справедливо сказал: «Это явление редкое». Для Академического русского драматического театра он написал пьесы: «Хрустальное кольцо», «Ивашкино счастье», «Лесная карусель». «Репортаж длиною в жизнь», «Реквием по дельфину» и др. На сцене Ташкентского государственного театра музыкальной комедии (оперетты) с успехом идут его пьесы: «Мамат-гончар», «Не по щучьему велению», «Восточная легенда», «Тётя, я женюсь!», «Биндюжник и король», «Морозко», «Сердце на ладони» (памяти Батыра Закирова), «Актриса», «Влюблённый странник» (Похождения Ходжи Насреддина). Музыкальная сказка «Тюбетейка 3D» вот уже больше года проходит с аншлагом и имеет большой успех у детей младшего возраста. Маленькие дети выходили на авансцену с большими букетами гладиолусов и ромашек, чтобы поблагодарить артистов театра за подаренную им сказку. Секрет заключается в незамысловатой простоте сюжета, красочности декорации с видами старинного восточного города, какими могли быть равноправно Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент - с голубыми куполами мечетей и пирамидальными минаретами, с неизменной арбой на заднем плане – архетипом всех восточных сказок. Эту немую декорацию оживляет искренняя завораживающая игра актёров, любящих сказку и её детскую аудиторию, наивную и непосредственную, для которой можно самоотверженно и плодотворно сеять семена «прекрасного, доброго, вечного» в надежде, что они обязательно взойдут завтра новыми здоровыми всходами. На сцене стремительно развивалось интерактивное действие, чередуясь с танцами и песнями под музыку из репертуара ансамбля «Ялла». Действующие лица то и дело за помощью и советом, что сделать и как быть, обращались в зал, поэтому дети равноправно со взрослыми участвовали в захватывающем волшебном реалити-шоу – музыкальной сказке о победе любви над злом. Главный герой каменотёс Рустам (Надир Ханов), сын бедного садовника Шерзода-ока (Марат Бухаров) влюбляется в дочь богатого и жадного купца – юную красавицу Лейлу. Жадный Джаффар-бай (Бехзод Усманов) больше всего на свете любит сытно поесть, обобрать сельчан до нитки непосильными процентами при займе и, конечно, безмерно властвовать над людьми. За тридцать тенга он готов отнять у соседа Шерзода-ока его дом и сад, оставив его семью ни с чем. Рустам приходит договариваться с баем, чтобы отсрочить на полгода возмещение долга, но тот неумолим и требует немедленного расчёта до заката дня. Рустам, увидев красавицу Лейлу, влюбляется в неё с первого взгляда. Девушка отвечает взаимностью и готова помочь бедному юноше, пожертвовав своим неприкосновенным запасом, доставшимся ей в наследство от матери – 50 тенга. Отец юноши благородно отказывается от помощи и достаёт из старого сундука тюбетейку, обладающую волшебными чарами и вручает этот семейный раритет сыну. В спектакле волшебную тюбетейку олицетворяет Ифода Ганиева. Она несётся по сцене, как ураган: способна превратиться то в добрую покорную волшебницу, а то в шайтана. Она может по первому велению доброго хозяина достать из своей дорожной холщовой сумки не только 50 тенга, но и желанный леденец в виде петушка для Лейли. Зато на злом человеке она обращается в злую Мегеру и колотит двумя дубинками жадного купца, вышибая из него все его земные пороки и слабости. Рустам, обретя силу волшебной тюбетейки, старается без помощи колдовства завоевать сердце Лейлы. Лейла, влюблённая в Рустама, вместе с ним борется со злом. Волшебная тюбетейка становится другом главных героев и дарит им возможность не только завоевать взаимную любовь, но и добиться согласия жадного хана отдать единственную дочь в жёны бедному, но мужественному и честному каменотёсу Рустаму. Какая восточная сказка может обойтись без скоморохов-маскарабозов! «Длинный» – Алишер Шаякубов и «Короткий» – заслуженный артист Уз Суърат Артыков держат весь спектакль на своих… стремительных ногах и остром языке, придающих детской постановке не только мобильность действия, но и высокую мораль: «В сказке ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». В финале сказки герои поют песню о том, что «Любовь не купишь ни за какие деньги» и ещё о том, что «на Востоке, на Востоке жизни нет без работы. Виноград на солнцепёке превращается в мечты». Гуарик Багдасарова
|
|