Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
23.05.2025 / 12:00:22
"Легендарная Бернара Кариева"-так назывался творческий вечер в ГАБТе им. А. Навои, посвященный предстоящему 90-летию выдающейся балерины и общественного деятеля Узбекистана![]() Это стало весьма значимым событием, как в жизни театра, так культурной жизни нашего города. Героиня вечера, находившаяся в директорской ложе, весь вечер принимала поздравления и букеты цветов. Один за другим на сцене следовали балетные приношения ведущих солистов в адрес Бернары Рахимовны и на радость зрителям. И так продолжалось долго, но это только радовало публику. В период работы Кариевой директором театра и мне довелось к ней обратиться с просьбой помочь в осуществлении постановки первого узбекского комического балета Сулеймана Юдакова «Проделки Насреддина». Бернара Рахимовна помогла всем чем могла и премьера этого балета с большим успехом прошла на этой сцене в марте 1997 года в постановке блестящего хореографа Булата Аюханова. Наш собеседник — автор композиции «Легендарная Бернара Кариева», режиссер этого вечера-концерта, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. Андрей Евсеевич, как родился замысел этого интереснейшего Гала-концерта в честь нашей замечательной балерины Бернары Рахимовны Кариевой? - Столь же своеобразно, как и решительно всё, связанное с творческим и жизненным обликом Бернары Рахимовны. Как известно, уже достаточно близка значительная дата её жизни – 90-летие. И вот недавно директор нашего театра Рамиз Бекназарович Усманов поручил нам организовать и провести вечер балетного искусства, посвященный нашей великой балерине. И когда он поручил мне в содружестве с руководством балетной труппы театра осуществить этот замечательный по замыслу проект – нам очень хотелось сделать его необычным по форме и содержанию , всецело раскрывающим особенности дарования Бернары Кариевой. Очень важно, что и сама она отнеслась к этой идее с большой ответственностью и активно включилась в подбор кино и фотоматериалов, создание этой программы вечера. -Что Вы можете сказать о личности и творчестве Бернары Кариевой? - Бернара Рахимовна Кариева – это и выдающийся мастер балетного искусства нашей страны, и истинная живая легенда, и при этом – своеобразнейший феномен в истории искусства Узбекистана. Написано и сказано о ее творчестве достаточно много. Но лично от себя скажу от всей души, от осознания того, что вся моя жизнь с детства и юности связана с её самобытнейшим творчеством. Начнем с того, что Кариевы - это династия. В моем семейном архиве есть фотографии ее знаменитого отца – незабвенного Рахима Маджидовича Кариева,в то время – директора нашего театра оперы и балета. Там на сборе театра присутствует и Бернара Рахимовна - в то время ученица восьмого класса. Так что она, можно сказать, корнями впитала основы и устои мировой балетной культуры. Она получила блестящую хореографическую школу и сплела воедино основы национального балетного искусства с достижениями общемировой хореографии. Ее репертуар включал практически всю известную классику, И оставаясь верной классическим хореографическим решениям образов, она наполняла их редкостной правдой жизни, непостижимо утонченными нюансами, драматургической контрастностью. А в своём обширном классическом хореографическом творчестве она при этом совершенно не боялась экспериментировать, работала над современными постановками, тяготела ко всему новому. Её творческая энергия и жажда новизны всегда и во всём опережала события и увлекала к новым путям. Вспомним и о том, что практически в первые годы своего творчества она смело и непосредственно вошла в историю постановок на сцене нашего театра балетов, которые были весьма самобытны и практически не шли нигде больше. Это и замечательная романтическая Нина в «Маскараде» Л. Лапутина, которой во время блестящих гастролей нашего балета в Москве восхищалась сама Галина Уланова. Это – блестящие работы в балете «Дон Жуан» Фейгина, балете «Барышня и хулиган»! Нельзя забыть и о ее работе в балете «Тановар» А. Козловского: там Кариева создала утонченный образ главной героини, поразительно живой и трепетный. А как не вспомнить замечательную постановку балета «Анна Каренина» Р. Щедрина , поставленного по инициативе самой Бернары Рахимовны. Многие годы Кариева ярко исполняла заглавную партию в этом значимом и для нее самой, и для театра спектакле. Исполняла, как и всё в своей замечательной творческой жизни – «от себя», наполняя свою Анну особой правдой существования. В Бернаре Кариевой живет неуемная страсть к искусству. Помню, как в 1986 году, начав свою деятельность в качестве Председателя Союза театральных деятелей Узбекистана, она сообщила мне новость о передаче Союзу театральных деятелей нашего «дома Слонимов», где проходили моё детство и юность. А чуть позже Бернара Рахимовна горячо поддержала идею создания при Союзе театральных деятелей камерного оперного театра. И первый поставленный мною и дирижером Владимиром Неймером спектакль «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова был сыгран на террасе того самого дома нашей семьи , публика располагалась во дворе. А какие незабываемые Бернара Кариева организовывала новогодние представления в нашем ГАБТ имени А. Навои в годы своего директорства! Сама их режиссировала, заботилась о декоре, заказывала какие-то невероятные цветы, бутафорию… Как-то во время спектакля «Кармен», дирижером которого выступал маэстро Уинстон Фогель из США, прямо в финале знаменитой «Хабанеры» погас свет. Дирижер разволновался, зрители загудели. Тогда Бернара Рахимовна закрылась в своем кабинете и села за телефон. Не знаю точно, на какие рычаги она воздействовала , только в театре свет включили минут через двадцать и спектакль продолжился. В течение всей своей деятельности в качестве директора нашего театра, она не пропускала ни одного спектакля, всегда сидела в ложе. И знала уровень работы каждого солиста оперы или балета. Бернара Рахимовна сделала очень многое для оживления и репертуарной, и гастрольной деятельности нашего театра. Будучи директором, она организовала и провела в Ташкенте театральный фестиваль «Восток - Запад» - первый за годы независимости, затем - Международный фестиваль балета, на который съехались артисты со всего мира, представители ведущих балетных школ и просто почитатели этого вида искусства. В их числе присутствовал известный импресарио господин Уберой - человек очень простой и общительный. Именно он стал первым импресарио и спонсором балетной труппы нашего театра в гастрольных поездках. Мы искренне благодарны ему и по сей день! Именно тогда началась обширная гастрольная жизнь нашего театра. Нашему балету горячо аплодировали в Таиланде, Малайзии, Китае, Японии, Индии… С приходом Бернары Кариевой в театр как руководителя ожила работа по обогащению репертуара. Она содействовала рождению на сцене ГАБТа им. Алишера Навои таких величайших оперных произведений, как «Порги и Бесс» Д. Гершвина и других. А спектакль «Лючия ди Ламмермур», поставленный мною с её благословения в уже далеком 1995 году, до сих пор радует зрителя, обновляя свои составы и наполняясь новой жизнью. И многие другие спектакли под ее началом были с успехом воплощены в жизнь и мною, и моими коллегами по творчеству в этот период. Высокая требовательность, организаторские способности, колоссальный энтузиазм и бескрайний полет мысли, все это - Бернара Кариева, талантливая балерина и просто прекрасный человек. - Я, как и все зрители, был в полном восторге от всего того что мы увидели на сцене. И как же формировался этот вечер ? - Мы решили сплести в единое целое самобытное творчество Бернары Кариевой, представив его в целом ряде кинофрагментов, к счастью, запечатлевших лучшие творения Мастера. А «навстречу» этим примерам высокого мастерства, индивидуальности, самоотдачи направили творчество современных солистов нашего балета. И в тех балетных образах, которые воплощала Бернара Рахимовна, и во многих иных. Не сравнивая, не сопоставляя – что бессмысленно и в принципе невозможно. -Как Вам кажется, удалось ли воплотить эти непростые задачи вечера? К великому счастью –да. Непросто говорить о результатах собственной работы, но талантливых участников этого вечера было достаточно много, и они были по заслугам горячо оценены зрителями. По горячим откликам зала, по энтузиазму каждого участника сложной программы можно считать, что по сути, это был «гала-концерт» взаимодействий творчества выдающейся балерины – и разнообразного творчества балетной труппы театра наших дней. И замечательные кинокадры, повествующие о невероятном уровне каждого нюанса мастерства и умения Бернары Кариевой чередовались экспрессивными и живыми выступлениями лучших танцовщиков и балерин нашего сегодняшнего театра. И современный зритель воочию воспринял самобытнейшие классические образы Бернары Рахимовны – нежную Одетту, коварную Одиллию, озаренную счастьем Машу в «Щелкунчике», пораженную горем Жизель… А вслед за ними – и героинь узбекских балетов «Тановар», «Вдохновение», «Темур-Малик». А ещё позднее –запечатлённых в редкостных фотографиях и Нину из «Маскарада» Лапутина, и героинь «Дон Жуана Фейгина, «Барышни и хулигана»… И в числе особых взлетов творчества Бернары Кариевой – и ее легендарную Анну Каренину, и многое, многое другое. А в ответ были представлены и замечательное «Адажио» из «Щелкунчика» в исполнении Э.Юсуповой и А. Кучкарова, и заостренно-конфликтная сцена с Короной из балета «Тамирис»( М. Хусниддинова и Ж.Журабеков), и вдохновенно-романтическое Адажио из балета «Корсар» в воплощении О. Сабировой и С. Садинова. С особым вдохновением и утонченностью выступила Заслуженная артистка Узбекистана Н. Хамраева и в изысканной Сцене с корзиночкой из «Баядерки», и в изысканно-сказочном Адажио из балета «Шахерезада». Запомнились и выступления О. Сабировой и Д. Хасманова в лико-трагичной Сцене у Балкона из «Ромео и Джульетты», и яркие в заостренной характерности выступления А. Кистановой, М.Нисанбековой, и прекрасную экспрессию и мастерство У. Олимова, С. Хайдарова и многих, многих других. За подготовкой этого прекрасного вечера – и скрупулезный труд главного балетмейстера Мехмета Балкана, и скрупулезная работа репетиторов – Заслуженный артисток Узбекистана Н.Хасановой, А.Бабаджановой, Л.Исаевой. Замечательно, динамично звучал оркестр театра под управлением ведущих дирижеров – Заслуженного дбеятеля искусств Узбекистана Фазлиддина Якубжанова, Народной артистка Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой, Садыка Гаибова. Отличной творческой находкой воспринялась в финале вечера энергетичная танцевальная кода, где в ряде выступлений вновь предстали все танцующие участники вечера. А я с удовольствием сопровождал ход гала-концерта краткими преамбулами, воспоминаниями о различных периодах творчества героини вечера, стараясь сплести воедино творческие устремления выдающегося Мастера и современных талантливых артистов балета…Гармоничным было и оформление сцены, и прекрасные видео-сценографические слайды , которые подготовил Ян Миленин – они стали своеобразными декорационными фонами каждого из номеров, в его настроении, стиле и цветовом своеобразии. Удивительно и другое – обширный и разнообразный вечер балета в честь выдающегося Мастера длился практически три часа в двух концертных отделениях – а воспринялся во всей динамике и, как говорится – на едином дыхании… - А как отнеслась к увиденному на сцене и ко всей атмосфере вечера сама виновница торжества? - Я уже говорил, что Бернара Рахимовна в течение всей своей истинно большой жизни была и остается необычайно требовательной и к себе, и к своим коллегам по творчеству. Принципиальность ее необычайно высока, и если она чем-то не удовлетворена – то всегда с неизменной прямотой говорит об этом, что называется, без «реверансов» и этических ухищрений. В процессе подготовки она заметно нервничала до самого дня гала-концерта. Но тем ценнее, что и после завершения вечера, и приехав в театр двумя днями спустя, она со всей искренностью сказала нам много теплых слов и выразила глубокую благодарность и всем участникам, и тем, кто готовил и организовывал этот вечер… И мы чрезвычайно рады такой ее оценке творческого труда многих и многих людей, организовавших и воплотивших этот поистине уникальный проект.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz фото Юрия Полянского
| ![]() |
![]()
|