Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.03.2014 / 00:12:02
Главная киноинтрига года - кто же получит "Оскар"?Начинается вручение кинопремии «Оскар». Кто же основные претенденты на главные призы? Об этом в комментарии нашего корреспондента. 2 марта 2014 года, в городе Лос-Анджелес, проходит 86-я церемония вручения американской кинопремии «Оскар» за заслуги в области кинематографа в 2013 году. Из всех представленных для награждения картин, наибольший интерес вызывает номинация «Лучший фильм года». И, хотя в списке претендентов 9 фильмов, основными кандидатами являются трое из них: «12 лет рабства» Стива Маккуина, «Гравитация» Альфонсо Куарона и «Волк с Уолл–стрит» Мартина Скорсезе. Каждый из них является авторским произведением искусства, который глазами режиссера отражает ту или иную часть человеческой истории определенного периода. В последующих рецензиях я постараюсь раскрыть суть каждого из фильмов, и показать разные стороны каждого их них. «12 лет рабства» Бывший художник, а ныне обладатель премий Каннского и Венецианского кинофестивалей, чернокожий режиссер Стив Маккуин, прогремевший в мировом кинематографе скандальными картинами «Голод» и «Стыд», сделал большой шаг вперед, экранизировав знаменитую автобиографию Соломона Нортапа «12 лет рабства». К слову, эта книга не уступает по значимости «Хижине дяди Тома» и «Убить пересмешника…». На протяжении последних лет, тема расизма активно поднималась в мировом, а в частности в американском, кинематографе. «Джанго освобожденный» Тарантино дал толчок для других режиссеров, после чего последовали такие картины, как «Дворецкий» Ли Дэниелса (оказавшийся откровенно слабым) и «Станция Фрутвейл» Райана Куглера. Но, ни один из них и близко не приблизился к эталонной работе Стивена Маккуина, которому удалось снять поистине эпическую кинодраму. Идет 1841 год. Соломон Нортап (Чиветел Эджиофор), свободный черный человек, любящий муж и отец двоих детей, живет со своей семьей в штате Нью-Йорк, где зарабатывает на жизнь честным трудом, играя на скрипке. В один день, двое джентльменов, по рекомендации знакомого, предлагают ему выгодный контракт с хорошей заработной платой, после чего Соломон, поддавшись соблазну легких денег, соглашается и переезжает в Вашингтон. Затем его накачивают наркотиками, похищают, и продают в рабство на Юг. «12 лет рабства» - это очень сильная и сложная кинокартина, которую местами неимоверно трудно смотреть. Но надо, причем всем и каждому. Атмосфера рабовладельческой страны, и духа, который в ней царил, передана мазками сильнейших крупных планов, переходящих в отдельные кадры, которые показывают всю глубину психологического состояния персонажей на определенные моменты их жизни. Музыка Ханса Циммера, вкупе с негритянскими напевами тех времен, идеально дополняет картину, придавая ей большей реалистичности. Великолепной актерской работе Чиветела Эджиофора, исполнившего главную роль в кинофильме, противопоставлена не менее (а местами даже более) яркая роль Майкла Фассбендер, сыгравшего выжившего из ума рабовладельца Эдвина Эппса, который под действием алкоголя и чувства безнаказанности, измывается над своими рабами, изливая на них свои садистские наклонности, оправдывая всё это цитатами из Библии. В этой работе Стива Маккуина нет авторских концептуальных излишеств, нет отвлекающих от происходящего действа кадров, нет деформированного сюжетного нарратива. Только голые эмоции и чувства. Горькая и жестокая художественная картина, которую не отличишь от реальности. Правда, не преподнесенная нам на блюде, а брошенная прямо в лицо: рабство – это самая позорная и ужасная страница в истории человечества. Надо никогда не забывать об этом. «Гравитация» Открывший 70-ый Венецианский кинофестиваль, космический технотриллер мексиканского режиссера Альфонсо Куарона «Гравитация», произвел грандиозный фурор, поразив своей зрелищностью и масштабностью, как рядового кинозрителя, так и кинокритиков в частности, большинство из которых включили этот фильм в список лучших лент 2013 года. Журналы “Empire”, “Time” и “Total film” дали «Гравитации» титул лучшего фильма года. Сюжет кинокартины довольно прост и умещается в паре строк. Доктор Райан Стоун (Сандра Буллок) отправляется в свое первое космическое задание под командованием очень опытного астронавта Мэтта Ковальски (Джорд Клуни). Во время работы на орбите, герои, находящиеся в открытом космосе, попадают под град обломков русского спутника. Их «Шаттл» уничтожен, сами же герои, привязанные друг к другу тросом, остаются совершенно одними в немом и чужеродном космическом пространстве. Связь с Зёмлей потеряна, и надеяться они могут только на себя. Идея создания этого фильм зародилась ещё в 2009 году, когда Куарону впервые в руки попал сценарий от его же сына, но из-за отсутствия соответствующих технологий, съемки пришлось отложить, как и в случае с «Аватаром» Джеймса Кэмерона. И именно «Аватар» дал знак режиссеру, что время пришло. Впоследствии, Кэмерон так отозвался о «Гравитации»: “Это лучшая кинолента о космосе в истории кино”. Альфонсо Куарон относится к тому редкому виду талантливых режиссеров, которым, в полной мере, удается совмещать кино интеллектуальное и коммерческое. И если в своих предыдущих картинах «Гарри Поттер и узник Азкабана» и «Дитя человеческое» он только набирал обороты, то в «Гравитации» его гениальность раскрылась в полной мере. Творческий тандем Куарона и его постоянного оператора Эммануила Любецки (показавшего свой огромный талант в «Древе Жизни» Терренса Малика), выдает полуторачасовую космическую эпопею планетарного масштаба, где, в красоту достижений современных компьютерных технологий аккуратно вплетена идея одиночества человека нашего времени. И если в предшественнике «Гравитации», фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея – 2001», идея человека одерживающего вверх над всесильными технологиями оказывается превалирующей, то у Куарона всё наоборот. Герои глубоко зависимы от той техники, которая их окружает, их жизнь буквально зависит от неё. Если проводить аналогии, то можно увидеть глубокий символизм автора. Космос – это общество, в котором мы сейчас живем, а технологии – это все те гаджеты, без которых мы не можем себе представить повседневную жизнь. С другой же стороны, каждым кадром фильма, каждым жестом героя, автор показывает нам жестокую правду – как бы человечество не стремились к звездам, мы чужие в этом жутком, безмолвном космическом пространстве, где отсутствие всякой жизни и есть Жизнь. «Волк с Уолл-стрит» «Волк с Уолл-стрит» - пятый совместный фильм одного из лучших и величайших режиссеров американского кино, лауреата премии «Оскар» Мартина Скорсезе, которому (только вдумайтесь) исполнилось 71 год, и гениального актера нашего поколения, который, удивительным образом, ещё не получил премию «Оскар», Леонардо Ди Каприо. Являющийся фаворитом в борьбе за заветные статуэтки в этом году, в том числе и в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший актер», фильм основан на мемуарах Джордана Белфорта, который в 90-ых годах основал одну из самых больших брокерских компаний, но впоследствии был осужден за финансовые махинации. На дворе 1987 год. Главный герой Джордан Белфорт (Ди Каприо), молодой и амбициозный, для которого котировки акций, финансовые махинации и желание много заработать являются ключом к пониманию смысла жизни, устраивается на работу в корпорацию «L.F. Rothschild», после чего знакомится со своим боссом Марком Ханной, роль которого сыграл Мэтью Макконахи, удивительно воскресивший свою актерскую карьеру в этом году. В первый же день его работы, на Уолл-стрит, происходит биржевой обвал, который впоследствии будет назван «черным понедельником». Оказавшись не удел, наш герой не отчаивается, и открывает собственную фирму. В помощники привлекаются толстый сосед из кафе (Джона Хилл), и местные знакомые мошенники. Цель – обман небогатого среднего слоя американского населения, путем продажи дешевых акций с низкими котировками. Несмотря на возраст, Скорсезе выдает свой лучший фильм со времен невероятных по атмосфере и актерской игре «Славных парней», «Казино» и «Отступников». Изумительно точная карикатура на нуворишей 90-ых годов, периодически переходящая в откровенный фарс, показывает всю духовную нищету поколения с Уолл-стрит, для которого главная цель существования - прожигание жизни с помощью миллионов, украденных у честных людей. Совесть – самая атрофированная часть их сознания, замещенная денежными купюрами. Раскаяние – даже не надейтесь. Джордан Белфорт, с горящими от вдохновения глазами, исступленным голосом «проповедует» своим работникам вселенскую правду жизни на Уолл-стрит – знак доллара это все. Но даже эти, изумительные по своей мощи и постановке кадры, пронизаны саркастическим взглядом режиссера, главная цель которого показать – одержимость никогда не доводит до добра, тем более если она построена на горе других людей. Самый же важный вопрос, вынесенный за рамки картины 90-ых годов, остается актуальным и по сей день – а так ли сильно отличаются обитатели Уолл-стрит того и нынешнего времени? Думаю, цитата из фильма даст нам идеальный ответ: «Нет ничего благородного в бедности. Я был и богачём и был бедняком. Но я во всех случаях выбрал бы богатство. Потому что когда у богатого человека проблемы — он решает их в своем лимузине в костюме за две тысячи баксов и в золотых часах за сорок штук».
Тимур Худойбердыев,
|
|