Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.05.2017 / 09:44:20
Документальный фильм "Большое сердце Ташкента" на телеэкранах страныДраматичные истории спасения многих тысяч беженцев из оккупированных фашистскими захватчиками районов бывшего Союза представлены в документальном фильме «Большое сердце Ташкента», показанном накануне Дня памяти и почестей на ряде каналов НТРК, а также на «Uzreport TV». Созданная в 2016 году на столичной студии «Фаввора-фильм» картина о подвиге узбекского народа в годы войны по их спасению, его доброте и милосердии нашла горячий отклик у многих зрителей. Фильм снят режиссером Ходжимуратом Валиевым по сценарию известного теле журналиста Бориса Бабаева, автор идеи и продюсер проекта- художественный руководитель студии «Фаввора-фильм» Келдиёр Хужаяров. Современный трехмиллионный Ташкент притягивает внимание своими огромными возможностями, становится все более привлекательным городом с впечатляющими архитектурными ансамблями, широкими улицами и проспектами, уютными парками и скверами. Главный город Узбекистана динамично развивается. Но, двигаясь вперед, нельзя не оглянуться назад и не вспомнить трудные годы Второй мировой войны, когда наша столица превратилась в настоящий город спасения: на Ташкент выпала историческая миссия стать надежным домом для эвакуированных в Узбекистан людей, среди которых было огромное числа стариков, женщин и детей. — У столицы Узбекистана многовековая история. Она вместила в себя немало страниц, достойных того, чтобы ими гордились, — сказал в беседе с нами Борис Бабаев. Ранее он снял документальные фильмы «Ташкент — родина телевидения», «Феномен «узбекской модели», «Семья — символ вечности жизни», «Если ты прав» и другие. — Одна из таких ярчайших страниц — спасение от голода и смерти многих тысяч людей, эвакуированных из оккупированных нацистскими захватчиками районов России, Белоруссии и Украины. «Когда война опустошала и разрушала, гасила окна городов, его земля теплом дышала, давала людям хлеб и кров...» Эти строки из известной песни «Сияй, Ташкент, Звезда Востока». Они написаны о благодатной земле, давшей в военные годы приют тысячам обездоленных людей. Фильм «Большое сердце Ташкента» рассказывает о том, что с осени 1941 года ташкентский вокзал круглосуточно принимал истощенных измученных людей с их скудными пожитками, бежавших из разбомбленных городов. Каждые полчаса-час привокзальная площадь вбирала в себя все новые и новые потоки прибывающих. Перед вокзалом, в сквериках, на прилегающих улицах не то что сесть — стоять было негде. Люди с узлами, корзинами, сумками располагались на тротуарах, мостовой, в палисадниках. Человеческий поток не ослабевал и ночью, когда кругом ни огонька. Лишь шевелящаяся масса людей да черные контуры оголенных деревьев… Большая часть остального мира в это самое время была озарена светом пожарищ, наполнена запахом гари, отмечена жертвами и разрушениями. Над всем этим как доминанта — грохот эшелонов. Мужчины, воины отправляются биться с фашистами на запад, вагоны со стариками, женщинами и детьми — на восток, в эвакуацию. Кто попадал в списки едущих в Ташкент, считал, что им выпал счастливый спасительный билет. В самом начале войны в город прибыли тысячи людей самых разных национальностей. Их всех необходимо было встретить, принять, обеспечить жильем, работой, питанием, которого тогда не хватало, учитывая, что экономика города была перестроена по требованиям военного времени. Ташкентцы прямо с вокзала забирали в свои дома намучившихся, настрадавшихся людей, делились с ними последним, не делая различия между своими детьми и детьми эвакуированных. С большой теплотой они принимали прибывавших, помогая им, понимая, что милосердие и сострадание в эти дни особенно необходимы. Об этом в фильме с чувством глубокого волнения рассказывают многие очевидцы тех событий: скульптор Яков Шапиро, певец Иосиф Кобзон, крупный специалист водного хозяйства Аркадий Нисневич и другие. Подвиг Ташкента в годы войны, его большое сердце запечатлены во многих произведениях киноискусства, поэзии и прозы, театральном и изобразительном искусстве. Одно из них — роман писателя Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Автор родилась, выросла, получила образование в столице Узбекистана. В ее произведении есть волнующие страницы, достоверно передающие атмосферу того времени, рассказывающие о судьбах эвакуированных. Одна из героинь по имени Хадича, чтобы спасти умирающую от истощения девочку Катю, привезенную из осажденного Ленинграда, продает на базаре самое ценное, что было в доме, — сапоги сына, и покупает молоко, которое вливает каплю за каплей в пересохшие губы девочки. И свершается чудо — ребенка удается вырвать из рук смерти. «С того военного лета этот город, эти узбекские дворики с теплой утоптанной зеленью, эти кроны чинар означали для нее больше, чем просто жизнь; все это было жизнью подаренной», — пишет автор. О доброте и великодушии узбекского народа в те годы в фильме повествует сама Дина Рубина, интервью с которой снято в Израиле. Каждый день сотни прибывших отправляют в город, где для них уже приготовлено жилье. А к ночи площадь снова была полна. Действующий эвакуационный пункт не справляется с людской лавиной. Главная трудность — дети: один потерялся в дороге, другой отстал от своего детского сада, третий не может объяснить, откуда и с кем приехал. Потому была первейшая задача — спасать детей. В связи с создавшейся обстановкой 25 ноября 1941 года был издан приказ о создании на железнодорожном вокзале Ташкента Центрального детского эвакопункта. Здесь установили круглосуточное дежурство, привлекли для этого в помощь штатным сотрудникам лучших директоров детдомов. Она, а также педагоги, воспитатели, врачи, сменяя друг друга, денно и нощно встречали эшелоны с прибывающими эвакуированными и членами их семей. В фильме звучит голос диктора: «Эшелоны все прибывали... Звонок из диспетчерской: Всего в Узбекистане, спасаясь от бомбежек, голода и холода, нашли приют, кров, спасение 1,5 миллиона беженцев из оккупированных территорий России, Украины и Белоруссии, в том числе 250 тысяч евреев. Среди них, радушно принятых Ташкентом, было немало видных представителей интеллигенции. В город были эвакуированы театры, киностудии, где работали выдающиеся режиссеры Михаил Ромм, Иосиф Хейфиц, Александр Зархи, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, а также Фаина Раневская, Аркадий Райкин, Лев Свердлин, Леонид Броневой и многие другие известные актеры. В Узбекистане нашли приют совсем юные в ту пору Михаил Жванецкий, Генрих Боровик, Иосиф Кобзон, другие молодые люди, ставшие затем крупными деятелями культуры и искусства России. Народ Узбекистана широко распахнул перед ними двери своих домов, здесь они нашли приют и спасение, и это никогда не забудется. Об этом в фильме рассказывают главы дипломатических миссий Германии и Израиля, глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Криста Пиккат, телеведущая народная артистка Узбекистана Галина Мельникова. О подвиге узбекского народа в годы войны и сегодняшнем Узбекистане в фильме рассказывают также профессор Акмал Саидов, писатель Джасур Исхаков. Конечно, 70 с лишним лет назад Ташкент был совсем другим городом с небольшими двориками, узкими улицами. Теперь его не узнать. Особенно большие изменения произошли в последние четверть века, после обретения нашей страной независимости. Сегодня это крупнейший промышленный и культурный центр на Востоке, перекресток дорог во все концы планеты. Но прежним остается его большое сердце, ничуть не изменились открытые и гостеприимные люди, готовые, как в тяжелую военную пору, поделиться последним куском хлеба с людьми, нуждающимися в помощи и поддержке.
Юрий СТОЯНОВ, Юрий СТОЯНОВ, народный артист России:
— Семью моей мамы эвакуировали из Сталинграда в 42-м году. Их приютили узбекские семьи в Ташкенте. Сами хозяева спали
Кармела ШАМИР, Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в Узбекистане:
— Когда изучала Узбекистан, готовясь приехать сюда в качестве посла, узнала многое об этой главе летописи страны — одной из ярчайших и добрых страниц в человеческой истории, которой Узбекистан вправе гордиться. Она показывает, как солидарность может творить добро в нашем мире. Та ситуация изменила жизнь многих людей. Эта часть истории Узбекистана очень вдохновляющая и должна быть включена в учебники истории всех стран. Знаю много примеров, когда узбекские семьи делились последним куском хлеба с беженцами — представителями совсем другой культуры и религии, которые нашли здесь не только приют, но и теплое дружеское отношение со стороны коренного населения.
“НАРОДНОЕ СЛОВО”
|
|