Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.04.2014 / 10:23:18
"Песенки Александра ВертинскАго" в исполнении Георгия Дмитриева
В этом году театрально-музыкальный мир празднует 125 летний юбилей «русского Пьеро». Александр Николаевич Вертинский (9 (21) марта 1889 года, Киев, – 21 мая 1957 года, Ленинград) – русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских. Использование маски в качестве сценического образа было характерно для того времени – традиция, идущая от серебряного века в литературе. Элемент перевоплощения, отстранения, самоиронии проскальзывал даже на афишки, на которых рядом с образом грустного Пьеро красовалось название «Популярные песенки в исполнении ВертинскАго», где в фамилии маэстро была заменена одна буква. Отмечалось, что на выбор Вертинского оказала влияние поэзия Блока, в частности пьеса «Балаганчик» и цикл «Маски». Сам артист утверждал, что этот грим появился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых, и «был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом». Эта маска помогала артисту входить в образ. Его Пьеро – «комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство». Позже появился образ «черного Пьеро»: мертвенно-белый грим на лице сменила маска-домино, на смену белому костюму Пьеро пришло чёрное одеяние с белым платком на шее. Новый Пьеро (как пишет Е. Р. Секачева) стал «в своих песенках ироничнее и язвительнее прежнего, поскольку утратил наивные грезы юности, разглядел будничную простоту и безучастность окружающего мира». Каждую песню артист превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Певца, который называл свои произведения «ариетками», стали называть «русским Пьеро». Позднее А. Вертинский сменил костюм Пьеро на сценический строгий чёрный фрак. А.Н. Вертинский – один из тех ярких личностей, чьё обаяние не убывает с годами и сохраняется даже после кончины, запечатлевшись в звуках и строчках. После получения образования в МГУ имени М.В. Ломоносова я стала студенткой заочного обучения Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. И мне пришлось в середине 80-х годов прошлого века ежегодно в течение шести лет ездить на сессию в «Северную Пальмиру». Мои старинные друзья, среди которых была дочь известного китаеведа Любовь Васильевна Алексеева, привили мне любовь к песням А. Вертинского, которого они боготворили. Эту любовь они унаследовали от своих родителей, которые сохранили живую память и отчётливо воспроизводили облик замечательного артиста. Его вспоминали, слушали часами на аудиокассетах и восхищались им, потому что многим он помогал перенести голод, холод и утрату близких в блокадном Ленинграде. Но по-настоящему А. Вертинского я открыла на концертах солиста ГАБТ имени А. Навои -Георгия Дмитриева. К творчеству знаменитого певца – «русского Пьеро» Георгий Дмитриев обратился в 2007 году. Ему тогда аккомпанировал талантливый концертмейстер Александр Вишневский. С годами репертуар расширялся, а сольный концерт превращался в спектакль одного актёра с чётко отточенной современной режиссурой. Программа минувшего сольного концерта (7 04 14) Г. Дмитриева в Академическом русском драматическом театре включала в себя «популярные песенки» Александра Вертинского: «Танго «Магнолия», «Джиоконда», «Я сегодня смеюсь над собой», «Piccolo Bambino», «Жёлтый ангел», «Доченьки», В синем и далеком океане», «Испано-Сюиза», «Песенка о моей жене», «Дни бегут», «Femme raffinee», «Джимми», «Рождество», «Палестинское танго», «Оловянное сердце», «Марлен», «Желтый ангел», «Без женщин», «Ирине Строцци», «Дни бегут», «Прощальный ужин» и другие. В концерте-спектакле были тонко продуманы документально-биографическая, музыкально-вокальная концепции постановки, освещение, парадный костюм артиста – чёрный фрак и белая манишка с неизменной артистической бабочкой, элегантная декорация на заднем плане сцены – круглый стол и на нём в вазе весенний букет, кофейник и сигареты – спутники неприхотливой многолетней гастрольной жизни Вертинского. Позже певец говорил, что именно эмиграция превратила его из капризного артиста в трудягу, который зарабатывает на кусок хлеба и кров. В новой версии моноспектакля были скрупулёзно выверены и органично соединены музыкальный и пластический рисунки постановки. Каждый жест артиста, поворот его головы, ракурсы со спины, в фас и профиль – всё до мелочей служило одной цели – донести до зрителей камерный театр А.Н. Вертинского с его особой неповторимой доверительной интонацией. Надо отметить, молодой талантливый пианист-концертмейстер Сергей Скобин также справился со своей задачей на «ура», обогащая простые мелодии песен А. Вертинского богатой аранжировкой, вызывавшей в слушателях разнообразную палитру историко-культурных и литературно-музыкальных ассоциаций и внутренних, очень личных переживаний. Циклы стихов Вертинского рождались «вариациями на тему»; в них он «стремился показать, что никем не понятый, одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира». Отойдя от традиций русского романса, он «…предложил эстраде другую песню, связанную с эстетикой новейших течений в искусстве и культуре, и прежде всего авторскую художественную песню». Вертинскому, как отмечали специалисты, удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. «Я был больше, чем поэтом, больше, чем актером. Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр», – говорил о себе Вертинский. Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний. Об отдельных вехах этого новаторского пути Г. Дмитриев поведал зрителям не только в песнях, но и отдельных воспоминаниях самого Вертинского, почерпнутых из его писем своим близким и дневниковых заметок, а также биографических справок. Из его рассказа мы узнали, что А. Вертинский со своими концертами объездил не только почти всю Европу (Румыния, Польша, Германия, Турция, Бессарабия, Франция, Палестина), долго жил в эмиграции в Китае и дважды побывал в Ташкенте, о котором у него остались самые тёплые воспоминания. А. Вертинский, дававший концерты в Узбекистане в октябре 1956 г, встречался в Ташкенте с Галиной и Алексеем Козловскими. Они подарили знаменитому шансонье книжку китайских стихов и оставили в ней надпись стихами А. Ахматовой. Кульминационным моментом в программе было исполнение в полный драматический голос романса «То, что я должен сказать» и связанные с ним воспоминания А. Вертинского. Так уж совпало: 25 октября 1917 года в Москве проходил бенефис Вертинского. Романс «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров, возбудил интерес Чрезвычайной комиссии, куда автора вызвали для объяснений. Согласно легенде, когда Вертинский заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил ответ: «Надо будет, и дышать запретим!». Как «гений и злодейство – две вещи несовместные» для А. Пушкина, так «искусство и страх» не совместимы были для А. Вертинского, по его признанию. Европейские гастроли для артиста не были лёгким делом: отношение публики к артистам, выступавшим в ресторанах, было не таким уважительным и даже возвышенным, как в России. На неоднократные просьбы о возвращении на родину А. Вертинский получал отказ и размышлял в своих дневниках и письмах о жизненном пространстве, которое только мы сами своими усилиями способны наделить высоким духовным смыслом. О своей «второй родине» Вертинский писал: …Моя Франция – это один Париж, зато один Париж – это вся Франция! Я любил Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя было не любить, как нельзя было его забыть или предпочесть ему другой город. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно. Это был город, где свобода человеческой личности уважается… Да, Париж… это родина моего духа! В тридцатые годы в США близкая дружба связала его на долгие годы с Федором Шаляпиным,Рахманиновым, Балиевым, Болеславским, Рубеном Мамуляном, а также с его парижской знакомой Марлен Дитрих, которой он позже посвятил песню «Марлен». В тридцатые годы впервые Вертинский использовал в своих песнях стихи В. Маяковского. Они совершенно по-новому прозвучали в концерте Г. Дмитриева: певец объединил две песни «Жёлтый ангел» и «Сумасшедший маэстро» и придал им совершенно новое героическое звучание. Из США Вертинский вернулся во Францию, а оттуда в 1935 году перебрался в Китай, обосновавшись в Шанхае, где проживала большая русская колония. Именно в эти годы впервые в эмиграции он познал нужду. Согласно воспоминаниям его молодой супруги Лидии Вертинской (она была моложе на 34 года), перед каждым своим выступлением Александр Николаевич выкупал фрак из ломбарда, а после выступлений сдавал его снова, до следующего раза. А. Вертинскому разрешили вернуться на родину (Москву) только в ноябре 1943 года с женой и трехмесячной дочерью Марианной. Он поселился на улице Горького (поначалу – в гостинице «Метрополь»). Ровно год спустя у супругов родилась вторая дочь Анастасия. Обеим девочкам Вертинский посвятил одну из самых своих известных песен того периода «Доченьки». Эта песня вызвала на концерте шквал аплодисментов - так трогательно, задушевно её исполнил Г. Дмитриев. Вертинский много гастролировал на фронте, исполнял патриотические песни и песни собственного сочинения. В мирное время только в дуэте с пианистом Михаилом Брохесом за 14 лет он дал более двух тысяч концертов, проехав по всей стране, выступая не только в театрах и концертных залах, но на заводах, в шахтах, госпиталях и детских домах. Концерты в Москве и Ленинграде были редкостью, на радио Вертинского не приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах. Несмотря на огромную популярность певца, официальная пресса к его творчеству относилась со сдержанной враждебностью: ни одна его песня не звучит в эфире, газеты и журналы о триумфальных концертах Вертинского хранят ледяное молчание. Выдающегося певца как бы не существует, и это вызывает глубокий психологический кризис у артиста незадолго до его кончины. Александр Николаевич Вертинский скончался от острой сердечной недостаточности 21 мая 1957 года в гостинице «Астория» в Ленинграде, куда приехал на гастроли. В этот вечер, - рассказал Г. Дмитриев, - по просьбе зрителей, к которым присоединился Качалов из зала, он исполнил на «бис» «Прощальный ужин». Так он фактически простился со своими слушателями. Г. Дмитриев на своём сольном концерте воссоздал трепетную атмосферу этого прощания: слова песни звучали скорбно и одновременно обнадёживающе оптимистично, ведь их слышали уже новые поклонники творчества А. Вертинского в XXI веке. Завершался «Прощальный ужин» такими словами: «Я знаю, даже кораблям Необходима пристань. Но не таким, как мы! Не нам, Бродягам и артистам!» А. Вертинский был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. После концерта Г. Дмитриева и долгих оваций люди ещё долго обменивались в фойе мнениями об увиденном и услышанном. Некоторые зрители, впервые попавшие на концерт Г. Дмитриева, поначалу были разочарованы. Они ожидали, что артист запоёт голосом своего кумира и даже сохранит дефекты дикции: известно, что Вертинский не проговаривал букву «р» и произносил букву «г» на украинский лад, как букву «х». В ходе концерта солист Г. Дмитриев мог подчинить публику магией своего неповторимого баса и доказать всем, что для него важнее донести дух и душу песенного творчества своего кумира, а не «клонировать» его сценический образ. У А. Вертинского было много подражателей. В частности, были особенно известны пародийные песенки популярного артиста-эксцентрика Савоярова, который до конца 1920-х годов гастролировал по России с концертами под фамилией «знаменитого артиста Валертинского». Для Г. Дмитриева не столь важны внешние детали, хотя он их точно передал в связующих «лирических отступлениях» между вокальными номерами, когда рассказал публике о манере говорить и петь главного и единственного героя музыкального спектакля. Это не шоу «Точь-в-точь» на первом канале Российского ТВ, не слепое подражание Вертинскому и даже не талантливое перевоплощение в своего героя, - это значительно большее по содержанию и форме представление о маэстро – в развитии, в новом восприятии и понимании в духе уже нашего времени – XXI века. Поэтому с полным правом Г. Дмитриев многие песни А. Вертинского посвятил своему близкому окружению: Евгению Дмитриеву, Марку Вайлю, Куркмасу Мухитдинову… «Интимные» песенки, «домашний» голос – кто бы мог подумать, что всё это может иметь отношение к искусству. А между тем такой феномен существовал в лице Вертинского. За внешней элегантностью, непритязательными мелодиями песенок «русского Пьеро» Г. Дмитриев смог уловить глубоко скрытый трагизм, ностальгические настроения и патриотизм их автора. Он, может быть, один из первых исполнителей нашёл смелость «во весь голос» передать эти скрытые мотивы в своём многогранном спектакле: это и песня, посвящённая погибшим юнкерам, впервые прозвучавшая в 1917 году, и гротесковый траги-комический фарс о цирковой балерине («Я маленькая балерина»), и слёзно-сентиментальная история о клоуне и Магдалине: Piccolo Bambino. Выбор такого концерта-спектакля не случаен: образ, созданный на эстраде А. Вертинским, оказался единственным в своём роде, благодаря своеобразной манере исполнения: каждую песенку певец преподносил как маленькую пьеску, выступая в качестве драматурга, режиссёра и актёра одновременно. Режиссёр ГАБТ имени А. Навои, заслуженный работник культуры Уз А.Е. Слоним восторженно отозвался о минувшем концерте: - Блестящий концерт. Так А. Вертинского и в Москве петь не умеют. Самое полное представление о жизни и творчестве А. Вертинского можно получить по вышедшей в 90-х годах прошлого века книге «Александр Вертинский. Дорогой длинною…». Первый раздел составлен из воспоминаний о детстве, юности, первых сценических опытах, о долгих дорогах эмиграции. Второй раздел включает в себя стихи и тексты песен. Зрители, побывавшие на концерте Г. Дмитриева, за два часа прошли вместе с солистом дорогой, длиною больше жизни «Русского Пьеро» – 125 лет со дня рождения А.Н. Вертинского. Гуарик Багдасарова
|
|