Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
28.03.2024 / 09:56:10

Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусств


Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан профессор Виталий Львович Мелкомини — яркий пример самоотверженного, рыцарского служения искусству, которому отдано более 70 лет.

 

Дело жизни

Прекрасный музыкант и талантливый педагог, Виталий Львович был уникальной личностью, по отзывам коллег и многочисленных учеников — настоящим аристократом духа.

Любовь к искусству ему привил отец Лев Мелкомини, окончивший Миланскую консерваторию и обладавший уникальным лирическим тенором. Он много гастролировал как камерный певец, делал записи на радио, изучал макомы, ставил голоса будущим знаменитостям — солистам оперы. В доме, где часто собирались известные певцы, танцоры, драматиче­ские артисты, музицировали, вели беседы об искусстве. Прекрасно пела и мама, Анна Даниловна.

В музыкальную школу отец его привел в 1939-м, позднее она стала учебным заведением для одаренных детей при консерватории. На вопрос, почему выбор пал на гобой, Виталий Львович отвечал не задумываясь:

— Этот удивительный инструмент по тембру ближе всего к человеческому голосу, он по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана. Гобой — инструмент, создающий музыкальные образы, передающий мечтательное, задумчивое настроение, протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно.

В том же 1939 году в семью пришло большое горе — репрессировали отца, и мальчишке пришлось уйти из музыкальной школы. Льва Мелкомини все же выпустили из застенков, но пережитое дало о себе знать — его не стало в 50 лет буквально накануне войны. Несмотря на бронь, ушел добровольцем на фронт и погиб старший брат Юрий, работавший в Академическом русском драматическом театре Узбекистана. Молодому талантливому артисту, который, кроме того, прекрасно играл на контрабасе, рисовал, было всего 19 лет. Кстати, талантливой пианисткой была и сестра Виталия Львовича — Руфина Львовна.

16-летним парнишкой В. Мелкомини пошел работать на завод чугунно-хозяйственной посуды, затем был мобилизован на 77-й оборонный завод. Там поступил в школу фабрично-заводского обучения и через полгода встал за станок токарем третьего разряда. Ночью работал в цехе, днем — в оркестре Театра юного зрителя. Поспать немного удавалось лишь в обеденный перерыв. Музыкальную школу-десятилетку окончил лишь в 1946-м. Потом она получит известность как Республиканский специальный музыкальный академический лицей имени Успенского, а он станет на многие десятилетия ее педагогом. Обучение, а затем преподавательскую деятельность на оркестровом факультете Государственной консерватории Узбекистана продолжал совмещать с исполнительством, был солистом симфонического оркестра радио Узбекистана, Театра музыкальной комедии (оперетты), Узбекского государственного музыкального театра имени Мукими, Государственной филармонии, Государственного академического Большого теа­тра имени Алишера Навои.

Барометр музыкального искусства

Музыканта высокого уровня, работавшего во многих ведущих театральных коллективах и оркестрах республики, В. Мелкомини можно считать основателем гобойной школы сольного исполнения в Узбекистане, системы воспитания талантливых музыкантов и педагогов. Сегодня сложно подсчитать, скольких ребят он обучил секретам профессии, открыл путь в большое искусство. Многие из них — лауреаты республиканских и международных конкурсов, работают в школах музыки и искусства, колледжах и лицеях, Государственной консерватории Узбекистана, ведущих музыкальных коллективах страны. Очевидно, потому и присвоено музыканту звание «Заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан».

— О Виталии Львовиче можно говорить очень много, — говорит председатель Сою­за композиторов Узбекистана Рустам Абдуллаев. — Его дела говорят сами за себя, они всегда были барометром музыкального искусства. Он много сделал для развития инструментальной, оркестровой музыки нашей страны, вошел в музыкальное искусство Узбекистана как гобоист-прима номер один, высоко поднявший планку исполнительства на таком сложнейшем духовом инструменте. Он исполнял как произведения отечественных композиторов — Г. Мушеля и А. Козловского, Ф. Янов-Яновского и И. Акбарова, М. Бурханова и других, так и мировой классики.

— Почти 60 лет Виталий Львович проработал на кафедре оркестровых инструментов Государственной консерватории, — рассказывает профессор Дилора Мурадова. — При его непосредственном участии были созданы первые учебники. Один из них — «Начальная школа обучения на гобое и блок-флейте». В. Мелкомини заложил традиции того, что сегодня в консерватории большая часть педагогов — концертирующие музыканты. Одной из первых в консерватории кафедра оркестровых инструментов стала посылать воспитанников на престижные международные музыкальные фестивали и конкурсы, где они завоевывали и продолжают завоевывать призовые места.

— Очень важно любить то, чем ты занимаешься в жизни — свое дело, отдавать ему всего себя. Музыкант может быть только настоящим, — говорил В. Мелкомини. — Он должен не просто играть произведение по нотам, а исполнять его. Вдохновенно, пропустив через серд­це и душу!

Этому он всегда учил своих воспитанников, прививал им любовь к музыке, стремление, чтобы они поняли и исполнили произведение так, как исполнил бы его сам композитор, передали то, что он вложил в него и хотел донести до слушателей.

Сурнай «от и до»

Сегодня уже мало кто знает, что в 50-60-х годах прошлого века, когда в Узбекистане создавались оркестры национальных инструментов, закладывались основы исполнительства, Виталий Львович участвовал в лабораторных исследованиях над созданием сурная нового типа, внеся вклад в реконструкцию узбекских национальных духовых инструментов.

А когда инструмент был создан, стал одним из первых исполнителей на нем и лауреатом международного конкурса, разработал программу преподавания на обновленном сурнае, благодаря чему в консерватории начали готовить специалистов по этому направлению.

— Вопрос о потребности усиления духовых оркестров народных инструментов поднимался на международной научной конференции, прошедшей в Самарканде в рамках XX юбилейного Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари», где был представлен новый музыкальный духовой инструмент куш-буламан, а также в апреле этого года в Шанхае на симпозиуме ректоров высших музыкальных учебных заведений стран Великого шелкового пути, — рассказывает проректор Государственной консерватории Узбекистана Равшан Нигматов. — Идеей заинтересовалась руководитель камерного оркестра народных инструментов «Согдиана» Фируза Абдурахимова. Постараемся внедрить куш-буламан и реконструированный Виталием Львовичем сурнай вначале на базе этого коллектива, затем в более широком масштабе.

Педагогика сердца

Впервые наставником он стал еще в 43-м, когда начальник цеха назначил 16-летнего токаря Мелкомини наладчиком оборудования и поручил заняться воспитанием таких же, как он, мальчишек.

— Главное, чему меня научил в жизни Виталий Львович, — это мыслить по-настоящему. Он очень любил это слово. Делать глубокий анализ — и не только музыкальных произведений, но и размышлять о философии жизни, — вспоминает Равшан Нигматов. В 2013 году, когда случилось несчастье, именно он первым пришел своему педагогу на помощь и вместе с близкими был рядом в самые тяжелые дни болезни. — Под понятием «по-настоящему» имеется ввиду высочайший профессионализм.

Он обращался с молодыми музыкантами на равных, видя в них прежде всего будущих коллег и единомышленников. Всегда был терпелив, никогда не заставлял, не принуждал и не повышал голоса, лишь подсказывал и направлял. А еще любил, шутя повторять, когда видел волнение перед экзаменом или концертом: «Ну, что ты волнуешься? Это пусть море волнуется, а тебе играть нужно!» Его педагогическими, духовно-нравственными принципами, в основе которых лежат человечность и порядочность, я сегодня пользуюсь в своей практике.

Наше содружество — учителя и ученика — продолжалось много лет. Начиная какой-то крупный проект, готовя программу, я всегда обязательно советовался со своим учителем. И каждая наша встреча или совместный урок открывали для меня что-то новое. «Жить ради музыки, педагогики, на благо искусства своей Родины — по-настоящему!» — творческий девиз и секрет жизненного долголетия, который он оставил в наследие своим многочисленным ученикам, новым поколениям музыкантов нашей страны.

 

Ирина Рибар.

«Правда Востока» №195/20167 октября 2016





Другие материалы рубрики

19.03.2024 / 20:38:02

КОМПОЗИТОР СУЛЕЙМАН ЮДАКОВ. КОРИФЕЙ

С утра было солнечно. Базар в Коканде был любимым местом горожан. Народ ходил туда если не за покупками, то для того, чтобы пообщаться и посплетничать. Туда же шел человек, одетый в простой халат, и тюбетейку. Далее...

18.03.2024 / 19:22:33

Прощай Масленица – здравствуй весна!

Древний город Самарканд славен не только своими историческими памятниками, богатым культурным наследием, но и давними традициями. На щедрой самаркандской земле бок о бок проживают разные народы, причём славяне здесь могут свободно участвовать в празднике Навруз, а мусульмане поприсутствовать на проводах зимы, провожая русскую Масленицу, Пасху, поделиться между собой еврейской мацой или узбекской лепёшкой. Далее...

18.03.2024 / 09:58:53

О Наврузе и опере "Садокат" Рустама Абдуллаева

Подготовка к Наврузу наполнена теплом и уютом: уборка дома, приготовление особых блюд, украшение столов специальными символами, все это создает атмосферу праздника и радости. Навруз не только праздник для тела, но и для души, он приносит с собой возможность начать все с чистого листа, исправить ошибки, помириться и принять новые вызовы Далее...

14.03.2024 / 12:14:57

ЮНЫЕ ПИАНИСТЫ ИГРАЮТ МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА

13 марта 2024 года в рамках заседания Методического объединения Детских школ музыки и искусств города Ташкента состоялась лекция-концерт "О фортепианных произведениях композиторов Узбекистана в репертуаре юных пианистов". Далее...

13.03.2024 / 14:41:18

Большой успех праздничной программы Джаз-оркестра Узбекистана "Джаз для милых дам" в зале консерватории в День 8 марта

Этот яркий, запоминающийся праздничный концерт был подготовлен и проведен Джаз-оркестром Узбекистана под руководством главного дирижера Игоря Азаренко. Программу представлял публике художественный руководитель оркестра, народный артист Узбекистана Мансур Ташматов, который сердечно поздравил с праздником весны и 8 марта всех представительниц прекрасного пола и высказал им свои самые наилучшие пожелания. Далее...





24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте